9 класс. Как написать сочинение 15.2.: приёмы работы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Написание сочинения-рассуждения 15.2 подразумевает собой умения анализировать финальную фразу текста в соотнесении со всем текстом. Стоит отметить, что в последнее время в учительской среде бытует мнение о «лёгкости» выбора сочинения 15.2. Однако подчас учащиеся сталкивают...


Написание сочинения-рассуждения 15.2: приёмы работы с текстом.

Написание сочинения-рассуждения 15.2 подразумевает собой умения анализировать финальную фразу текста в соотнесении со всем текстом. Стоит отметить, что в последнее время в учительской среде бытует мнение о «лёгкости» выбора сочинения 15.2. Однако подчас учащиеся сталкиваются с проблемой: что написать о тексте? Как его разобрать? И эта кажущаяся для взрослых простота написания сочинения по тексту у учащихся трактуется как трудность: о чём же писать?

Работа по написанию сочинения-рассуждения ведётся с разбора задания.

Первые (ориентировочные вопросы)

  1. В каком месте текста находится данное (ые) предложения? (В начале, в середине, в финале текста)

  2. Кому принадлежит высказывание? (Автору, главному герою, второстепенному персонажу)

  3. Что выражается в данном высказывании? (Основная мысль текста, чувства героя)

Ответы на данные вопросы помогут сформировать первое предложение сочинения.

Шаблон: В (начале, середине, финале) текста словами (автора, героя) (выражается основная мысль текста или передаётся эмоциональное состояние героя).

Затем необходимо разграничить 2 позиции в тексте, «найти» в предложении из текста, сформулированного из текста, 2 части, попробовать разбить цитату на антитезу, чтобы впоследствии исходя из этого формировать аргументирующую часть (2 аргумента).

В тексте, в котором передаётся эмоциональное состояние героя (а таких текстов большинство) возможно выделить:

- 2 чувства, которые соседствуют в душе героя;

- 2 этапа в формировании качества человека (до и после соверешения поступка, осмысление его);

    • 2 точки зрения (один герой-другой герой);

    • 2 мира (мир взрослых-мир детей);

    • противостояние один-толпа и т.п.

В заключительной части сочинения-рассуждения необходимо сделать вывод, подвести итог из вышесказанного, однако это может быть и «шаг вперёд», некое развитие в теме.

Ведётся работа и по анализу видов информации в тексте: фактуальная, концептуальная, оценочная. В тексте выделяются слова, передающие эмоциональное состояние героя, слова-оценки.

Рассмотрим данные приёмы на примере работы с текстом:

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 
(8) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку". 
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18) А вокруг стояли люди.  
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (27) И долго ещё слышал скрипку... (По В. Крапивину)

Задание. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений «И пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

Ориентировочные вопросы:

  1. В каком месте текста находятся эти предложения? Кому они принадлежат? Что выражается в высказывании?

(В финале текста автор передаёт эмоциональное состояние мальчика).

  1. Какие 2 чувства овладевают мальчиком?

(С одной стороны, стыд, неловкость, смущение - «и пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться», а с другой — восхищение от музыки - «долго ещё слышал музыку»).

  1. В каких предложениях говорится о неловкости, смущении героя? Какие слова отражают его состояние?

(В предложениях 23-25 говорится о том, что Кинтель смущается своего внешнего вид, не смеет признаться себе в заворожённости от музыки)

  1. В каких предложениях говорится о восхищении героя? Какими словами передаются эти ощущения?

(В предложениях 13-16 говорится о том, как мальчик был восхищён музыкой и юной скрипачкой).

  1. Какой можно сделать вывод?

(Как часто человек не решается на какой-то благородный поступок из-за мнения окружающих. Или : музыка влияет благотворно на человека, она раскрывает в нём самые лучшие чувства.)

Таким образом, проанализировав текст, выделив во фразе-задании 2 аспекта темы, а затем найдя подтверждение этому в тексте, учащийся сможет создать собственное сочинение 15.2. Понимание структуры фразы даёт обучающимся основу для письменной работы. Учащиеся, которые работают подобным образом, зная шаблон, предпочитают самостоятельно излагать мысли, ориентируются в тексте. Опираясь на собственные личные восприятия, они создают собственные тексты.

Приведём примеры работ, написанных учащимися. Для меня как учителя было важно, чтобы те обучающиеся, которые хотят и умеют выражать мысли, не писали шаблонно, чтобы могли свободно ориентироваться в тексте, размышлять на его основе.

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

(7)Ты куда? –удивился Толя.

(8)Тебя провожу.

(9)Меня... провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вернулась», –с облегчением подумал он.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

(22)Первый «В»! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: (28)«Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?» (29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

(32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо!» (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

(По А. Алексину)*



Сочинение 1.

В тексте рассказывается о мальчике, которого сначала рассердила чрезмерная материнская забота, но в конце он понял, что это надо ценить. В финале текста мы узнаём, что герой хочет успокоить маму, чтобы она не волновалась за него так сильно.

В тексте описываются отношения между матерью и сыном. Их взаимная любовь проявляется в заботе мамы о ребёнке. Говорят, что родители всегда любят своих детей больше, что дети любят родителей. В начале текста Толю раздражала её забота. Возможно, он думал, что она считает его ещё недостаточно взрослым, но по последнему предложению мы понимаем, что ему за это было стыдно.

Я считаю, что вид мамы под дождём, которая, волновавшись, искала глазами класс сына, пробудил в герое любовь. Он понял, что никто в мире больше не позаботится о нём так, как в этот момент заботилась о нём его мама.

Мамы всегда жертвуют собой ради безопасности и спокойствие своих детей. Они могут не спать ночами, уходить с работы, если их ребёнку станет плохо. Их любовь безгранична, но многие этого не ценят. А ведь мама и папа — единственные, кто любят нас искренне и просто за то, что мы есть.

Сочинение 2.

Будучи совсем детьми, мы так стараемся скорее повзрослеть, стать самостоятельными и не зависеть от своих мам, всячески отвергая и пресекая каждое, пусть даже самое малое проявление их заботы о нас. Признайтесь, отнюдь не всем в детские годы нравились моменты, когда наши мамы старались как можно аккуратнее застегнуть молнию на наших маленьких курточках, зажимая подбородок больно-больно. Однако и не каждый тогда мог прочувствовать и понять, насколько сильна их любовь к нам, когда они бережно, как с иголочки подшивали наши новые штаны, натягивали на нас колючие, жаркие свитера в сильный мороз, помешивали горячий чай в наших кружках, чтобы он как можно быстрее остыл.

Помните, как мы сердились на них каждое первое сентября, когда они провожали нас до школы, крепко держа за ручку? Толя был не исключение. В финале текста мы видим те чувства, которые им овладевают: ответ на материнскую заботу. Твёрдо решив в гордом одиночестве впервые посетить школу, он очень огорчился, заметив свою маму в толпе, и побежал прочь как можно быстрее.

Очутившись в своём новом классе, он получил первое распоряжение от еще незнакомого тогда учителя: «Закрой окно, Орлов!» Толя сразу же ощутил себя очень самостоятельным и, рванув к окну, еще даже и не подозревал, что его мама всё это время была совсем рядом. Разглядев ее за размытым дождём стеклом озябшую, насквозь промокшую, без зонта, разыскивающую глазами нужное окно, он понял самое главное.

В этот момент ему искренне захотелось закричать, помахать рукой, прижаться крепко-крепко. В этот момент Толя по-настоящему повзрослел.