«Поэтический анализ стихотворения Бородино (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3
















Конспект урока (проекта) по литературе

в 6 классе


«Поэтический анализ стихотворения

М. Ю. Лермонтова «Бородино»



Курсы в ГБОУ ДПО РО «РИПК и ППРО

по проблеме «Русский язык и литература»






Тухикян Оксана Грандовна,

учитель русского языка и литературы















с. Чалтырь

2012 год


План урока литературы в 6 классе


Тема: Поэтический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Цели:

  1. Формирование языковой личности как носителя русской национальной культуры

  2. Формирование коммуникативных навыков (развитие устной и письменной речи учащихся, умения строить высказывания на заданную тему)

  3. Воспитание патриотизма и любви к русскому языку, русской литературе.

Задачи:

  1. Наблюдение за ролью звуков в  стихотворении  «Бородино». Выявление связи между звуковой стороной  и содержанием  стихотворения .

  2. Знакомство с приемами звукописи в стихотворном тексте

(аллитерация, ассонанс)

  1. Повторение и закрепление речеведческих понятий (средств художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, перифраза, синекдоха, метонимия, синекдоха и др.)


Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Бородино» или презентация с иилюстрациями к тексту, портретами Лермонтова

Методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный; метод эвристической беседы


Ход урока.


  1. Оргмомент. (сообщение темы и цели урока)

Учитель: Сегодня мы с вами проведём занятие, посвящённое  анализу  стихотворной речи.

«Бородино» – одно из самых патриотических  стихотворений  в русской поэзии. Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России.

  1. Беседа по содержанию.

  • Вы прочитали стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Сколько смысловых частей вы бы выделили в этом стихотворении? ( 2 части)

  • В чем особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог).

  • Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата? (14 строф, причем 13 из них приходится на монолог – ответ старого солдата)

  • От чьего имени ведется рассказ? (от имени «могучего племени», русских солдат- героев, вынесших эту войну на своих плечах и победивших могущественного врага, покорившего всю Европу)

  • Что этим достигает автор? (при прочтении возникает чувство гордости за русский народ, чувство величайшего патриотизма)

  • О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос? (стихотворение повествует о главном сражении русских войск с многотысячной армией французов под Бородино, переломившем ход всей войны)

  • Какие картины проходят перед глазами читателя? (вначале устами старого солдата автор рассказывает о долгом вынужденном отступлении русских войск, о досадных поражениях и, наконец, о главном событии войны 1812 года – сражении под Бородино)

  • Что возмущало солдат? (возмущало досадное отступление, хотелось побыстрее дать отпор ненавистному врагу)

  • О чем печалится солдат и чем гордится? (печалится старый воин о потерях своих друзей и товарищей)

  • Как вы понимаете такие слова и словосочетания: схватки боевые, нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною, грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг?

  • С помощью, каких литературных приемов удалось показать и поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой?

  1. Композиция.

Знаменитое  стихотворение   Лермонтова  " Бородино " делится на две части:

- вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром …"), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам с постепенным снижением напряжения к концу  стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.

Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).

Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.

  1. Построчный анализ стихотворения

  • Какие средства художественной выразительности мы видим уже в 1 строфе стихотворения?

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина

  • Есть ли эпитеты, олицетворения, сравнения? (эпитеты: спаленная пожаром, схватки боевые)

Задание: Обратите внимание на порядок слов в этих словосочетаниях? В них прямой порядок слов или обратный? Как мы говорим привычно: боевые схватки, яркое солнце, весенняя капель и др.?

Значит, перед нами несколько необычный порядок слов, обратный порядок. Такой художественный прием называется инверсия. (запись определения в тетради)

  • Найдите примеры инверсии в это строфе. (французу отдана, схватки боевые, помнит вся Россия)

Существует еще один художественный прием, с которым мы с вами познакомимся сегодня. Это МЕТОНИМИЯ.

Метонимия (перенос названия одного предмета на другой – смежный): город отмечает юбилей, фабрика забастовала; читать Пушкина, съел целую тарелку и др.

  • Есть ли в этой строфе метонимия? (Москва, спаленная пожаром; помнит вся Россия про день Бородина)

А еще существует частный случай метонимии – синекдоха.

Синекдоха (перенос по количественному соотношению, употребление единственного числа вместо множественного и наоборот): Карась здесь не водится; Мы все глядим в Наполеоны; Все флаги в гости будут к нам.( А. Пушкин), т. е. корабли под флагами всех стран; Там стонет человек от рабства и цепей.

Можете ли вы найти здесь пример синекдохи? ( Москва, спаленная пожаром//

Французу отдана, т. е. французам)

Вторая строфа:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы

Задание: Отметьте средства художественной выразительности в этой строфе.

Сравнение: Не то, что нынешнее племя

Перифраза: Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля (т. е. погибли)

Эпитеты: плохая доля, нынешнее племя, господня воля

Инверсия: досталась доля; были люди,

Что дает необычный порядок слов в предложениях?

( логическое ударение падает на нужные автору слова, подчеркивая и выделяя их в смысловом отношении)

  • Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Какие предложения преобладают в этой строфе? (Неполные бессоюзные предложения. Фразы будто рубленые)

  • Что дает такой синтаксис? ( Предложения словно не договариваются солдатом. Видно, много мыслей, хороших и не очень, роится в голове при воспоминаниях. Имеется одно многоточие. Пауза. У рассказчика словно перехватывает дыхание от волнения. И это волнение передается нам.)

Обратите внимание на предложение, которое несет основную эмоциональную оценку сказанного: «Богатыри – не вы!»

Автор намеренно пропускает слова, «неполнота» предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания очень характерны для разговорного языка. Опускается чаще всего глагол, что придает тексту особую динамичность и выразительность.

Такой прием называется эллипсис.

ЭЛЛИПСИС – намеренный пропуск во фразе какого- либо слова, легко подразумевающегося. Эллипсис - один из видов умолчания. Часто встречается в пословицах и поговорках: Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Посмотрит – рублем подарит.

(запись определения в тетрадях). Эллипсис широко применяется и в прозаических и в поэтических произведениях, придавая тексту непринужденность, разговорный оттенок, создавая впечатление непосредственности художественного сообщения.

Первый день прошел хорошо, второй – еще лучше.

Третья строфа:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики: «Что ж мы на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Эпитеты: чужие мундиры, русские штыки, старики (в значении «старые солдаты»)

Перифраза: «что ж мы на зимние квартиры?» (т. е. на отдых); («чужие изорвать мундиры о русские штыки» (т. е. не смеют, что ли, вступить в бой с французами?)

Синтаксис: Снова короткие неполные бессоюзные предложения, имеются односоставные, одно предложение с прямой речью, осложненное вводным просторечным словом «что ли», которое придает оттенок живой беседы с простым русским человеком.

Четвертая строфа:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке

Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки-

Французы тут как тут.

Эпитеты: леса синие верхушки; большое поле

Фразеологизмы: «У наших ушки на макушке», «Французы тут как тут», «Есть разгуляться где на воле!»

В этой строфе наблюдается обилие разговорных, просторечных выражений. Что также придает речи героя эмоциональность, живость, выразительность

Пятая строфа:

Забил заряд я пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат – мусью!

Что тут хитрить, пожалуй, к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Эпитеты: Забил заряд я пушку туго;

Перифразы: «угощу я друга»(т. е. покажу неприятелю на что способен); «уж постоим мы головою // за родину свою!» В первом случае перифраза переплетается с иронией (брат – мусью!)

Сравнение: «Уж мы пойдем ломить стеною»

Синекдоха: угощу я друга// Постой-ка, брат – мусью!

Анафора (единоначатие) Уж мы пойдем ломить стеною, //Уж постоим мы головою

Синтаксис: Обилие бессоюзных предложений, одно предложение с однородными сказуемыми, передающими действия и мысли героя; предложение с прямой речью осложнено обращением и вводным словом (пожалуй), придающим оттенок живой разговорной речи. Три восклицательных предложения, означающие повышение интонации голоса, придающие строфе пафосность и торжественный настрой.

Лексика: разговорная лексика: «уж», «постой-ка, брат – мусью»(неправильное , просторечное обращение к французам) подчеркивает народный характер повествования.

Шестая строфа:

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Эпитеты: «на поле грозной сечи»; «ночная пала тень»

Инверсия: «пала тень»; « стали слышны речи»

Метафора: И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень

Перифраза: «Пора добраться до картечи!» (т.е пора подключать к сражению пушки, артиллерию)

Морфология: 11 существительных, 2 полных прилагательных, 2 числительных, 4 глагола, 1 краткое причастие и 1 краткое прилагательное, 3 местоимения, 1 наречие. Большое количество существительных и небольшое количество слов, передающих динамику, движение подчеркивает бездействие героев, их ожидание и досаду.

Риторический вопрос: Что толку в этакой безделке?

Синтаксис: Побудительные и вопросительные предложения апеллируют к читателю, заставляя сопереживать героям.

Седьмая строфа:

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

  • Какие интонации характерны для каждой строфы? В чем суть каждой из строф? Как прочитать?

Пробуют читать несколько человек до тех пор, пока не прозвучит удовлетворяющее учителя чтение.

  1. Поэтическая  фонетика. Приемы звукописи.

Мы будем знакомиться с необычной фонетикой, эта фонетика существует в стихотворной речи и поэтому называется  поэтической .

Наша задача – наблюдение за ролью звуков в  стихотворении  « Бородино ». Выявление связи между звуковой стороной  и содержанием  стихотворения .

Для  анализа  возьмём  3 строфы.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга  царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

Задание№1: подчеркнуть сочетания 2-х и более согласных, подсчитать в них  количество звонких согласных, указать их  общее количество в строфе. Запись в транскрипции.

Задание №2:

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять.


Вот затрещали  барабаны

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей  считать.

Подчеркнуть сочетания 2-х   и   более  согласных, подсчитать в них количество звонких согласных, указать их общее количество в строфе. Записать в транскрипции.

Проанализируем каждое задание.

  • Почему в  выше предложенной строфе 24 звонких согласных  в соответствии с транскрипцией, а во второй всего лишь 9?

  • С чем это связано?

Предлагаю озаглавить каждую строфу. Первая строфа «Начало боя», вторая «Затишье».

Итак: очевидно, что звуковая сторона стихотворного текста  взаимодействует с содержанием и композицией стихотворения. Там, где описывается начало битвы, звонких согласных  в сочетаниях вдвое больше .

А теперь проанализируем систему гласных в данной строфе:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Задание: запишите в транскрипции гласные звуки в каждой строке строфы

  1. «[а]-[э]-[и]»-«[а]-[а]-[и]»-«[а]-[э]-[и]»

  2. «[а]-[и]-[и]»-[а]-[э]-[а]-«[а]-[э]-[и]»

  3. «[ы]-[у]»-[а]-[о]»-«[и]-[э]»

  4. «[у]-[а]»-«[у]-[а]»-[а]-[э]-«[и]-[а]-[а]»

  5. «[у]-[а]»-[а]-[о]-[а]-[о]-[у]-[а]-[а]»

  6. «[и]-[а]-[а]»-«[а]-[э]-[а]»-«[э]-[а]-[а]»

  7. «[а]-[а]-[а]-[а]»-«[ы]-[э]»

Попробуем сгруппировать  аналогичные слияния гласных. Произнесём  вслух сгруппированные слияния гласных.

Построчный анализ (читаем строку в строфе и произносим выделенные слияния гласных)

  • Что передают гласные звуки в первой строке?

1-я строка - волнообразные перемещения войск на месте сражения

2-я строка - стремительные движения знамён, падающих вместе с убитыми, знамёна подхватывают живые, и они вновь взмывают вверх…

3-я строка - сквозь дымовую завесу слышны звуки выстрелов

4-я строка - явственно слышны удары булатных мечей (у-а)-(у-а), визг летящей картечи

5-строка-снова слышны удары мечей (у-а), стоны, перерастающие во всеобщий гул

6-строка-узнаём звук картечи (и-а-а)

7-я строка – слышится нарастающий победный гул Ур(а-а-а-а).

Анализ сочетаний согласных

Задание: запишите в транскрипции сочетания 2-х и более согласных из этой же строфы.

1,2,3 строки [ср]-[зн]-[бл]-[ст]

4,5 строки [зв]-[рт]-[ж:]-[ст]

6,7строки [др]-[пр]-[кр]

  • Какие звукообразы передают эти строки?

Режущие, свистящие звуки передают звон булата, визг пуль, пролетающих ядер, встречающих на своём пути какое-то препятствие,

Тормозящее их движение. Повторяющийся звук [р] напоминает об этом.

  • Но что это за препятствие? Обратитесь к тексту 7-й строки…

  • Как звуковой строй стихотворения  участвует в раскрытии темы?

  • Как называется художественный прием, когда автор специально повторяет определенные согласные звуки? (аллитерация)

Запись в тетради определения

  • И сегодня мы с вами познакомимся с еще одним художественным приемом – ассонансом. Ассонанс – это повтор определенных- стилистически значимый повтор гласных звуков.

Обобщение: Наши наблюдения показывают, что звуковой строй стихотворения активно участвует в раскрытии темы, идеи, связан с элементами построения сюжета.

Задание: озаглавьте  анализируемую строфу «Вам не видать таких сражений…», напишите сочинение – миниатюру по строфе, опираясь на анализ звукового строя стихотворения.


V. Рефлексия: зачитывание 2-3 работ

VI. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились с произведением М.Ю. Лермонтова  « Бородино ». О каких событиях повествуется в этом произведении?

- Когда произошла Бородинская битва?

- От чьего лица ведется повествование в произведении?

- Какой великий русский полководец решил дать бой под с.  Бородино ?

- Какие чувства вы переживали, слушая произведение?

VII. Домашнее задание.

Мы сегодня на уроке учились с вами анализировать поэтический текст, поэтому на дом вам следующее задание:

Напишите небольшой анализ стихотворения «Бородино» по предложенному плану: (план записываем в тетради:

  1. Дата написания стихотворения, кому посвящено(если есть адресат)

  2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).

  3. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).

  4. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).

  5. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:

    1. фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);

    2. лексические (синонимы, антонимы, устаревшая лексика, различные тропы)

    3. стилистических (книжная, разговорная лексика)