Отзыв о стихотворении Владимира Александровича Луговского
«Мальчики играют на горе»
Что есть человеческая жизнь в сравнении с Вечностью? Всего лишь песчинка, одна из миллиардов песчинок в огромных часах неизвестного творца. Рождаются, вырастают и умирают поколения за поколением, а маятник жизни мерно постукивает на запыленной полке, отсчитывая минуты, годы, столетия… Всё вокруг меняется, и лишь немногое неподвластно Времени: любовь, вера, счастье, дружба, бескорыстность, искренность, чистота – те вечные ценности, которые всегда будут сопровождать человека наравне с ложью, гордыней, предательством. Все без исключения качества в той или иной мере присущи человеку. Но, по мнению Владимира Александровича Луговского, в жизни человека есть пора, когда он не обременён пороками, и это – детство. Не зря в Евангелии сказано: будьте, как дети, ведь дети с их древними играми – вот самые чистые жители Земли.
В лирическом стихотворении «Мальчики играют на горе», по характеру содержания, относящемуся к философской лирике, ведущим является мотив детства. Оно изображено в произведении в буйстве красок, и благодаря эпитетам-цветообозначениям («белым, розовым цветут сады», «в полынном серебре») описываемая картина «вспыхивает» в мыслях читателя. Обращение к туману во второй строфе с использованием повелительных форм и олицетворений указывает на одушевлённость явлений природы в произведении и придаёт высказыванию оттенок разговорной непринуждённости. Это же опять переносит нас в детство, когда весь мир вокруг – живой, к нему можно обратиться, и он всегда ответит. Ассонанс на [о], [а] во второй строфе, а также частое употребление данных звуков на протяжении всего стихотворения создают ощущение открытого и плавного звучания. Четырёхстопный ямб с пиррихием, перекрёстная рифмовка, мужские и женские рифмы придают стихотворению лёгкость и напевность. Время вечера, на протяжении которого происходит действие, – настоящее (на это указывают формы настоящего времени глаголов), также оно подчёркивается на синтаксическом уровне использованием параллелизма. Эпитет «древний» относит нас к прошлому, а фраза последнего катрена «Сотни тысяч лет» открывает читателю большее – Вечность. Центральный образ стихотворения, состоящего из семи катренов, - мальчики, которые являются воплощением детства. Строфическая анафора помогает нам понять, что этот образ является лейтмотивом стихотворения и отражает вечное обновление мира. Таким образом, анафора не только указывает на длительность действия, но и образует своеобразное композиционное кольцо. В этом кольце действие развивается динамично (за счёт частого использования глагольных форм) до четвёртой строфы, где оно прерывается появлением лирического героя (местоимение «мне»), а после также динамично продолжается, то есть композицию внутри кольца можно разделить на три части. Употребление тематической цепочки (перифраз «великая штилевая вода», под которым подразумевается море, а также образы гор, вселенной) вбрасывает нас в бурный хронотоп стихотворения, где вечность сплетается с прошлым и настоящим. И это «сплетение» природы с течением времени открывает нам образ вечного мира, живого, одухотворённого, никогда не стареющего. Из этого мы понимаем, что игра мальчиков также связана с вечностью и пространство является нереальным.
Но давайте внимательнее прислушаемся к лирическому герою. В четвёртой строфе время «застывает» вместе с «облаками» и мы переносимся в другое пространство – пространство сна, куда незаметно проникает «холодок» (использование уменьшительно-ласкательного суффикса передаёт некую тревожность мыслей героя). Именно в этой строфе читатель задумывается над рядом вопросов. Что такое «непонятный свет»? Вечерний «туман»? Почему среди «блеска», «моря» и «весны» чувствуется горечь «полынного серебра»? Эти образы используются автором не случайно. «Белый» и «черный», «зной» и «холодок», буйство красок и «чистота» - эти скрытые противопоставления помогают понять, что за беззаботными играми мальчишек скрыта сумрачная реальность, а за туманами и светом спрятана пугающая неизвестность. Данное стихотворение было написано в 1939 году. Это время было непростым. В жизни же Луговского события этого периода отзываются глубоким душевным кризисом и депрессией. Автор, можно сказать, обласканный властью, шедший в ногу со временем, начинает переосмысливать ценности жизни, и ему открывается совершенно другая картина. И поэтому в данном стихотворении он затрагивает тему перехода от обыденной игры к всемирной истории человечества. Лирический герой и есть сам автор. Антагонизм в его душе, несоответствие желаемого и действительного заставляет нас почувствовать драматический пафос произведения. Весна шагает по всей земле, и это «мировое» во всех смыслах движение передаётся через использование деепричастий в пятой строфе. Оксюморон «смерть умерла» показывает нам веру героя в бессмертие, бессмертие вечных ценностей. Мотив бессмертия – один из главных в творчестве автора. Эти ценности есть в каждом человеке, но с течением времени он их утрачивает. И только детство – пора, когда человек чист душой, открыт миру и не боится смело взглянуть в будущее. Необычна по своей структуре шестая строфа. Подражая Маяковскому, Луговской использует приём «лесенки». «Лесенка» делает ритм стихотворения более разнообразным и строгим, в то время как остальная часть произведения звучит плавно и размеренно за счёт использования преимущественно простых двусоставных предложений. Её роль заключается и в том, что она помогает как нельзя лучше почувствовать настроения эпохи сталинизма. Смелые формы, громкие слова, восклицания и вера в несуществующий идеал, которому Луговской был предан. «Орёл» - символ «мужества и ясного простора», который воплощает образ героя того времени, окрашенного в алый цвет «зори». Сравнение с «героем» наделяет птицу человеческими качествами, а её сила подчёркивается на фонетическом уроне аллитерацией на звук [р]. Идеал лирического героя, его спасение – в детстве. Подтверждением этому два последних стиха, которые являются основной мыслью: «Умирают царства на земле - //Детство никогда не умирает». В душе героя происходит прозрение и осознание того, что все меняется в этом мире, и даже великие державы, которым предсказывали вечное господство, умирают, уходят в небытие. И только вечные ценности способны излечить этот мир от глубоких ран. В последних строках тире (сильный интонационный знак), подчеркивает непоколебимую уверенность героя в своих словах.
Владимир Луговской – поэт, творивший в непростое время. Он был подчинён традициям суровой эпохи сталинизма, не дававшей талантам многих авторов проявиться в полной мере. Не зря ветер – главный образ в творчестве автора – имеет символическое значение, является, по словам автора, «синонимом революции, вечного движения вперёд, бодрой радости и силы» (он угадывается и в данном стихотворении через образы «парусов» и «холодка»). Луговской был романтиком, гармонизировал жизнь, его можно сравнить с гуманнейшими писателями советской эпохи, такими как Паустовский, Пришвин. «Внутри известного советского неплохого поэта жил загнанный внутрь великий поэт», - именно так говорил об авторе не менее известный поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко. Но несмотря на все обстоятельства, поэзия Владимира Александровича Луговского отличается образностью и яркостью стиха, упругой силой ритма, богатством и разнообразием стихотворных приёмов, которые позволяют нам поставить его в ряд крупных мастеров того времени.
Зборовская Милана, учащаяся 11 «А» класса ГУО «СШ № 14 г. Новополоцка»
Учитель Наумёнок Наталья Анатольевна
3