Большая роль «маленького человека»
(по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)
Образ «маленького человека», открытый еще А.С. Пушкиным, после появления “Шинели” Н.В. Гоголя стал одним из центральных в литературе 19 века. Из этой повести, по словам Ф.М. Достоевского, вышла вся русская литература. “Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, И.А. Бунина, А.П. Чехова.
Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Во- первых, мал этот человек в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Во-вторых, “маленький” еще и потому, что мир его духовной жизни до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
Н.В. Гоголь характеризует главного героя повести Акакия Акакиевича Башмачкина как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. Ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, мелкий чиновник не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
Цель и смысл жизни Башмачкина основаны на собирании денег на новую шинель, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретённой путем больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...”.
Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.
Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на несправедливость окружающего мира.
Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким. Мы представляем, что существовало множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. Н.В. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.
Талантливое изображение в литературе “маленького человека” открыло для читателей незамысловатую, но близкую им истину, что внешняя и внутренняя жизнь “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи открывали новые грани характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
В «Шинели» Н.В. Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”. Сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении к окружающему миру. В первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.
Л.А. Данцова, учитель литературы