Три варианта сочинения 10-11 кл. ( подготовка к выпускному сочинению)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Любовь сильнее смерти

У любви есть множество определений. Некоторые люди считают, что любовь - это некая привычка, зависимость, другие считают, что это божий дар. Есть и такие личности, которые утверждают, что любви не существует вовсе.В литературных произведениях любовь –это ,как правило, высшее чувство, способное не только возродить душу, но даже победить смерть.. Так может ли быть любовь сильнее смерти?

Тема любви – заветная тема А.Куприна, и самый волнующий рассказ о любви в русской литературе - это, конечно, "Гранатовый браслет". Константин Паустовский вспоминал, что А. И. Куприн сам плакал над собственным рассказом. Действительно, история любви Желткова и Веры заставляет задуматься об искренности чувств. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, силой своей любви вырастает в трагического героя, встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком благородным, ничуть не уступающим аристократам нив манерах , ни в помыслах. Даже близкие княгини Веры признали вЖелткове благородного человека.«Этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо»,- говорит Василий Львович. Любовь возвысила бедного телеграфиста, стала единственным смыслом жизни, но принесла и невыносимые страдания. Желтков ничего не требовал за свою любовь, его письма к княгине были всего лишь стремлением высказаться, донести свои чувства до любимой женщины. Но и такая безответная любовь - счастье, которое поднимает человека над обыденностью, а значит - возвышает над смертью.Очевидно, что Вера никогда не забудет бедного телеграфиста, которого смерть уже не страшила. Рефрен "Да святится имя твое" звучит как благословение, и в этих сакральных словах – высота чувства , казалось бы, совсем маленького человека.

Смерть настигает и героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и настигает именно в тот момент, когда он постиг это великое чувство, раньше не признанное им. Любовь Базаров считал инстинктом, рефлексом, не более. И вдруг с появлением Одинцовой его жизнь озарилась не ведомым ему светом и вслед за тем – страданием неразделенности его чувства. С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план.Базаров начинает понимать, что путь, по которому он так уверенно шел, привел в тупик. Страсть застала его врасплох ,и это злило :»страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей… ». Потеряв былую уверенность и душевное равновесие, Базаров допускает оплошность на операции и заражается тифом. Однако последней, кого он захотел видеть на смертном одре, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… ». Вероятно, он ощутил, что присутствие любимой женщины даст возможность не думать о смерти, возвыситься над ней. Умирал уже совсем не тот Базаров, который отрицал очевидное, умирал человек с ожившей душой, с любящей душой, и сила этой любви - выше смерти.

У И.Тургенева есть замечательное стихотворение в прозе «Воробей». Маленькая птичка, жертвуя собой, защищала выпавшего из гнезда птенца. И автор называет воробья героической птицей. «Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Наверное, лучше классика и не скажешь.





Любовь как духовное возрождение

Едва ли кто поспорит с утверждением, что любовь возрождает душу, очищает ее и возвышает. Духовное возрождение - это восстановление целостности, чистоты, обретения человеком возможности и способности пребывать в гармонии с миром и с самим собой. Именно о такой любви написано множество художественных произведений классиками отечественной и мировой литературы.

В рассказе Бунина "Чистый понедельник", написанном в 1944 году, повествуется о девушке, которой "ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…". Земная жизнь ее интересовала мало, впрочем, как и земная любовь. Хотя Она и любила ту жизнь, но чувствовала, что это не ее. А Он любил Ее всем сердцем, хотел построить отношения и совсем не понял, почему все закончилось расставанием. Герой тяжело воспринял разлуку, ходил по кабакам, спивался, пока однажды не увидел в Марфо-Мариинской обители девичий хор, где стояла Она. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила его жизнь желанной любовью и исчезла, потому что для нее самой, загадочной и непонятной, эта земная любовь в ее суетности не становится смыслом бытия. Автор замечает, что после ресторанов и кабаков с цыганами влюбленные ездили по монастырям и обителям, а затем женщина и вовсе уходит в монастырь и принимает там постриг. И два года спустя – последняя, случайная встреча… Она предпочла мирским отношениям служение Богу . «Сестра Христова» вместо светской утонченной дамы. А могло ли быть для нее иначе? С точки зрения Бунина – нет. Женщина искала возрождающего чувства и нашла его только в полной отрешенности от мира, мира плотских утех и обыденности.

Любовь для Бунина – это озарение, просветление, новая жизнь души, дарованная свыше. Только такая любовь способна возродить ослабленного духом человека.

В произведении Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников проверяет свою бесчеловечную теорию деления общества на людей, « безропотно всему подчинявшихся», и на устанавливающих свои правила, играющих судьбами «обыкновенных». То есть, по его определению, на «тварей дрожащих»и «сильных мира сего». После убийства старухи-процентщицы Родион становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого шороха и тем самым способствует собственному разоблачению.Душа его в смятении и болезни, грех убийства провоцирует муки совести, жизнь превращается в сплошное страдание. Повстречав Соню Мармеладову, Раскольников пытается осмыслить разрушительную силу своей теории прежде всего для себя самого и своих близких . Любовь к матери и сестре, сострадание Соне согревают его душу, он пока еще не понимает смысл сониной жертвенности, но чувствует , что она знает что-то такое, что и для него важно. Поклонение страданию человеческому в лице Сони - это уже христианское движение души, поклонение «твари дрожащей», это уже не прежний Раскольников. Наиболее значимым эпизодом «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, -о воскрешении Лазаря. Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он тоже ослепленный и неверующий, он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же». Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной.Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительной для человечества любви и уже отсюда в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу.

Возрождающая сила любви была воспета многими поэтами и писателями. Как тут не вспомнить А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Баратынского, А. Фета, И.Тургенева, Л.Толстого, М.Булгакова и могих других классиков литературы. Силой этого великого чувства и жив человек.



Любовь и война


Любовь и война... С одной стороны, совершенно не совместимые понятия. Война –это смерть, любовь – основа жизни. Но воюют люди, а значит ,и на войне любви место, а возможно, только благодаря этому чувству, способному продлевать жизнь, и заканчиваются войны. Любовь к близким не дает ожесточиться даже в самых чудовищных условиях, любовь к Родине делает сильным и мужественным, любовь к жизни заставляет выживать даже там, где вроде бы и просто существовать невозможно. Значит ли это , что любовь и война должны идти рука об руку?


Война для Константина Симонова началась в 1939 году, когда он был направлен на Халхин-Гол в качестве корреспондента.Летом 1941 года Симонов на несколько дней приехал в Москву и остановился на даче своего друга, писателя Льва Кассиля в Переделкино. Именно там было написано одно из самых известных стихотворений поэта «Жди меня, и я вернусь», которое вскоре облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой. Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, знаменитой в то время актрисе театра и любимице Сталина. Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся вернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далекоего ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастлив. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».

Вера и любовь женщины является для лирического героя , как и для самого К. Симонова, своеобразным талисманом, той невидимой защитой, которая оберегает его на фронте от шальных пуль. Симонов знал не понаслышке, что погибнуть можно совершенно случайно и даже по глупости.

В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», — просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека. Даже если лучшие друзья уже пьют за помин его души, понимая, что чудес не бывает, и воскреснуть из мертвых никому не суждено. Любовь и верность для солдата не абстрактные понятия, а вполне ощутимая на расстоянии сила, способная победить даже смерть.



ПроизвелдениеМ.Шолохова "Судьба человека" тоже о войне, но и любовь здесь не на последних ролях. Именно это сильное чувство, которое Андрей испытывает к жене и детям, дает ему возможностьвыстоять в чудовищных условиях плена. Воспоминания о семье, желание защитить, отвести угрозу фашизма от близких людей заставляли верить, что он выживет в эти тяжелые времена. Но случилось так, что всех , за кого воевал, кого берег в своей душе, война отняла у Соколова. Вместо дома зияла воронка от снаряда. В один момент герой утрачивает смысл жизни. И тут судьба посылает ему встречу с сиротой Ванюшей, беспризорником, потерявшим на войне родителей. Одинокий ребенок, подбирающий объедки за посетителями бензоколонки , вызывает щемящее чувство сострадания , а позже –и любви у спивающегося от горя фронтовика. Встретились два одиночества. Любовь к мальчику спасает Соколова от неминуемой гибели и возрождает к новой жизни ради Ванюшки. Для Шолохова любовь - это спасательный круг в мире, полном трагедий и жестокостей.


Нет жизни без любви – это факт неоспоримый, даже если жизнь принимает такую уродливую форму, как война. Даже там, в условиях, не совместимых с жизнью, любовь решает больше, нежели снаряды и орудия – она заставляет бороться и жить вопреки всему.