Тема урока: «Взаимодействие трёх повествовательных пластов
в образно-композиционной системе романа»
Форма: комбинированный урок.
Обучающие цели: понять замысел писателя, специфику булгаковской интерпретации сюжета, очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: развивать у учащихся умения находить, осваивать новую информацию, навыки работы с художественным текстом, навыки познавательной деятельности, сравнительного анализа художественных образов, связной речи, способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения.
Воспитательные цели: уяснить главные ценности, о которых говорит писатель; содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ожидаемый результат: умение ориентироваться в художественном пространстве романа.
Структура урока.
Синквейн.
Проверка знаний предыдущего занятия. Развитие творческих способностей учащихся.
5 мин
Начальная мотивация учебной деятельности учащихся.
Мотивирует старшеклассников на изучение нового материала
Отвечают на проблемные вопросы
Развитие устной монологической речи учащихся.
2 мин
Актуализация опорных знаний учащихся.
Выясняет, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока
Составляют опорную схему.
Умение учащихся анализировать, делать выводы, доказывать верность своего мнения.
5 мин
Этап реализации новой темы.
Координиция направлений деятельности учащихся.
Устный развернутый ответ на предваряющее новую тему задание (2-3 уч-ся от группы)
Развитие творческих и аналитических способностей.
20 мин
Рефлексия
Выслушивание и координация оценки занятия.
Рассказ о восприятии нового на занятии.
Формирование навыков подведения итогов при помощи устной речи.
5 мин
Этап подготовки в выполнению домашнего задания
Комментирует домашнее задание.
Запись домашнего задания.
Более глубокое понимание выполнения задания дома.
2 мин
Постановка задач. Знакомство с планом урока.
2. Этап проверки домашнего задания.
Давайте вспомним, что мы знаем об истории создания романа. (Учащиеся рассказывают).
Первые наброски романа были сделаны еще в 1928-29 г.г. Запрет на все сочинения Булгакова остановил продолжение работы. А задумал писатель роман о Христе и дьяволе, который первоначально назывался «Инженер с копытом». Но все наброски уничтожил. В 1931 г. продолжил работу, потом перерыв на 3 года, в 1934 г. вернулся и завершил черновой вариант. На три года похоронил его в ящике письменного стола: надежд на публикацию не было никаких. В 1937 г. вновь вернулся к роману, который теперь стал именоваться «Мастер и Маргарита», чтобы уже не расставаться с ним до последнего дыхания. Все, что пережил автор за свою жизнь, - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу, весь талант отдал Булгаков этому роману. И родилось творение необыкновенное.
Теперь, когда открыты архивные материалы писателя, можем судить о той колоссальной работе, которую проделал писатель: менялись замысел, сюжет, композиция, система образов, заглавие. То есть было потрачено много сил, чтобы художественное произведение приобрело законченность и художественное совершенство. Существует восемь редакций романа, поэтому до сегодняшнего дня ведутся споры, какую редакцию считать окончательной. Роман этот называют «закатным», последним наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966 году в журнале «Москва». Связано это было с политической обстановкой того времени. (Булгаков вообще был запрещённым автором.) Роман произвёл ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождению ответов на них). Это вызвало необычайно острую полемику, появление множества трактовок и гипотез.
Учитель предлагает старшеклассникам обобщить полученные сведения о создании романа по методу «Синквейна».
План.
Тема определяется одним существительным.
Описание темы – (2 прилагательных).
Описание действия – (3 глагола).
Фраза (отношение к теме).
Синоним к теме (к 1 строке – 1 слово).
Пример ответа
Творчество.
Пламенное, многогранное.
Писать, сопоставлять, философствовать.
Преклонение перед талантом писателя.
Служение.
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из загадочных явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство неприятия. В чем же специфика этого произведения, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.
3. Начальная мотивация учебной деятельности учащихся.
Может быть, и преждевременно, но хочется уточнить ваше понимание темы. Итак, с вашей точки зрения, о чем роман Булгакова? (ответы уч-ся).
Однозначно ответить трудно. Во-первых, это роман о современной писателю действительности (30-е годы 20-го столетия), о сложном и противоречивом времени, называемом теперь периодом укрепления культа личности Сталина. Ну а как же быть с ершалаимскими главами? Ведь они не о 30-х годах 20-го века!?
Да, Булгаков пытается разобраться в сложном мире, в котором живет. Но разбираться во времени и его проблемах можно по-разному: на бытовом, повседневном уровне, а можно на уровне вечных, непреходящих ценностей, вечных нравственных принципов – что и делает М.А.Булгаков. То есть автор пытается проанализировать, как вечные нравственные категории – совесть, долг, честь, ответственность, свобода личности «живут», «действуют» в его время. А может быть, они изменились, трансформировались?
4. Актуализация опорных знаний учащихся. (прием «Корзина идей»)
А где написаны эти нравственные принципы? (В Евангелиях)
О чем рассказывают Евангелия (их четыре, их написали 4 ученика Иисуса Христа: Матфей, Лука, Марк, Иоанн)? (О жизни Иисуса Христа, сына Божьего, которого Бог послал для спасения людей от пороков, для искупления их грехов).
На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают о Евангелиях. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в группах (выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия)
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6.Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
5. Этап реализации новой темы.
Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В нем нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Прежде всего, автор романа пытается ответить на вечные вопросы человеческого бытия. Что есть добро и зло? Кто правит миром и управляет человеком? Что такое преступление и каков путь к спасению? Возможно ли прощение?
Своеобразие романа состоит в том, что ответы на все эти вопросы даются не прямо, не в виде моральных проповедей, ответы возникают из событий и ситуаций. Ведь композиция романа очень необычна. Два пласта времени сплетены Булгаковым в сюжете романа: 30 – е годы XX века и 30 – е годы I века. Глубокая связь между москвичами и ершалаимскими главами подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком почти в две тысячи лет.
В художественной ткани произведения своеобразно пересекаются два мира: земной, обыденный, содержащий изображение Москвы 30-х годов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.
Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем» мире – прообразе Вечности.
[pic]
В романе действуют реальные люди и свита Сатаны.
Действия романа, гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество, всепроникающая мысль, поиск истины. Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя нас тем самым задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности
Вывод (запись в тетради учащихся). О чем роман? Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки (в любое время, в любой период истории).
Главы можно разделить на Московские, Ершалаимские, повествующие о потустороннем мире.
Ерушалаим 1 в. н. э. 30-е годы Москва XX в. н. э. 30-е годы.
Иешуа
Мастер
Понтий Пилат
Воланд
Левий Матфей
Иван Бездомный
С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется лишь в 13 главе).
Композиция произведения связана с философским смыслом произведения, с его идеей.
Как мы определим идею произведения?
«Человечество мало изменилось. Люди как люди, иногда милосердие стучится в их сердца…», - говорит Воланд. Модель устройства общества, поведение людей, нравственные критерии, чувства и эмоции остались те же, что и много веков тому назад.
Как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна. Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Попробуем с вами дать характеристику всем трем мирам, проанализировав роман.
Как связаны между собой миры? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)
Итак, сегодня, ребята, мы обратимся к роману и проследим, как связаны между собой три мира и в какой роли выступают герои романа.
Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)
[pic]
У нас три группы, которые представят три мира романа:
Ершалаимский мир;
Московская действительность;
Фантастический мир.
Презентация ученических работ.
Древний Ершалаимский мир.
Первая группа освещает следующие вопросы:
Как раскрывает характер Пилата его портрет?
Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?
Каково главное убеждение Иешуа?
Если «московские главы» оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как он действует, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям.
Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.
Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других. Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.
Составление кластера.
[pic]
Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).
Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?
Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?»)
Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.
Почему Пилат утверждает смертный приговор?
Можно ли сказать, что порок полностью наказан?
(Частично да. Иуда убит, произошли передвижения по службе, но ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена).
Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?
Кто в романе следует избранным идеалам, идеям?
За что наказан Пилат?
«Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу» И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пилат прощен.
Современный московский мир
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности, где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.
За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.
Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.
Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры? Работа по тексту.
Степа Лиходеев (гл.7)
Варенуха (гл.10,14)
Никанор Иванович Босой (гл.9)
Буфетчик (гл.18)
Аннушка (гл.24,27)
Алоизий Могарыч (гл.24)
Наказание в самих людях.
Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.
Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.
Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…
Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».
Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?
Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика является средством сатиры.
Мастер и Маргарита
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.
Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?
Взаимоотношение творца-художника и общества.
Чем Мастер похож на Иешуа?
Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но Мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.
Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей? (Они живут по нравственному выбору. Они прощают порок, Мастер - Пилата, Маргарита - Фриду).
Обратимся ещё раз к нравственному выбору. Вывод: человек прощает человека и несёт ответственность за свои поступки, за добро и зло.
Потусторонний мир
Кто такой Воланд? Каким вы его увидели в начале романа?
Кто-то из окружающих догадывается, что он дьявол? (Мастер и Маргарита догадываются, что это Дьявол).
Существует целая наука о дьяволах, называемая демонологией. Каких «родственников» Воланда вы знаете?
Похож ли Воланд на своих «родственников»? (Да. Он вобрал в себя черты Люцифера. А, в общем-то, это фантастическое существо, потому что дьявола такого, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало).
С кем пришел Воланд на землю?
Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.
С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.
Кто составлял свиту Воланда?
Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.
Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?
Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.
Какая действительность в Москве?
Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.
Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.
Кого и за что наказывает Воланд? Приведите примеры московской
дьяволиады.
Так кто же Воланд? Злодей или судья, карающий порок?
Однозначно оценить Воланда нельзя. Даю вам три точки зрения разных критиков. Выберите ту точку зрения, которая вам кажется убедительнее, аргументируйте её:
В.Лакшин: «Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия».
Л.Яновская: «Воланд – сила, вскрывающая, разоблачающая зло. Он умеет различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно, нетленно».
Е.Яблоков: «Воланд – внеэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. Единственный абсолютный критерий Воланда – критерий не человеческий, а бес – человеческий…»
Заслушав всех, работаем в тетрадях.
Тетрадь.
Ему ближе дух иронии, сомнения, отрицания. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты всё то, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Он восстанавливает равновесие между добром и злом.
Сталкивая людишек с нечистой силой, писатель как бы определяет, есть ли в них нравственная опора, способная противостоять соблазну, искушению грехом, хоть на время поднять их над привычными, обыденными представлению, оторвать от квартирных дрязг, сплетен, доносов, интриг, взяток… Всего на три дня Воланд со свитой появляется в Москве, но рушится рутина жизни, спадает покров с серой повседневности и мир предстаёт перед нами во всей наготе.
Чем схожи Ершалаим и Москва?
Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.
Выводы:
- все планы книги объединены проблемой добра и зла;
- темы: поиска истины, тема творчества;
- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются
Жанр синтетичен:
- и сатирический роман
- и комическая эпопея
- и утопия с элементами фантастики
- и историческое повествование
Как Вы думаете, нужна ли Ваша книга современной молодежи?
Рефлексия.
Спикеры оценивают работу команды, оценивают каждого учащегося. По одному учащемуся каждой группы делают свои выводы по поводу занятия.
На уроке я повторил то, что………
Мне понравилось то, что ……….
Сегодня я узнал то, что………….
Я хочу узнать о………
Моя оценка на уроке………. .
7. Домашнее задание:
Составить тест или кроссворд «Три мира в романе «М.Булгакова «Мастер и Маргарита», используя современные компьютерные технологии.
Перечитать «ершалаимские» главы.