ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО Заседание МО учителей
гуманитарных предметов
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № 1
от « » августа 2014 г.
Руководитель МО Молоцило Л.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____»августа 2015 г.
Зам. директора по УВР
Казакова Л.В.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___» августа 2015г.
Директор МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
Непомнящая Т.Е
Рабочая программа
учебного предмета «литература»
для обучающихся 11 класса
на 2015-2016 учебный год
Образовательная область: «филология»
Разработала:
Молоцило Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
п.Боровской
2015 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «литература» для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной Литература 5-11классы (Базовый уровень) 10-11классы (Профильный уровень» Москва, «Просвещение», 2008, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и основной образовательной программой ОУ.
Образовательная область «филология», функции предмета: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы 20 века, расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Цели обучения:
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи:
Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Количество часов: всего 102 часов, в неделю 3 часа, 34 учебных недели
Компонент инвариантной части. Срок реализации программы 1 год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По программе По рабочей программе
1
Введение
1
1
Лекция
Тезисы лекции.
2
Литература начала 20 века
33
33
Работа с учебником, урок-лекция
Анализ фрагментов текста, выразительное чтение, пересказ, устное высказывание, развёрнутый ответ, сочинение-рассуждение, конспект, тезисы.
3
Литература 20-х-30х годов 20 века
33
33
Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция, урок-практикум
Пересказ (подробный, сжатый), выразительное чтение, анализ эпизода, характеристика персонажа, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, сочинение.
4
Литература периода Великой Отечественной войны
1
1
Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция, урок-практикум
Развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, сочинение.
5
Литература 50-х – 90-х годов
23
23
Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция
Характеристика персонажа, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, сочинение, конспект лекции, устное высказывание.
6
Из литературы народов России
1
1
Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция
Выразительное чтение, анализ стихотворения.
7
Литература конца 20- начала 21 века
2
2
Урок-лекция.
Сообщение.
8
Из зарубежной литературы.
6
6
Урок-лекция, самостоятельная работа
Выразительное чтение, анализ эпизода, пересказ, письменная работа.
9
Повторение и обобщение изученного
2
2
Семинар.
Устное высказывание. Письменная работа
10
Итого
102
102
Содержание программы
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.
Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного
крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской
прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество.(Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве
А. И. Куприна.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос исуровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя иучащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»), Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»), Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»(три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм.Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория л и т е р а т у р ы . Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанныепроизведения обязательны для изучения).«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда выстоите на моем пути...». (Возможен выбор других
стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии:
«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и
конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и
способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие
представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.
(Обзор.) Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещалинам сады...», «Я посвященный от народа...».(Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и
поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Небродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь
уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шага нэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведенияобязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз-
можен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские
мотивы»). Теория литературы. Фольклоризм литературы
(углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ,«Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление
темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандельштам и др.).Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).Тема революции и Гражданской войны в творчестве
писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы;«Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко.«Дюжина ножей в спину революции»;Тэффи. «Ностальгия»),
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «СергеюЕсенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижао сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира.
Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по-
эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева,
М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы
А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов:
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова,Л. Мартынова
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора
нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа.
Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория л и т е р а т у р ы . Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта-
теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская
многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...»,«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.
Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда
времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория л и т е р а т у р ы . Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомыйдо слез...» (указанные произведения обязательны для
изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)Культурологические истоки творчества поэта. Словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория л и т е р а т у р ы . Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения: «Моим стихам, написанным такрано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в ру-
ке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская войн,.вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей. «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория л и т е р а т у р ы . Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг,
переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник»
О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца«Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка,
стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов,Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др. «Городская» проза:Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканиии др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина,В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес
А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович,Б. Зайцев,
М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора,
В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский, Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в
поэзии А. Твардовского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво.,.». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика
поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество, Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Т е о р и я литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический
характер прозы В, Т. Шаламова, Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»(или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный
мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения:«Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...»,(Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов- Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмыслениевечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях
городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции
А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Т е о р и я литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев.,.», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)Лирика МустаяКарима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика
поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Т е о р и я литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева,
Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов,
И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу.«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Парадокс как художественный прием.
Томас Стерн Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Внутренний монолог (закрепление понятия).
Планируемые результаты изучения литературы в 11 классе.
В результате изучения литературы на базовом уровне в XI классе ученик должен:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX- XX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных -направлений XIX- XX века;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система -образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX и XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX- XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
● поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Формы контроля уровня достижений обучающихся
тематический:
-выразительное чтение,
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
итоговый:
- подготовка рефератов, докладов;
-написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
- тестирование
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы.:
1.Литература. 11 класс Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. Под ред. В.П.Журавлёва.М.: Просвещение, 2013.
2.Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006
4.Н.В.Охременко, О.В.Федина . Итоговые работы по литературе. Материалы к сочинениям, подготовке к экзаменам, литературные игры, кроссворды.5-11 класс.М.: Аквариум, 1997
5.Г.А.Обернихина. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие. М.: Аркти, 1999
Технические средства обучения (средства ИКТ):
-сканеры;
- принтеры;
-компьютеры;
-мультимедиа
Календарно-тематическое планирование.
уроков Разделы/ Темы
Кол-во час
Календарные сроки
Планируемые результаты ( базовые понятия)
Виды контроля
план
факт
1
Введение. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры.
1
Литература начала ХХ века. Развитие традиций русской классической литературы. Основные темы и проблемы литературы. Многообразие литературных течений и направлений.
Конспект лекции.
2
И.А.Бунин.
Очерк жизни и творчества Стихотворения.
6
1
Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм, изысканность.
Стихотворения:«Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Анализ текста, выразительное чтение, ответы на вопросы.
3-4
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
2
«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.
Письменная работа, развёрнутый ответ.
5-6
Рассказы И.А.Бунина о любви. «Чистый понедельник»
2
«Чистый понедельник». Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования.
Анализ текста (письменная работа)
7
Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы
1
Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
Сообщение.
8
А.И.Куприн. Жизнь и творчество.
3
1
Жизнь и творчество писателя в сопоставлении с творчеством Бунина.
Конспект лекции.
9-10
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
2
Своеобразие сюжета повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Талант любви.
Аналитическое чтение, устное высказывание
11-12
М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм.
6
2
Жизнь и творчество Горького. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа
Сочинение-миниатюра.
13
Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне».
1
На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Анализ текста
14-15
Вопрос о правде в драме Горького «На дне».
2
Три правды в пьесе, ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы
Устное высказывание.
16
Обобщающий урок по творчеству А.М.Горького
1
Проблематика произведений, особенности композиции, поэтика произведений Горького.
Письменная работа.
17
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век.
Символизм. Истоки русского символизма.
7
1
Серебряный век. Литературные течения поэзии русского модернизма. Поэты вне литературных течений. Истоки русского символизма. "Старшие символисты"
(В.Брюсов, К. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты"
(А. Белый, А. А. Блок).
Реферат о поэте Серебряного века
18
Поэзия В.Я.Брюсова. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».
1
Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова.
Анализ стихотворения
19
В/Ч.«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого.
1
Особенности лирики поэтов-символистов. к.Д.Бальмонт.Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» Андрей Белый. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Раздумье», «Русь», «Родине».
Анализ стихотворения (письменная работа)
20
Акмеизм как литературное направление. Ранняя лирика А. Ахматовой.
1
Акмеизм, основные черты его поэтики. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм"; утверждение акмеистами красоты земной жизни.
Конспект
21-22
Мир образов Николая Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
2
Проблематика и поэтика лирики Н.Гумилёва.
Анализ стихотворений
23
Футуризм как литературное направление. Творчество Северянина. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
1
Футуризм. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике футуристов.
Письменная работа по поэзии Серебряного века.
24
А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.
5
1
Жизнь и творчество Блока. Особенность поэтики. «Стихи о прекрасной даме»
Конспект лекции.
25
Стихотворения А.Блока «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « В ресторане», « Фабрика»
1
Развитие понятия об образе-символе. Тема страшного мира в лирике А.А.Блока.
Анализ стихотворения. Выразительное чтение.
26
Тема Родины в творчестве А. Блока.
1
Анализ стихотворений А.Блок а«Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»
Анализ стихотворения, устное высказывание.
27-28
Поэма А.Блока «Двенадцать».
2
Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции, своеобразие композиции, образ Христа и многозначности финала поэмы.
Анализ текста
29
В/Ч.Н.А.Клюев Жизнь и творчество. (Обзор)
1
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.
Урок внеклассного чтения
30
С.Есенин как национальный поэт.
5
1
Жизнь и творчество Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».
Конспект лекции.
31
Тема Родины в лирике С.Есенина. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Русь Советская», « Спит ковыль, равнина дорогая» и др.
1
Особенности изображения России в стихотворениях Есенина( звукопись, цветопись)
Анализ стихотворений, развёрнутое высказывание
32
Любовная лирика С.Есенина. Стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», « «Письмо к женщине».
1
Особенности любовной лирики Есенина.
Анализ стихотворений. Письменная работа
33
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина. « Не жалею, не зову, не плачу…», « Мы теперь уходим понемногу…», « Сорокоуст»
1
Трагизм восприятия гибели русской деревни в лирике Есенина
Выразительное чтение, анализ стихотворения на выбор.
34
В/Ч.Цикл « Персидские мотивы»
1
Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»
Выразительное чтение.
35
Литературный процесс 20-х годов 20 века
1
Особенности развития литературы 20-х годов
Конспект лекции.
36-37
Обзор русской литературы 20-х годов.
2
Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.
Сообщения о творчестве писателей периода 20-х годов, устное высказывание.
38
Поэзия 20-х годов.
1
Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.
Анализ стихотворения на выбор
39-40
В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.
4
2
Жизнь и творчество.
Поэтическое новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры) Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».
Конспект лекции, анализ стихотворений.
41
Стихотворения В.В.Маяковского « Лиличка!», « Письмо товарищу Кострову…», « Письмо Татьяне Яковлевой»
1
Своеобразие любовной лирики Маяковского.
Письменный анализ стихотворения.
42
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. « Юбилейное», « Разговор с фининспектором о поэзии», « Сергею Есенину»
1
Роль поэта в обществе. Особенности изображения.
Анализ стихотворения.
43
Литература 30-х годов. Обзор.
1
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.
Тезисы лекции.
44
М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность.
6
1
Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр.
»
Реферат
по жизни и творчеству Булгакова
45-46
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита.История создания, проблемы и герои
2
Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита
Анализ текста
47-48
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита»
2
Своеобразие жанра и композиции романа Булгакова.Замысел писателя; перекличка линий романа.
Анализ текста. Письменнная работа.
49
Сочинение по произведениям литературы 20-30х годов
1
Нравственные уроки, главные ценности литературы 20-30х годов
Сочинение
50-51
В/Ч.Повесть А.Платонова «Котлован»( обзор)
2
Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления
Анализ эпизода
52
А. Ахматова Жизнь и творчествоАнны Ахматовой.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».
4
1
Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. Разговорность интонации.
Реферат
по творчеству Ахматовой. Сообщение.
53
Тема Родины в лирике АхматовойЖизнь и творчество Анны Ахматовой.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».
1
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Музыкальность стиха.
Анализ стихотворений
54-55
Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».
2
Гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой. Истории создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, библейские мотивы и образы в поэме. Особенности композиции поэмы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы.
Анализ текста поэмы.
56-57
О.Э .Мандельштам. Жизнь и творчество. Стихотворения. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» и др.
2
Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи.
Письменный анализ стихотворения на выбор.
58-59
Поэтический мир М. Цветаевой.
Жизнь и творчество Марины Цветаевой. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»
2
1
Тема творчества, поэта и поэзии в творчестве Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Анализ стихотворений. устное высказывание.
60
М.А.Шолохов. Жизнь, личность, творчество. «Донские рассказы»
8
1
Представление о личности Шолохова и значение его произведений
Конспект лекции.
61
Картины жизни донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон».
1
Закономерности эпохи, картины жизни донских казаков в романе. Изображение Шолоховым жизни казачьих семей.
Анализ текста
62
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.
1
Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и её влиянии на человека.
Анализ текста
63
«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.
1
Правда о гражданской войне как трагедии народа
Анализ текста
64-65
Судьба Григория Мелехова.
2
Трагичная судьба Мелехова. Характеристика литературного героя.
Характеристика героя
66
Женские судьбы в романе «Тихий Дон»
1
Своеобразие женских образов в романе
Анализ эпизода.
67
Письменная работа по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
1
Мастерство Шолохова в романе « Тихий Дон»
Письменная работа по теме на выбор
68
Литература периода Великой Отечественной войны (обзор)
1
Истоки изображения войны в литературе военных лет. Обзор поэтических и прозаических произведений
Конспект лекции.
69-70
Литература второй половины 20-го века(обзор)
2
Поэзия 60-х годов. Новые темы, идеи, образы. особенности языка поэтов-шестидесятников.
Конспект лекции. Анализ стихотворения на выбор.Сообщение о творчестве поэта на выбор.
71
Военная тема в литературе 50-90-х годов.
1
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов
Сообщение, реферат по творчеству одного из писателей на выбор.
72-73
А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Лирика Твардовского. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»
2
2
Размышления о настоящем и будущем Родины. осмысление темы войны.
Анализ стихотворения.
74-75
Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».
4
2
Философский характкр лирики. Основные темы и мотивы поэзии Пастернака.
Конспект лекции. Анализ стихотворений
76-77
В/Ч.Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
2
Судьба романа, взгляды Пастернака на соотношение человека и истории, гуманизм и ценность этих взглядов
Анализ текста
78-79
А.И.Солженицын.
Судьба и творчество писателя. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».
2
2
Своеобразие раскрытия лагерной темы в творчестве писателя.
Тезисы лекции.Анализ рассказа
80
В/Ч В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. « Колымские рассказы»( «На представку», « Сентенция»)
1
Проблематика и поэтика « Колымских рассказов»
Анализ рассказа
81
Поэзия Н.Рубцова. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»
1
Основные темы и мотивы лирики и её художественное своеобразие.
Сообщения. Анализ стихотворений.
82-83
«Деревенская проза». В.П. Астафьев. « Царь-рыба». «Печальный детектив» ( обзор)
2
Взаимоотношения человека и природы в рассказах « Царь- рыбы» и нравственные проблемы романа « Печальный детектив»
Анализ текста
84-85
В.Г.Распутин.
«Прощание с Матерой».
2
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы; тема памяти и преемственности поколений
Анализ текста
86
И. А. Бродский. Слово о поэте. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») и др.
1
Проблемно-тематический диапазон лирики поэта
Анализ стихотворений
87
Б. Ш. Окуджава . Слово о поэте.Стихотворения. « До свидания, мальчики»,«Полночный троллейбус», «Живописцы».
1
Военные мотивы в лирике. искренность и и глубина поэтических интонаций.
Сообщение. Анализ стихотворений
88
В/Ч.« Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов « Обмен»
«Вечные» темы и нравственные проблемы повести.
89-90
В/Ч Темы и проблемы современной драматургии. А.В .Вампилов. Слово о писателе. Пьеса«Утиная охота».
2
Проблематика, конфликт,система образов, композиция пьесы.
91
В/Ч. Из литературы народов России. М. Карим. Стихотворения. «Подует ветер- всё больше листьев…», « Тоска» и др.
1
Жизнь и творчество. Психологизм лирики башкирского поэта.
92-93
Основные направления и тенденции развития современной литературы.
2
Проза реализма и « нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращённая литература.
Рефераты, сообщения.
94-95
В/Ч Д.Б.Шоу. « Пигмалион»
2
Духовно-нравственные проблемы пьесы.
Анализ эпизода.
96
В/Ч. Т.С. Элиот. Стихотворение « Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».
1
Средства создания комического в стихотворении.
Выразительное чтение.
97-98
В/Ч. Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах « И восходит солнце», « Прощай оружие». Повесть « Старик и море».
2
Духовно- нравственные проблемы повести «Старик и море»
Аналитическое чтение.
99-100
В/Ч.Э.М.Ремарк. « Три товарища»
2
Трагедия и гуманизм повествования.
Беседа.
101-102
Систематизация и обобщение курса литературы 11 класса.
2
Проблемы и уроки литературы 20 века.
Сочинение.