- Овчинников Леонид Павлович
«Сказки о Волге. Волга и Вазуза»
Руководитель: Рондарь Ирина Николаевна,
город Волгоград ГАПОУ «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»,1 курс, группа СПС 1-15 «Слесарь по ремонту подвижного состава»
Можно ли рассказать всю историю Волги с ее холмами и утесами, с городами и деревеньками, приникшими к водам великой реки? Преданий, легенд и сказок так много было придумано русским народом о живописных волжских местах.
Мы сегодня вспомним только некоторые из них.
Есть на Волге горы под названьем Жигули. По одной из версий, название «Жигули» происходит от слова «джигули» - так называли бурлаков восточные купцы в XIV веке.
Другое древнее название Жигулевских гор – «Девьи горы». Полагают, что когда-то здесь кочевали воинственные амазонки и поэтому на некоторых древних картах эти места названы Амазонией. Около 300 миллионов лет назад вся территория Самарской области была занята морем и лишь в районе Жигулей возвышались редкие острова. О тех далеких временах напоминают часто встречающиеся здесь следы растений и рыб. Около 150 млн. лет назад были найдены останки динозавров, нашли их недалеко от г. Сызрани. Эти находки хранятся в Самарском краеведческом музее. В районе Оврага Подпольщиков обнаружены следы древних животных: мамонта, носорога, бизона, верблюда, пещерного медведя.
Названия многих мест в Жигулях связаны как с реальными историческими событиями, так и с легендами преданиями, былинами.
Еще в давние, давние времена народ, живущий в наши краях, сочинял сказки, легенды, где воспевал красоту своего края. Вот одна из легенд о горах Жигули и Волге. « Своенравна, как все красавицы, горда и вольнолюбива Волга. Хорош собой и Молодец. И высок, и силушкой не обойден - сколько бурь ни проносились над ним, выстоял, сколько молний ни обжигало его каменную грудь, все ему нипочем. А уж о верности и говорить нечего - от зари до зари готов был глядеться Молодец в светлые очи Волги.
Но не люб он был красавице. Уж больно молчалив: веками словечко не обронит. Да и на подъем тяжел - столетьями стоит, не шелохнется. То ли дело - седовласый Каспий! И мудр и величав. Лишь только ветром жарким пахнет на него пустыня, тотчас заколышется, забурлит, разгуляется - ни одному молодцу с ним тогда не потягаться. Плывут ли над Волгой пушистые облака, звезды в нее смотрятся — все думает Волга о встрече с могучим Каспием.
И решилась однажды Волга: кинулась навстречу Каспию через леса и долины. Увидел это могучий Молодец и бросился наперерез красавице с верной своею дружиною. Тяжко пришлось Молодцу, за века крепко прирос он к месту. Шаг ступит - скалы с плеч рушатся, еще раз переступит - земля вокруг трещинами идет, холмы образуются.
И все же успел Молодец; преградил он дорогу Волге каменной своей грудью.
Разбурлилась, вспенилась Волга, но видит - не пробиться ей, силушки не хватает, не вырваться из плена. И решила тогда она схитрить. Приласкалась обманщица к великану, речами, сладко журчащими, усыпила его со дружиною, и по-кошачьи, тихо, крадучись обогнула спящих, убежала - таки к далекому Каспию.
... Много веков минуло с той поры. Обратился в Молодецкий курган, крепко уснувший Молодец, лесом поросла его очаровательная дружина, Вечен их сон». Так вот и появились на свет Жигули. Начинаются Жигули с горы Светелка, недалеко от села Усолье. А вот быль о горе Светелка: «Когда-то в далекие времена гора служила караульным бугром. На вершине стоял шалаш, а рядом висел котел с дегтем - это был своеобразный маяк. Если караульный видел кочевников, он поджигал котел с дегтем, и все жители разом поднимались по тревоге. А позднее граф Орлов на вершине этой горы построил высокую застекленную башню, где стали отдыхать путешественники Давным-давно то было, когда войско Степана Разина и Федора Шелудяка воевали за свободу с царскими войсками. И вот в одном бою неравные оказались силы, и туго пришлось Федору. Ранили его и захотели взять в плен. Забрался тогда он на высокую гору и встал у края пропасти, кровь стекала на камень из рассеченного виска, а внизу стояли царские войска и жгли костры. Но знал Шелудяк - живым он врагу не дастся. Кинулся вниз - навстречу дико засвистевшему ветру. Заликовали, обрадовались враги, но рано. Вдруг раздвинулся камень и бережно принял его в свои недра. Так спасла удальца Хозяйка Каменных гор. Но атаман не обрадовался избавлению, без солнца, без красавицы Волги стал он чахнуть. Так и погиб он. А хозяйка горы очень расстроилась и стала каждый день плакать и слезы ее стекали в каменную чашу. Помрачнел утес, и назвали его именем атамана. Так и появился Утес Шелудяк и углубление, которое люди назвали Каменной чашей».
Люди умирают, а песни, сложенные ими, живут в веках. Предания и легенды, созданные народом, бессмертны, как и сам народ. В них - память сердца, в них - завет грядущим поколениям.
Л.Н. Толстой сказал: «Только тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Среди русских народных сказок в сборнике А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» есть сказка о двух сестрах Волге и Вазузе. Позже, в советские времена, сказка была переписана Самуилом Яковлевичем Маршаком.
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся. Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдёшь его через дощечку,
А глядишь — ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз, —
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под плицами колёс.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой —
Матушкой, кормилицей родной.
[pic]
Волга — рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться.
Высятся над Волгой города.
На волнах качаются суда,
Носят много дорогого груза.
А у Волги есть сестра — Вазуза.
Вьется Волга, а её сестра
Напрямик течёт, крута, быстра.
Меж камней бурлит она в дороге,
Сердится, катясь через пороги.
[pic]
[pic]
У сестёр-красавиц с давних пор
Был такой между собою спор:
Кто из них сильнее и быстрее,
Кто из них умнее И хитрее?
И тянулась тяжба долгий век
У сестёр — у двух соседних рек.
Ни одна не уступала в споре.
Наконец решили: «Ляжем спать,
А проснувшись, побежим опять.
Кто скорее добежит до моря,
Ту и будем старшею считать!»
Вот зима постлала им постели
Под широкой крышей ледяной.
Шубою накрыли их метели,
Белою одели пеленой.
[pic]
Но Вазуза пробудилась рано
Под покровом вешнего тумана
И сестру решила обмануть:
Собралась да и пустилась в путь.
Говорит: — Прощай, сестрица Волга,
Нежиться во сне ты будешь долго.
Я же той порой по холодку
От тебя подальше утеку,
Выберу дорожку попрямее
И до моря добежать успею!
[pic]
[pic]
Пробудилась Волга в свой черёд,
Над собой взломала синий лёд,
Разлилась в полях среди простора,
Напилась холодных вешних вод
И пошла не тихо и не скоро,
Не спеша, не мешкая, вперёд.
Хоть она весной проснулась поздно
И путём извилистым текла,
Но сестру свою догнала грозно.
Гневная, к Зубцову подошла.
И Вазуза, с Волгою не споря,
Просит донести ее до моря:
Ей самой, усталой, не дойти —
Не собрала силы по пути…
Что ж, сестра родная — не обуза!
Две реки в пути слились в одну.
С той поры шумливая Вазуза
Будит Волгу каждую весну:
[pic]
— Просыпайся, старшая сестра,
Пробираться к морю нам пора!..
Гонят волны Волга и Вазуза —
Две реки Советского Союза.
Говорит народ, что у сестёр
До сих пор не утихает спор.
Спорят реки Волга и Вазуза,
Спорят с Доном, Обью и Двиной,
Кто из них подымет больше груза,
Больше рыбы даст земле родной,
Кто прогонит летом больше сплава.
Всем российским рекам — честь и слава!
[pic]
[pic]
Волга вдохновляла, давала "гусли звонкие" в руки многим поэтам, родившимся на ее берегах (Скиталец, А. В. Ширяевец, С. Д. Дрожжин, Н. Н. Гладков). У них река ассоциируется, прежде всего, с малой родиной: родным селом, городом, родным домом. Они замечают, как сильно изменилась родная Волга, глядя на бегущие по ней пароходы, разрывается от боли сердце, кода смотрят они на вырубленные по берегам леса, на "плевки Горынычей стальных", на то, "как голубую телогрею. Чернит без устали мазут..." Уже здесь намечается выход к одной из самых больных проблем современности - экологической.
И все же, как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов - источником вдохновения. Так, наш недавний современник, поэт Н. Благов писал:
И когда тебя втянет в простор этот синий,
И когда ты с рекою бессмертной, родной,
Только выдохнешь:
- Волга! - Только скажешь:
- Россия!-
Да умоешься вечно живою водой!
8