Урок литературы по творчеству Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Роль притчи о Воскрешении Лазаря

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


Роль «Притчи о воскрешении Лазаря»

в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель урока:

  • обратить внимание на евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание»;

  • проследить, как меняется взгляд Раскольникова на жизнь;

  • подумать, какую роль выполняет в тексте притча о воскресении Лазаря;

  • нравственные уроки романа Достоевского;

  • понять Достоевского или хотя бы попытаться это сделать.


Ход урока

1. Вступительное слово учителя.


Весна – время пробуждения. Обновления, воскрешения

Великий Пост – о душе, о вечном

В какие еще минуты вспоминаешь всю жизнь?

Были ли такие минуты у Достоевского?

1 слайд. Казнь петрашевцев!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Мысли

Где нашли отражение? В произведении (зеркало)

Где искал ответы на многие интересующие его вопросы? (Евангелие) 2 слайд

Смерть Достоевского-отпустите его, пусть идет. Откуда эти слова? 3 слайд

Заставка!!!!!!!!!!!!!!!


Притча о воскрешении Лазаря

БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ

ДО 01.38

Болезнь


Имитация казни Петрашевцев

идея

Настойчиво

грубее и раздражительнее настаивал

«Умертвила и предала себя»

Продала себя


Текст 4.4 притча в 4 евангелие

Чтение

«Соня всё колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Почти с мучением смотрел он на "несчастную помешанную".

-- Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. -- прошептала она тихо и как-то задыхаясь.

-- Читай! Я так хочу! -- настаивал он, -- читала же Лизавете!

Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и всё не выговаривалось первого слога.

"Был же болен некто Лазарь, из Вифании..." -- произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось.

Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать всё свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь -- "что бы там ни вышло потом!"... Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения... Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова».

- Как ведет себя Раскольников? (уверенно, тонкий психолог)

- Что чувствует Соня? (неуверенно, сомневается, переживает)

Евангельские сюжеты

9.17-10.12

День – ночь

Спотыкается,

Не нашел дороги

Достоевский

Евангелие – жены декабристов


Раскольников

Потерял правильную дорогу и не ищет, он хочет избежать наказания.

Но и к нему на помощь придет Иисус


Соня узрела путь, читая Евангелие с Лизаветой, она его знает уже почти наизусть, она никого не осуждает, пройдя сама тяжелое испытание, не гордится, что ради других, не оправдывает себя, но жалеет Раскольникова


Эта часть притчи в тексте Достоевского отсутствует. Почему? Поиск пути за пределами этой главы. Каждый подошел к критической черте.

Чтение.

Так дочла она до 19-го стиха:

"И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог".

Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос...

"Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему

(и как бы с болью переведя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала): Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир".



Смерть

Физическая, духовная, нравственная

каторга

Раскол (топор)- убийство

«Я не старушонку убил – я себя убил» Убил в себе человека


Раскольников -------- нет его реакции

СОНЯ- ИИСус спасает друга словом божьим


«с силой, точно сама исповедовала»

Раскольников – Лазарь – мертв духовно

Иудей – сомневается в очевидном, силе слова (да, может быть, и бога-то совсем нет)

Иисус - несет свой крест и решает судьбу Сони

("Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Последняя мысль была ему всего отвратительнее; но он был уже скептик, он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток, а потому и не мог не верить, что последний выход, то есть разврат, был всего вероятнее.

"Но неужели ж это правда, -- воскликнул он про себя, -- неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется наконец в эту мерзкую, смрадную яму? Неужели это втягивание уже началось, и неужели потому только она и могла вытерпеть до сих пор, что порок уже не кажется ей так отвратительным? Нет, нет, быть того не может! -- восклицал он, как давеча Соня, -- нет, от канавы удерживала ее до сих пор мысль о грехе, и они, те... Если же она до сих пор еще не сошла с ума... Но кто же сказал, что она не сошла уже с ума? Разве она в здравом рассудке? Разве так можно говорить, как она? Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет? И наверно так. Разве всё это не признаки помешательства?"

Он с упорством остановился на этой мысли. Этот исход ему даже более нравился, чем всякий другой. Он начал пристальнее всматриваться в нее.

-- Так ты очень молишься богу-то, Соня? -- спросил он ее.

Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.

-- Что ж бы я без бога-то была? -- быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку.

"Ну, так и есть!" -- подумал он.

-- А тебе бог что за это делает? -- спросил он, выпытывая дальше.

Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения.

-- Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. -- вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него.

"Так и есть! так и есть!" -- повторял он настойчиво про себя.

-- Всё делает! -- быстро прошептала она, опять потупившись.

"Вот и исход! Вот и объяснение исхода!" -- решил он про себя, с жадным любопытством рассматривая ее.

С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и всё это казалось ему более и более странным, почти невозможным. "Юродивая! юродивая!" -- твердил он про себя.)



Главное он находит ответ на свой вопрос: Что же поддерживало ее? Не разврат же? Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву...


(СЛАЙД№5)

Прошло минут пять. Он всё ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали... Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел как совсем сумасшедший.

-- Что вы, что вы это? Передо мной! -- пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце.

Он тотчас же встал.

-- Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, -- как-то дико произнес он и отошел к окну. -- Слушай, -- прибавил он, воротившись к ней через минуту, -- я давеча сказал одному обидчику, что он не стоит одного твоего мизинца... и что я моей сестре сделал сегодня честь, посадив ее рядом с тобою.

-- Ах, что вы это им сказали! И при ней? -- испуганно вскрикнула Соня, -- сидеть со мной! Честь! Да ведь я... бесчестная... я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!

-- Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твое.

(СЛАЙД №6)

Чтение. "Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?"

Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: "не мог ли сей, отверзший очи слепому..." -- она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют... "И он, он -- тоже ослепленный и неверующий, -- он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же", -- мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.

Искупление – вера

Лазарь-?

БОГ помог

Переоценка ценностей – каторга (Евангелие, беседы с заключенными)

Раскол в душе ()

Сомнение в теории


Только Бог решет кому жить. Бог создал каждого другом себе, и в каждом из нас – друг Иисуса Лазарь. Тогда каждый друг Иисуса Христа. Но мы постепенно убиваем в себе Лазаря тщеславием и гордостью. И порой чувствуем, как он лежит где-то в нас глубоко-глубоко, пораженный смертью и смердит.

Состояние во время чтения притчи


С волнением

Жизнь для других, вера помогает жить.

Если в тебе Лазарь безжалостно умер, то сейчас может воскреснуть от одного божьего слова, т. к Христос –это воскрешение и жизнь

Состояние во время чтения притчи


Торжество и радость

(Слайд №7)

"Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе".

Она энергично ударила на слово: четыре.

"Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший,

(громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела):

обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет.



Воскрешение -?

возрождение

Любовь Анна Григорьевны Сниткина (ангел-хранитель)- творчество –перестал играть

Каторга - Отрекся от идеи, любовь и поддержка Сони

В чем его наказание?


Великая грешница становится утешительницей (мать на каторге)



Божья правда и закон жизни вынуждают Раскольникова донести на себя, чтобы хоть и погибнуть в каторге, но примкнуть к людям. «Надо найти в человеке человека»

-Последние слова притчи выделены курсивом. Почему?

Они уже не о романном сюжете, но о воздействии на читателя.


Роль притчи

Символичность имен, чисел, цвета,



Лазарь у каждого свой

Каждый человек, каким бы он ни был, заслуживает внимания. Этому

учит Христос и вместе с ним Достоевский. Достоевский убеждён, что

любой человек, а падший тем более, заслуживает жалости и

сострадания, и это чувство обогащает духовно, в первую очередь

самого жалеющего.



Домашнее задание:

Найти другие притчи в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и определить их роль в тексте














Притча о воскрешении Лазаря

в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Болезнь













Смерть













Искупление







Воскрешение











Роль притчи


В судьбе Достоевского



В судьбе Раскольникова


В вашей жизни



Вывод

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________