«Технология проблемного обучения в основной и средней школе»
В своей работе использую разнообразные формы проведения уроков, например, проблемный семинар (мозговой штурм), в основе которого лежит свободное высказывание самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы. При этом соблюдается одно важное условие: участникам запрещается критиковать выдвигаемые предложения.
Я считаю, что значимым в формировании системы ЗУН на уроках литературы является именно коллективное чтение – поочередное чтение или чтение вслух с комментариями, элементами анализа прочитанного. Учитель отрабатывает, закрепляет, а также развивает различные умения и навыки: умение с помощью текста доказывать или размышлять, умение цитировать прочитанное, отбирать материал, умение пояснять, анализировать. Конечно, в процессе коллективного чтения особая роль отводится учителю.
На таких уроках я стараюсь, как бы уйти на второй план, таким образом, предоставляю возможность учащимся читать и обсуждать произведение самостоятельно, но остаюсь при этом главным координатором и помощником, порой направляю вопросами учащихся. Дальнейшая работа с текстом развивает умение школьников определять границы отрывков по смысловым частям. Прочитав отрывки, учащиеся могут их озаглавить и записать название на доске (в тетради) в виде плана или перечисления сюжетных эпизодов. Конечно, стараюсь заострить внимание учащихся на лексику – слова, которые воссоздают историческое время. На доске консультант (лучший учащийся) напишет некоторые из них. Среди многих методов, применяемых на уроках литературы, особое место отводится проблемным. Эти методы основаны на создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся; состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний; анализа, умения видеть явление.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивает новизну, важность, красоту и другие отличительные качества сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке литературы:
подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения критиков по поводу отдельных художественных произведений или восприятия героев художественного произведения);
побуждаю обучаемых сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнить характеры главных героев прочитанного произведения);
ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяю проблемные задачи (например: с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем осмысления предложенной литературы темы устного сочинения, размышления о прочитанном, на преодоление «психологической» инерции).
Использую в своей работе с учащимися различные методы активизации обучающихся с использованием элементов проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.
Организация самостоятельной познавательной деятельности и активизация учащихся – важное условие глубокого и прочного овладения знаниями и применения их на практике.
Одним из методов повышения познавательной активности обучающихся является именно проблемное обучение. Оно основано на реализации психолого-дидактического принципа проблемности в учебно-педагогическом процессе. Принцип проблемности позволяет сближать между собой в ходе обучения процессы мышления, познания с процессом исследования. В процессе проблемного обучения усвоение новых знаний осуществляется в ходе разрешения проблемных ситуаций.
Некоторые принципы проблемности можно использовать на уроках литературы.
Для этого необходимо определить, прежде всего, основные этапы использования данной технологии:
подготовительная работа учителя к уроку;
элементы проблемного обучения при объяснении нового материала;
при закреплении материала, разработка системы самостоятельных заданий проблемного характера;
при обобщении изученного.
На примере одного из уроков я хочу показать использование технологии проблемного обучения в преподавании русского языка в 9 классе
Разработаны отдельные задания в приложениях с использованием фрагментов проблемных ситуаций на уроках русского языка в 7 классе
Цель урока:
Обобщение изученного о бессоюзных сложных предложениях.
Совершенствование умений сравнивать и делать выводы по изученному материалу.
Развитие навыков пунктуационного анализа.
Оборудование:
текст романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», глава 5 (строфы с 4 по 20);
таблица, учебник, компьютер, медиапроектор.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня на уроке проведём обобщение полученных знаний, умений и навыков по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков.
Вспомним теорию, продолжим работу над пунктуационным анализом предложений, будем совершенствовать умения обобщать, сравнивать, делать выводы, опираясь на уже известное, изученное, узнаем и кое-что новое, интересное о бессоюзных сложных предложениях. Это будет связано с их стилистической функцией в художественном тексте.
На уроках литературы мы познакомились с творчеством А.С.Пушкина, я хочу использовать возможность ещё раз обратиться к самому глубокому и многогранному его произведению – роману «Евгений Онегин».
- Ставлю перед вами проблему: выяснение употребления бессоюзных конструкций и их стилистической роли в 5-ой главе романа.
- Почему для решения данной проблемы выбрана именно эта глава, думаю, что вы сами сможете ответить в течение урока. Эту проблему надо решить, это нам с вами задачка «на вырост».
3. Повторение теории, проверка домашнего задания.
- Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов:
- Подумайте, так ли важно, как мы будем ставить знаки препинания?
- Будем ли вообще их употреблять?
В литературе есть примеры, когда без них обходятся даже великие, всемирно известные писатели, такие, как, например, французский писатель 20 века Марсель Пруст, который был одним из ярких представителей литературы «потока сознания», или Уильям Фолкнер, написавший свой роман «Шум и ярость» без единой запятой.
- Как вы считаете, можно доказать, что знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию.
- Например, в классическом примере Казнить нельзя помиловать место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти.
- А в шутке про кисель из резины:
Кисель там варят из резины
Галоши делают из глины
Кувшины лепят пирожки... –
мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.
- Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального приёма, призванного помочь писателю ярче, эмоциональнее (т.е. экспрессивнее), глубже выразить мысль, создать художественный образ. Мы с вами не раз обращали внимание на роль многоточия, восклицательных и вопросительных знаков в поэтическом тексте.
- Поскольку пришли к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется «варить кисель из резины или делать из глины галоши», давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в бессоюзных сложных предложениях.
(К доске отправляются два «добровольца», которые должны составить обобщающую схему или таблицу.)
- Если мы говорим о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях, то, как должна называться обобщающая таблица?
а) Учащиеся (2) работают у доски.
б) Остальные – поочерёдно зачитывают подобранные дома примеры бессоюзных сложных предложений из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», объясняют знаки препинания в них.
в) Проверка таблицы.
Коллективный анализ таблицы.
Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.
Запятая, точка с запятой Двоеточие
Тире
Перечисление.
1. Причина.
1. Время, условие.
2. Пояснение.
2. Противопоставление.
3.Дополнение смысла.
3. Вывод, следствие.
4. Быстрая смена событий.
- Итак, мы видим три типа знаков препинания, соответственно три типа предложений.
Давайте вспомним, с какой интонацией произносятся предложения каждой из групп.
(Учащиеся отвечают, учитель на доске вычерчивает «парнитуру» интонации (см. задание к упр. 138 (стр.59), упр.142 (стр.60), упр.150 (стр.63) в учебнике для 9 класса С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др.), указывая стрелочками повышение и понижение голоса, вертикальными линиями – паузы.
- Попробуем с правильной интонацией прочитать предложения с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием из подобранных примеров.
4. Обобщение изученного материала.
а ) Постановка проблемы.
Изучили теоретический материал о бессоюзных сложных предложениях, практически закрепили этот материал.
- Необходимо показать стилистическую роль бессоюзных сложных предложений.
Я ставлю перед вами проблему, которую нужно решить на уроке: выяснить, какие конструкции бессоюзных сложных предложений использует А.С.Пушкин, какова их стилистическая роль, где и когда используются.
- Поскольку предложения используются либо в процессе общения (устного или письменного), либо в литературных произведениях, есть смысл поговорить об их стилистической роли и наиболее предпочтительной сфере употребления.
- В начале урока мы выяснили, что смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях, в отличие от союзных, выражаются менее определенно и чётко. В связи с этим следует отметить, что бессоюзные предложения реже всего употребляются в научной речи, которой свойственна подчёркнутая логичность, точность и чёткость. Зато они более характерны для разговорно-бытового стиля, так как при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения.
Эти конструкции обычно очень экспрессивны, выразительны, поэтому их часто используют писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.
- Чтобы разрешить поставленную проблему, необходимо понаблюдать, как используются бессоюзные предложения в пушкинском тексте, но сначала послушаем чудесные онегинские строфы и насладимся их звучанием.
б) Разрешение проблемы.
Работа с художественным текстом.
1) Чтение учителем 5-ой главы романа «Евгений Онегин» (строфы с 4 по 20).
2) Работа с текстом прочитанных строф.
Задание: перелистайте странички 5-й главы и обратите внимание на знаки препинания.
3) Беседа. Проверка работы.
- Какие знаки препинания использовал поэт? (Учащиеся называют, учитель записывает на доске. Практически все знаки встречаются в тексте.)
- Какие из них будут интересовать нас в связи с темой урока и почему? (Точка с запятой, тире, двоеточие, так как именно они употребляются в бессоюзных сложных предложениях.)
- Только ли в бессоюзных сложных предложениях используются двоеточие и тире?
- В каких ещё синтаксических конструкциях употребляются эти знаки? (Прямая речь, обобщающие слова при однородных членах, неполные предложения.)
- Найдём в тексте 5-ой главы (с 4 по 20 строфу) подобные конструкции.
- Итак, мы отделили те синтаксические конструкции, с которыми не должны путать бессоюзные сложные предложения, несмотря на то, что в них употребляются те же знаки препинания.
- Теперь остаётся самое простое- пунктуационный анализ.
Задание. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, объясните расстановку знаков препинания в строфе 4 (двоеточие – пояснение, а именно), в строфе 7 ( двоеточие – причина, потому что), в строфе 8 (двоеточие – дополнение смысла; видит, что).
- Обратим внимание на пунктуационное оформление предложения в 9 строфе.
- Точка с запятой может разделять и придаточные предложения в составе сложноподчинённого, если они соединены однородным подчинением, подчинительный союз употребляется один раз, а каждая из частей предложения осложнена различными синтаксическими конструкциями.
- В строфе 13 точка с запятой – перечисление.
- Запишем под диктовку предложение из 18 строфы, поясним пунктуацию (тире – быстрая смена событий), составим его схему.
- Обратим внимание на приём синтаксического параллелизма (говорим о сути этого приёма и цели его использования).
5. Итог урока. Выводы, обобщения.
- Чтобы подвести итоги наблюдений за ролью бессоюзных сложных предложений в пушкинском тексте, давайте «подкорректируем» бессоюзные сложные предложения, заменив их синонимичными союзными (строфы 4, 7, 8, 13 ).
- Изменилось ли что-нибудь? (Да, ритм; предложения стали более длинными, логически завершёнными.)
- Докажите, прочитайте.
- Почему же А.С.Пушкин предпочёл менее логичные бессоюзные предложения в этой главе? (Текст имеет ярко выраженную просторечную окраску. Ведь о снах и гаданиях люди повествуют разговорным языком. А для текстов разговорного стиля использование более выразительных бессоюзных сложных предложений является характерной чертой.)
- Почему же в качестве иллюстративного материала для беседы о бессоюзных сложных предложениях была выбрана именно эта глава? (Имеются предложения со всеми знаками препинания, практически со всеми оттенками значения, потому что в данной главе стиль изложения близок к разговорному.)
Рефлексия. Продолжите предложения.
На уроке русского языка я научилась ...
Тема урока меня заинтересовала, так как ...
Я продолжу изучать и исследовать строфы романа, потому что ...
6. Домашнее задание.
- Придумайте небольшой текст о русской зиме с использованием различных бессоюзных сложных предложений.
7. Комментирование оценок за урок.
- Молодцы, ребята, поработали хорошо, решили поставленную проблему, а значит, закрепили материал, выяснили особенность использования бессоюзных сложных конструкций в художественном тексте, правильно пояснили использование писателем данных предложений.
Оценки за урок.
Список литературы:
Сенюшкина Т.В. Синтаксические конструкции с союзом и (Материал для подготовки к экзамену по русскому языку). РЯШ №2, 2003г.
Голубева И.В. Об изучении экспрессивных синтаксических конструкций. РЯШ №3,1997г.
Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам. РЯШ №2, 2001г.
Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе, 9-11 классы. Дрофа. 1998г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку, 9 класс. -М.: ВАКО, 20.