Урок-игра по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина (7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Цели игры:

Обобщить знания по содержанию сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина;

Учить выполнять требования правил игры

Развивать умение работать в коллективе и индивидуально,

Самостоятельно и корректно оценивать себя и других как игрока

Помочь каждому учащемуся проверить свои силы как знатока.


Оборудование:

мультимедийный проектор,

тексты сказок

карандаши, листы, жетоны двух цветов

на доске – «лестница успеха»


Метод: разноуровневая игра

Форма проведения: индивидуальная работа

Приемы: викторина


Ход урока

Слово учителя.

Ребята и гости нашего урока, приветствуем вас на игре «Умники и умницы», посвященной творчеству Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. (Слайд 1)

Правила игры.

У нас есть пятеро учащихся, желающих сразиться в интеллектуальной битве и получить звание «Знаток сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина». Позвольте вам их представить: Костоглот А., Рыбалкина В., Стаценко И., Д.-Калиниченко В., Клёсов П.

На перемене им было дано задание для отборочного тура – эссе на тему «Почему сказки Салтыкова-Щедрина актуальны во все времена?» В результате отборочного тура к игре будут допущены всего трое из них, оставшиеся двое присоединятся к залу.

На игровом поле расположены три дорожки: красная – самая трудная, но с меньшим количеством ячеек; желтая – средняя; и зеленая, предполагающая большее количество вопросов, но степень трудности у них наименьшая. Жюри определяет, в каком порядке участники буду выбирать свою дорожку. В качестве жюри выступают учителя, присутствующие на уроке.

Итак, приступаем к отборочному туру.

(Выступления учащихся с эссе на предложенную тему).

- Пока жюри решает, кто же выберет себе дорожку, а кто пройдет в зал, я объясню, чем на уроке займутся остальные учащиеся.

В случае, если участник игры не отвечает на поставленный вопрос, этот вопрос переходит в зал. За правильный ответ я буду давать жетон красного цвета. Идущие по желтой и зеленой дорожке имеют право один раз перейти в следующий тур со штрафным очком.

Кроме того, основным участникам будет даваться 1 минута на обдумывание ответа. В это время вам будет дана возможность заработать жетоны зеленого цвета (за ответы на менее сложные вопросы). В конце урока мы подсчитаем ваши жетоны и выставим отметки. Желаю вам удачи!

(Выступление жюри. Участники выбирают себе дорожки).


Перед тем, как начать нашу интеллектуальную игру, хотелось бы познакомить вас с нашим художником – Тымрик Валентин. Он не знал, что ему на сегодняшнем мероприятии будет выделено отдельное задание. На карточке, которую я ему отдам, дано описание некоего персонажа из сказки Салтыкова-Щедрина. Валентин попытается изобразить этого героя, руководствуясь только лишь словесным описанием. Далее мы посмотрим, что же у него получилось. (Отдаю карточку с описанием Коняги, альбомный лист и карандаши Валентину)

Итак, приступаем к игре!


1 тур. (Слайд 2)

Вопрос для красной дорожки: (Слайд 3) Насчет чего предостерегал старик-пескарь своего сына: «Пуще всего берегись ___________! - говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее…»? (Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. "Пуще всего берегись уды!..») (Слайд 4)

Вопрос для желтой дорожки: (Слайд 5) Как звали главного героя сказки “Дикий помещик”? (Урус-Кучум-Кильдибаев). (Слайд 6)

Вопрос для зеленой дорожки: (Слайд 7) Какую газету читали генералы на необитаемом острове? (“Московские ведомости” ) (Слайд 8)


Вопросы для зала:

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове? (По щучьему велению, по моему хотению)

2. В чём мужик варил суп? (В пригоршне)

3. Какой способ прогулки дикий помещик “считал самым приличным и удобным”? (На четвереньках)

4.Как генералы отыскали на острове мужика? (По запаху мякинного хлеба)

5. Кем этот мужик работал в Петербурге? (Маляром)

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки “Дикий помещик”? (Обилием мужиков)

7. Кого звал помещик в гости? (Генералов-соседей)

8. В каком виде два генерала прибыли на остров? (В ночных рубашках)


2 тур. (Слайд 9)

Вопрос для красной дорожки: (Слайд 10) Назовите имя брата Коняги. (Пустопляс) (Слайд 11)

Вопрос для желтой дорожки: (Слайд 12) Назовите автора исторических исследований "Родословная лешего", "Была ли замужем Баба-Яга", "Каким полом надлежит ведьм в ревизские сказки заносить?" (Дятел из сказки «Орел-меценат») (Слайд 13)

Вопрос для зеленой дорожки: (Слайд 14) Что было на генералах кроме ночных рубашек в момент прибытия на остров? («Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»). (Слайд 15)


Вопросы для зала:

  1. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть? (Найти мужика)

  2. Из чего мужик сделал силки для птиц? (Из собственных волос)

  3. Как генералы вернулись домой? (Мужик построил корабль)

  4. С кем помещик охотился на зайцев? (С медведем)

  5. Чем дикий помещик угощал всех гостей? (Пряником)

  6. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал? (Оброс волосами)

  7. На какой улице в Петербурге жили два генерала? (На Подьяческой)

  8. Какой из двух генералов был поумнее? (Тот, кто был учителем каллиграфии)


3 тур (Слайд 16)

Вопрос для желтой дорожки: (Слайд 17) Скворцы из сказки «Орел-меценат» разучивали гимн науке. Назовите автора этого гимна и название произведения (М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года») (Слайд 18)

Вопрос для зеленой дорожки: (Слайд 19) Какое золотое слово вычитал помещик в газете “Весть”? (Заглянет помещик в газету "Весть", как в сем случае поступать должно, и прочитает: "Старайся!") (Слайд 20)


Вопросы для зала:

  1. Как генералы мужика при себе удерживали? (Верёвочкой привязали)

  2. Чем генералы наградили мужика? (Рюмкой водки и пятаком)

  3. Где живёт главный герой сказки о диком помещике? (В некотором царстве)

  4. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести? (Хвоста)

  5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику? (Губернское начальство)


4 тур (Слайд 21)

Вопрос для зеленой дорожки: (Слайд 22) Узнайте героя произведения: «… - обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову _____ держит понуро; … из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин». (Коняга) (Слайд 23)


Вопросы для зала:

  1. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? (Орден)

  2. Кого дикий помещик пригласил в гости после генералов? (Актера Садовского с актёрками)


Как вы помните, в начале урока мы поручили художнику изобразить героя, руководствуясь описанием. Посмотрим, что же у него получилось, узнал ли он героя. (демонстрация рисунка Тымрик В.)


Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок. Предлагаю узнать, с каким настроением уйдет отсюда каждый. На доске изображена «лестница успеха». Учащиеся рисуют смайлик на той ступеньке, которая наиболее точно описывает его состояние на конец урока. Ступени: 1 – «Я доволен собой, постарался на славу», 2 – «Чувствую себя спокойным, хотя мог работать лучше», 3 – «Я работал хорошо, но мог бы и лучше», 4 – «Мне сегодня кое-то не удалось, скорее всего, я слишком переживал». В результате рефлексии мы увидим, как оценивают себя сами учащиеся.


Награждения победителей.

В результате сегодняшней игры у нас выявились победители. Жюри объявит нам результаты.

(Выступление жюри).

Теперь каждый из вас подсчитает свои жетоны. (Слайд 24) Заработавший 10 жетонов (один красный=2 зеленым) получает «5», 8 жетонов – «4», 5 жетонов – «3».

Учащимся, не получившим необходимое для отметки количество жетонов, получают домашнее задание – эссе на тему «Чему учат сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?»


Сегодня все постарались себя проявить. Кому-то это удалось, кому-то нет. Но расстраиваться не нужно. Что мы можем пожелать тем, кому не удалось показать свои знания в полном объеме? (в следующий раз быть внимательнее при чтении, активнее работать на уроках).