Конспект урока русской литературы « Звучи, божественный глагол!.. » ( Работа над стихотворением А. С. Пушкина «Пророк») (9 класс).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока русской литературы 9 класса






Тема: « Звучи, божественный глагол!.. » ( Работа над стихотворением А. С. Пушкина «Пророк»).






Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Зияродинова Нажабат Расуловна .





МКОУ "Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации Юрия Салимханова" .

Селение Ленинаул, Казбековский район РД.























Цель: совершенствовать умение и навыки анализа поэтического текста;

научить учащихся соразмышлять, проникнуть в мир художника

слова; приобщение детей к вечным ценностям; формирование

образной речи, развитие творческого воображения, расширение

горизонтов кругозора; развитие навыков вдумчивого чтения,

внимательного и бережного обращения к слову; расширение

словарного запаса учащихся, побуждение к чтению классической

литературы.



Опережающее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Пророк».

2. Выучить слова:

пророк - истолкователь воли Бога, предсказатель будущего;

шестикрылый серафим - персонаж христианской мифологии, изображается на иконах шестикрылым; огненный, пламенный;

перст - палец;

десница - правая рука;

зеницы - глаза;

вещий - мудрый;

жало - язык;

празднословный - пустой, лживый.



Ход урока

Звучи, божественный глагол,
В своём величье непреложной
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной.

Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет тебе навстречу
Духовной жаждою томим.

/Анатолий Передреев/



1. Вступительное слово. Учитель читает (наизусть!) отрывок из книги С. Гейченко «Пушкиногорье».

В тягостных раздумьях, горестном нетерпении сердца доживал Пушкин в Михайловском странное лето 1826 года. Лишь пройдя великое испытание ду­ха, он понял, что высшая обостренность чувства при неугасимом пылании сердца может ему открыть многие движения души и сокровенный трепет всего сущего и одновременно обогатить его даром воспламенять человеческие сер­дца огненным словом. Он долго искал это слово, искал в «Голубиной книге», «Слове о полку Игореве», у Гомера, Шекспира, легендах, сказках простого народа. Ему казалось, что наконец нашел это слово, но оно не ложилось в нужные ряды. Ему было тесно в нем, тесно сердцу и устам. Его душа стала жаждать чуда, великой и богатой милости провидения. И чудо приш­ло. Оно явилось неожиданно, вне обычного дня и часа. Так всегда бывает, на то оно и чудо.

В Михайловском и его округе издревле «там лес и дол видений пол­ны…». Здесь и сегодня есть места, мало кому ведомые, непонятные, таин­ственные. Деревья и травы растут, каких не увидишь там, где обычно лю­ди ходят. Цветы колдовские: воронец, вороний глаз, сон-трава… Май­ский ландыш цветет здесь и в июле…Дорожки - вавилоны, насыпи - курганы, кругом камни - одни стоят, как древние боги, другие - как седалища для них. Все здесь в какой-то заколдованной немоте и символах ... И даже тогда, когда в Михайловское приходит ураган, всюду гуляет ветер, играет буря, в лесах и рощах все вертится, пыхтит, свистит, стонет, скрипит, бьется об зем­лю, ухает, ахает, плачет - здесь царит безмолвие. И лишь изредка, через дре­весную гущару вдруг упадет с неба яркий солнечный луч, засветит камень или вавилон, и явится изумленному глазу чья-то таинственная тень, чего-то сущего, но непредметного, вероятного, но неочевидного. Но в такое ме­сто не всегда найдешь тропу. Бывает, ищешь, идешь, но входа так и не най­дешь, то на болото наткнешься, то в сырой овраг попадешь, то придешь туда, не знаю куда…

Народное предание говорит, что именно в таком месте произошло чудес­ное преображение Пушкина. Сам поэт об этом писал так:

. . . здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило.

Поэзия, как ангел утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой . . .

Шел он однажды по лесу, объятый скорбными думами о своем темном бу­дущем. Шел, куда глаза глядят. Свернул на узкую тропинку, лежавшую меж­ду полчищем высоченных деревьев, воздвигнувших черную кровлю между небом и землей. И ему захотелось пить. Тогда стал он искать ручей, чтобы утолить желание. Тропинка повела его к березовой роще, в которой сто­яли деревья всякие - старые, огромные, опустившие свои ветки - бороды до самой земли, и березки - малолетки, бегавшие хороводом вокруг своих деду­шек и бабушек. И тут он увидел камень и кипящий под ним прозрачный ис­точник, манивший путника припасть к нему. Пушкин сорвал лопушок, ловко скрутил из него чарочку и, припав на колени, стал жадно чарку за чаркой пить, и была эта вода сладка и душиста, как весенний березовый сок. Напив­шись, присел на камень, на котором сквозь мох виднелась высеченная над­пись: «В лето 6923 аз многогрешный Андрей Белагулин у источника сего по­ставил сей каменный знак себе и роду своему и всем добрым людям в покло­нение и утоление жажды». Он стал читать надпись и вдруг почувствовал странное беспокойство, которое всегда предвещало ему приближение могуче­го вожделения и озарения духа. Его охватила дрожь, не дрожь от холода, а_ странная дрожь грядущей радости. Березы вдруг, как завесы, расступились, и он увидел перед собою в ярком, огненном луче светлейший образ книги своей и протянул к ней руки, и в них ярко запылало запечатленное в алмаз­ном сосуде новое слово . . .

Оно сияло, как нежнейшая утренняя звез­да в небе.

. . . Возвратился в дом свой и, вошед в светлицу свою, он лег на ковер возле кровати и заснул сном праведника. Спал долго и крепко. Проснулся и долго думал, да было ли это все, иль это был сон? Подошел к шкафу, вынул сундучок, в котором хранилась шкатулка с реликвией, издревле переходив­шей в роде Пушкиных старшему сыну. На крышке шкатулки были вырезаны «недреманное око» и знак рода. Откинул крышку. Посмотрел нутро ее. За­крыл и убрал. Сел за стол. Взял маленький лист бумаги, перо и медленно стал выводить столбцом отдельные слова:

Духовной жаждою томим.

Странствие.

Виденье, непостижное уму.

Новое глаголение.


Думается, именно здесь «Пророк», как крик души, рванулся из измученной груди Пушкина:



2. Чтение (наизусть!) подготовленным учеником стихотворения «Пророк»

Учитель:

При создании своего стихотворения «Пророк» Пушкин обращается к библейской легенде. Герой предания Исайа оказывается у трона Господа, где в полной мере ощущает свою греховность. Однако серафим очищает его, прикасаясь к губам раскаленным углем. После этого Исайа смог услышать голос Бога. 
    И он просит Господа дать возможность послужить ему - пойти к своему народу и произнести Его волю. В этот момент человек превращается в пророка - истолкователя божьей воли, предсказателя будущего.
 
     Исайа знает о том, что слова его не будут услышаны, потому что народ погряз в грехах. Однако его миссия заключается в том, чтобы, несмотря ни на что, нести слово Божье в надежде, что брошенное им семя прорастет, то есть люди услышат его, а значит, - будут спасены.

3. Беседа по вопросам:

1). Как вы понимаете сочетание слов «духовная жажда»? Что такое духовность?

- Жажда духовности, поиск истины, правды. Духовность - это …


Спросили как-то раз у Шалвы Амонашвили: «Что такое духовность? Он затруднился ответить, не мог найти слов. «Я просто чувствую ее смысл», - ответил. На помощь пришел другой, рассказавший красивую притчу про Эдельвейс:

- Как выглядит Эдельвейс? - спросили у мудреца.

- Я его не видел и потому не знаю, как он выглядит, но, если вы его увидите, то обязательно узнаете.

Так и духовность: человек, встретившийся с нею, безошибочно поймет, что это такое.

Думаю все же, что «формулу духовности составляют глаголы - заповеди: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать, прощать».


2). От чего страдает лирический герой Пушкина? Как вы понимаете метафору «мрачная пустыня»?

(Это окружающая действительность, тяжелая, мрачная, безнадежная. Речь, наверное, здесь идет о дисгармоничности общества, которая всегда беспокоила Пушкина, поэта-гражданина. « Духовная жажда » - это еще и неудовлетворенность, мучительная душевная тоска, острая потребность человека в проявлении добра, сочувствия).



3). Что еще случилось? Какое это было время в жизни Пушкина, истории России?

( «Пророк» был создан Пушкиным в трудный для него период духовного кризиса - после разгрома декабристов, когда поэт разочаровался во власти и обществе. Можно сказать, что данное стихотворение - его ответ на страшные и несправедливые события, происходившие в то время). 


4). Какое слово особенно подчеркивает, что жажда духовности его мучает?

(«Влачился». Значит, шел без цели, опустошенный, разочарованный во всем, но и с надеждой на чудо).

5). Кто такой «шестикрылый серафим»?

(Ангел, особо приближенный к Богу, серафим - вдохновение, озарение, знак свыше; олицетворение музы, поэзии).

6). Объясните слова «перепутье».

( Перекресток путей, положение человека, колеблющегося в выборе пути, заблудшегося. Вспомните картину «Витязь на перепутье» М. В. Васнецова. Опишите в двух-трех словах и сравните состояние героев стихотворения и картины).

Налево ехати - богату быти,

Направо ехати - женату быти.

Как прямо ехати - живу не бывати.

Нет пути ни прохожему,

Ни проезжему, ни пролетному.



7). Кто послал серафима к путнику? Случайно ли явление шестикрылого ангела?

(Бог послал ангела к человеку, который томится духовной жаждой, который очень страдает от несовершенства людей, дисгармоничности общества, который находится в вечных поисках истины…)

8). Каким даром наделил серафим путника? Как об этом сказано? Прочтите.

Перстами легкими, как сон,
Моих
зениц коснулся он.
Отверзлись (открылись) вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

( Это глаза, широко открытые, настороженные, с острым зреним, позволяющим ему следить « ангела полет»).

9). Еще каким даром наделил героя Пушкина ангел?

(Слегка прикоснувшись к ушам жаждущего, серафим наделяет его острым слухом, который позволяет ему слышать то, что не слышат обычные люди).

10). Что же он слышит? Подтвердите текстом.

И внял (услышал, осмыслил) я неба содроганье,
И
горний ангелов полет (речь идет о нравственной высоте)
И
гад (подводный мир) морских подводный ход,
И
дольней (долина) лозы прозябанье.

11). Как вы понимаете слово «прозябание»?

(Произрастание, рост лозы. Преображенный серафимом герой начинает слышать то, что происходит в небе, на земле, в глубине, то есть под землей).

13). Что еще делает ангел с жаждущим, как об этом сказано? Прочтите.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И
жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил
десницею кровавой.


(Наделил языком, пламенной речью. Вырвав « грешный язык» - грешный язык символизирует человеческие недостатки: стремление к лести, склонность к празднословию), - ангел вкладывает в уста жаждущего «жало мудрыя змеи». Змея - символ мудрости. Она мудра, и язык ее не празднословен. Она жалит, то есть обличает все дурное, злое).

14). Зрение, слух, язык очень необходимы обличителю людских пороков, глашатаю истины, но недостаточны. Чем же еще наделил серафим путника? Прочтите.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь
отверстую (открытую, разорванную) водвинул.

(Серафим - вдохновение наделил поэта горячим, беспокойным сердцем, великим и страшным даром).

15). Почему страшным называем мы ношу гениальности?

4. Читается отрывок из рассказа Ю. Нагибина «Царскосельское утро», который, быть может, прольет свет на этот вопрос.

- Случалось, он (Пушкин) засыпал легко и быстро, с ощутимым удовольствием погружаясь в сон, но такого блаженства никогда еще не испытывал. Он словно возвращался в защищенность и безответственность своего предбытия. Он был свободен, чист, ничем не обременен, покоен высшим покоем животной безгрешности. Он никогда еще не прятался так хорошо от окружающих и самого себя, как в этот сон посреди разгорающегося царскосельского утра… ( С содержанием сна дети знакомы).

Он отринул от себя всю душную наваль и вырвался из сна. У него были мокрые глаза. Он вытер их рукавом и вдруг заплакал. Отчего? От провидения судьбы и ноши, ему уготованной? Эта ноша была непосильна его юношеским плечам. Ему хотелось жить, любить Наталью, поклоняться Карамзиной, писать легкие и дерзкие стихи, жалеть старых друзей и восхищаться новыми, побеждать на всех ристалищах, чувствовать в лопатках подъемную силу крыл, а не взваливать на себя грехи всех словообидчиков, не сумевших угадать имена населяющих мироздание. Почему он должен расплачиваться за чужую глухоту? Сблизить слова со смыслом, выловить в хаосе звуков истинные обозначения вещей и явлений, дать литературе живую речь, искаженную непрошеными зашельцами, церковниками, немецкими профессорами, - разве по плечу такой труд одному человеку?

       Он плакал, потому что кончилось детство. Для тех, кто еще томился в душных спальнях на четвертом этаже лицейского здания, для юных честолюбцев, мечтателей, поэтов, умников и простофиль, детство продолжалось, он один выделен судьбой…

К трубочному табаку, к искрящемуся шампанскому, к обжигающему пуншу, к сладости женских губ будет примешиваться горечь взятого на себя - когда и перед кем? - обязательства…



16). Прочтите обязательно этот рассказ, но сейчас вернемся к «Пророку».

Получив от серафима столь много - зрение, слух, язык, горячее сердце, почему же лирический герой Пушкина лежит посреди пустыни, как труп? Кто такой пророк?

( Пророк - это поэт, избранник Бога. А поэзия - это Божий дар, трудная ноша. Серафим сделал то, что должно предшествовать получению этого страшного дара. Но только после прямого вмешательства Бога приобретается путником высокое звание настоящего поэта).

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

17). Что такое глагол?

( Речь. Слово. Жечь словом сердца людей означает звать их к добру, преодолению греха, зла, возбуждать в людях чувство прекрасного, преклонение перед святыней красоты, призыв очищать мир ценой собственных страданий).

18). А был ли до этого язык Пушкина, «грешным», «празднословным и лукавым»?


- Нет, конечно, это говорит о требовательности поэта к себе.

Пушкин сам творит беспощадный суд над собственной жизнью и поступками, болезненно ощущает, что «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». И потому-то его духовное созревание шло как у царевича в «Сказке о царе Салтане»: не по дням, а по часам. В 15 лет начал публиковаться в журналах и заслужил одобрение «мэтров» русской поэзии. В 20 лет - известен всей читающей России. В 25 - вполне зрелый талант и зрелый характер, автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». И каждый следующий год новый гигантский взлет к совершенству поэтическому, художественному, личностному через творческое горение, через строгую взыскательность к себе, к своему творчеству:

Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток.
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю, и горько

Жалуюсь, и горько слёзы лью,
И строк печальных не смываю.

Но после 25 декабря 1825 года поэт не имеет права только говорить, он должен действовать. Об этом хорошо поведал нам Иван Новиков в книге «Пушкин в Михайловском».


5. Чтение отрывка из книги И. Новикова «Пушкин в Михайловском».


- Он чувствовал, как на него ложилась обязанность противопоставить себя тому, что творилось, он хотел обрести голос, которого было бы нельзя не услышать, с которым нельзя не считаться. Теперь же… теперь он порою действительно чувствовал, что перегорает в огне.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной он влачился…

Так он начал своего «Пророка».

Лишь понимать и созерцать - этого было мало. Надо готовым быть к действию. И Пушкин развертывал, сам для себя, эту картину преображения поэта в бойца. Его оружие, по-прежнему - слово, но что же делает с ним серафим - вдохновение?

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Так вдохновение его, само обрызганное кровью, открывало в поэте «пророка», и отныне он хотел говорить как власть имеющий…

19). Однако вернемся к «Пророку». Каким стал теперь прежде усталый путник (« В пустыне мрачной я влачился»)?

(Готовым к действию, для него теперь нет тайн, он открыт всему миру. Это возвышает его над людьми, но и накладывает колоссальную ответственность, а это и прекрасно, и страшно).

20). Прочтите еще раз заключительные строки стихотворения. Каково символическое значение слов: «Восстань, пророк»?

(Это пробуждение к протесту, сопротивлению тому, что видит и слышит поэт- пророк вокруг себя. Эти слова были слишком смелыми для 1826 года).


21). Как изменились взгляды Пушкина? Цикл «Подражание корану» написан в 1824 году, «Пророк» - в 1826-м.


(Пушкин приходит к выводу, что стать истинным поэтом-пророком можно лишь отказавшись от мирских страстей и желаний, от земных благ и комфорта, посвятив себя служению народу, что идентично служению Богу. Пушкин создал образ идеального поэта, глашатая высоких помыслов, божественных идей).


Но Пушкин продолжает совершенствоваться, ибо нет предела божественной высоте духа.

5. Чтение отрывка из статьи Кашириной Варвары Викторовны «Преподобный…» (Литература в школе, №4 за 2007год.)


Был сентябрь 1830 года. Однажды митрополит Филарет говорил проповедь в Успенском соборе. Пушкин стоял, скрестив руки и боясь проронить и слово. Возвращается домой.

- Где ты был? - спрашивает жена.

- В Успенском соборе.

- Кого там видел?

- Ах, оставьте, - сказал Пушкин и, закрыв лицо руками, зарыдал.

- Что с тобой? - удивилась жена.

- Ничего, дай мне бумагу и чернила.

Под впечатлением слов митрополита написал стихотворение, за которое, наверное, многое простил ему Господь.

В часы забав иль праздной скуки

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.


Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе серафима

В священном ужасе поэт.

  1. Заключение урока:

Итак, образы: «горний ангелов полёт», «гад морских подводный ход», «дольней лозы про­зябанье» - символичны. Это основные сти­хии вселенной: небо, море, земля. Здесь нет никакой мистики. Вдохновение, творческое прозрение помогают постичь суть явлений. Обычно люди воспринимают внешнюю сто­рону жизни. А каждому настоящему художнику «является шестикрылый серафим» вдохно­вения, несущий и радость, и муки творчест­ва, а творческая интуиция делает поэта все­видящим, прозревающим грядущее и силой творческого слова приближающим его. Этот пафос познания мудрости пророка и даёт ему право «глаголом жечь сердца людей».

Хочу, чтобы вы постоянно обращались к Пушкину, который напоминает нам о нетленной ценности народной нравственности, об очаровании человеческого сердца, о том, как прекрасна незапятнанность и чистота неопытного чувства и как обездолен человек, если отречься от этих ценностей.

Обращение к Пушкину - это постоянное самосовершенствование через постижение божественного искусства, это вера, что мир красотой спасется, к чему и призывает нас поэт - пророк. И давайте же с вами, чтобы расстаться на высокой пушкинской волне и чтобы немеркнущий свет его поэзии навсегда поселился в сердцах, хором (свято, величественно!) прочитаем: «Духовной жаждою томим…»

ЛИТЕРАТУРА:


1. Е. Н. Ильин «Путь к ученику», М. 1988.

2. А. Астахов «Библия для детей», М. 2009.

3. И. А. Новиков «Пушкин в Михайловском», М. 1986.

4. Ю. Нагибин «Царскосельское утро», М. 1983.

5. С. Гейченко «Пушкиногорье», М. 1981.

6. В. В. Каширина «Преподобный…», журнал «Литература в школе»,№4,2007г.