Литература
7 класс
[pic]
Тема.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
История создания поэмы «Мцыри», тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция
Учитель:
Кириленко Наталия Ивановна
МБОУ Николаевская СОШ
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция. Цель: познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.
Словарная работа.
Слайд 6
[pic]
Поэма - крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
Слайд 7
[pic]
Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе длимого художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)
Слайд 8
[pic]
Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.
Слайд 9
[pic]
Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).
Слайд 10
[pic]
Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
Слайд 11
[pic]
I. История создания поэмы. Слово учителя.,
В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала...» От этой записи до появления «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осуждённый за это на смерть. В 1835 - 1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предал суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимает монологи - исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839. Именно в ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение.
Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагва и Куры; собор Светиц-ховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.
Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.
Слайд 12
[pic]
II. Выразительное чтение поэмы учителем.
(В сильном классе поэма читается дома самостоятельно).
Слайд 13
[pic]
Слайд 14
[pic]
Слайд 15
[pic]
Слайд 16
[pic]
Слайд 17
[pic]
Слайд 18
[pic]
Слайд 19
[pic]
Слайд 20
[pic]
Слайд 21
[pic]
Слайд 22
[pic]
Слайд 23
[pic]
Слайд 24
[pic]
Слайд 25
[pic]
Слайд 26
[pic]
Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».
Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста- произнёс эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна».
Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю»)?
Как эпиграф связан с темой и идее произведения?
Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Идея - лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Слайд 27
[pic]
Слайд 28
[pic]
Сюжет и композиция поэмы.
1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:
Что видел Мцыри на свободе?
Что делал он, вырвавшись из монастыря?
Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
2. Каков сюжет поэмы?
Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаём лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал и плен, перенёс тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».
3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.
Посмотрите ещё раз текст поэмы и определите, как она построена.
- Что даёт для понимания характера героя 2ая глава?
Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления,
рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе -строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2х главах, а о трех днях, проведённых на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.
- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?
В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог - исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху).
Слайд 29
[pic]
- Слово,«исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
- Композиция монолога - исповеди даёт возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?
Глава 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой - дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми её радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Глава 6,7 - Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый, им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всём, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.
Слайд 30
[pic]
Слайд 31
[pic]
- Слово,«исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
- Композиция монолога - исповеди даёт возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?
Глава 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой - дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми её радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Глава 6,7 - Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый, им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всём, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.
Слайд 32
[pic]
Слайд 33
[pic]
Слайд 34
[pic]
Слайд 35
[pic]