Негосударственное общеобразовательное учреждение «Русская гимназия полного дня»
«Рассмотрено»
Руководитель
методического совета
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
«Утверждено»
Директор НОУ
«Русская гимназия полного дня»
_________/Т.В.Алексеева
Ф.И.О
___________/О.П.Матвеева/
Ф.И.О.
_____________/В,Н.Скажутин/
Ф.И.О.
Протокол №
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
11 класс
Программу составила:
учитель русского языка и
литературы: Конечных О.А.
Чита 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом образования, принятым Министерством образования РФ в 2004 году; примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ под редакцией Г. И. Беленького (М., «Мнемозина», 2009 год, базовый уровень) и положения о рабочей программе педагога НОУ «Русская гимназия полного дня», г.Чита, 2014г.
Программа отражает обязательный минимум содержания литературы как учебного предмета, установленный Министерства образования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного: времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений, в связи с этим допускается корректировка программы и часов. *
Актуальность программы заключается в том, что она детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения; пакет контрольно-измерительных материал
Всего 102 часа ( 3 часа в неделю)
Выбор примерной программы мотивирован тем, что она
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Программа построена следующим образом:
•Литература первой половины XX века
• Литература второй половины XX века
Цели и задачи курса
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-выразительное чтение;
-различные виды пересказа;
-заучивание наизусть стихотворных текстов;
-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
-анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-устные и письменные интерпретации художественного произведения;
-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
-самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
-подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
3.Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 11 класса
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
• сравнение, сопоставление, классификация самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
• составление плана, тезисов, конспекта,
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
4.Состав участников образовательного процесса
При составлении программы так же учитывались и особенности классов.
Особенности обучающихся 11класса: возраст (17-18 лет), количество обучающихся ( )
11 класс – способности к обучению хорошие, осуществляется индивидуально-дифференцированный подхода к каждому ученику, уровень мотивации высокий, интересы учащихся разнообразны, проявляют творчество в умственной деятельности, обладают способностью анализировать, обобщать и делать самостоятельные выводы.
5.Содержание программы
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
102 часа
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.
Обзор русской литературы первой половины ХХ века (1 час)
Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм».
Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".
ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 вв.(1 час)
Символизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)
В. Я. Брюсов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К.Д.Бальмонт (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…», «Безглагольность»
Акмеизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)
Н. С. Гумилев (1час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)
И. Северянин (1час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
Сочинение по творчеству поэтов начала XX века 1 час
А. А. Блок (6 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Письменный анализ поэтического текста
И. А. Бунин (5 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки» (произведения обязательны для изучения).
Рассказы о любви : «Лёгкое дыхание», «Митина любовь»
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Сочинение (домашнее) по творчеству И. А. Бунина.
А. И. Куприн (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет», «Олеся» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.
Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Сочинение (домашнее)
М. Горький (7 часов)
Жизнь и творчество.
«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Зачёт по творчеству М. Горького.
В. В. Маяковский (4 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского в произведениях «Хорошо», «Клоп», «Баня» (по выбору)
С. А. Есенин (4 часа+ 1 час Р/Р)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...»(возможен выбор других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Поэма «Анна Снегина»
Сочинение
О. Э. Мандельштам (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
М. И. Цветаева (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Сочинение (домашнее)
А. А. Ахматова (6 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Защита проектов по творчеству поэтов конца 19-20 веков
Б. Л. Пастернак (4 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа.Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков (8 часов)
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.
Роман «Белая гвардия» (обзор)
Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»
А. П. Платонов (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Сокровенный человек». Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.
Вн.чт. Рассказы «Фро», «Река Потудань», «Возвращение», «Старый механик» (по выбору)
М. А. Шолохов (8 часов+ 1час Р/Р)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон».
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.
Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.
Сочинение по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (анализ эпизода)
Литература социалистического реализма (1 час) обзор.
Литература второй половины XX века.
ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (7 часов)
Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа.
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь». А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь» (2 часа)
В.В.Быков Повесть «Сотников» 2 часа
Драматургия. В.С.Розов «Вечно живые» 2 часа
Н.А.Заболоцкий Жизнь и творчество. Философичность лирики, поэзия мысли «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «некрасивая девочка» (2 часа)
А. Т. Твардовский (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как
ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний бой майора Пугачёва», «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор другого рассказа).
История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.
А.И. Солженицын (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Литература последних десятилетий XX века (9 часов)
Н. М. Рубцов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Авторская песня В.Высоцкий. Б.Окуджава (1 час)
В.М.Шукшин. Рассказы разных лет (2 часа)
В. Г. Распутин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведения).
Нравственное величие русской женщины.
Современная проза.
ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. А. В. Вампилов (2часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Старший сын»
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Стечение обстоятельств в пьесе.
Литература конца XX – начала XXI века.
(2 часа)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма.
- Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).
-Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Деталь. Символ.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
-Литературная критика.
Календарно - тематическое планирование
Форма контроля
Примечания
1.
Обзор русской литературы первой половины 20 века.
Учебник
1
Составление плана
2.
Поэзия начала века.
Презентация
1
3.
Символизм
Учебник
1
Сообщение
4.
В.Я.Брюсов. Лирика
Текст
1
Анализ текста, наизусть
5.
К.Д. Бальмонт. Лирика
Текст
1
Анализ текста
6.
Акмеизм
Учебник
1
Сообщение
7.
Н.С.Гумилёв. Лирика.
Текст
1
Анализ текста
8.
Футуризм
Учебник
1
Сообщение
9.
И. Северянин. Лирика.
Текст
1
Анализ текста, наизусть
10.
Р/р. Сочинение по творчеству поэтов начала 20 века.
1
Сочинение
11.
А.А.Блок. Жизнь и творчество
Учебник
1
Презентация
12.
Многогранность любовной лирики. «Незнакомка», « «В ресторане».
Текст
1
Анализ текста,наизусть
13.
Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни
Текст
1
Ответы на проблемные вопросы
14.
Россия – центральная тема в поэзии Блока.
Текст
1
Проверочная работа
15.
Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы.
Текст, учебник
1
Анализ текста
16.
Композиция и язык поэмы.
Текст
1
Практическая работа
17.
Обобщающий урок по творчеству А. Блока.
Текст
1
Тест
18.
И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь. Лирика.
Учебник
1
Сообщение
19.
Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки».
Текст
1
Анализ текста
20.
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Текст
1
Сообщение
21.
Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Текст
1
Письменный ответ на проблемный вопрос
22.
Тема любви в рассказах И.Бунина
Текст
1
Анализ текста
23.
А.И.Куприн. Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Текст
1
Анализ текста
24.
Трагическая история любви «маленького человека»
Текст
1
Проверочная работа
25.
А.И.Куприн. «Олеся»
Текст
1
Сообщение
26.
Максим Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького.
27.
«Старуха Изергиль» Проблема смысла жизни.
Текст
1
Ответы на проблемные вопросы
28.
Особенности жанра и конфликта в пьесе « На дне»
Текст
1
Викторина на знание текста
29.
Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне»
Текст
1
Сообщение
30.
М. Горький «Несвоевременные мысли».
Текст
1
Составление тезисов
31.
Обобщение по творчеству М.Горького
Учебник
1
Зачетная работа
32.
В.В.Маяковский. Жизнь и
творчество. Мотивы лирики.
Текст
1
Презентация
33.
Послереволюционное творчество Маяковского
Текст, учебник
1
Анализ текста
34.
Сатира Маяковского
Текст
1
Устные ответы
35.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского
Текст
1
Анализ текста
36.
С.А. Есенин Жизнь и творчество
Учебник
1
Презентация
37.
Чувство любви к Родине в лирике Есенина
Текст
1
Анализ текста
38.
Искренность и глубокий лиризм в стихотворениях Есенина
Текст
1
Анализ текста(письменный)
39.
Лирический герой поэмы С.А.Есенина « Анна Снегина»
Текст, учебник
1
Сообщение
40.
Подготовка к сочинению по творчеству Есенина
1
Сочинение
41.
О.Э.Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве.
Учебник
1
Сообщение
42.
Насыщенность поэзии Мандельштама
Текст
1
Анализ текста
43.
М.И.Цветаева. Сведения о жизни и творчестве.
Учебник
1
Презентация
44.
Поэзия Цветаевой – напряжённый монолог на личные и гражданские темы.
Текст
1
Анализ текста, наизусть
45.
Интонационно-ритмическая экспрессивность стиха.
Текст , учебник
1
Практическая работа
46.
А.А.Ахматова. Сведения о жизни и творчестве.
Учебник
1
Презентация
47.
Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике.
Текст
1
Анализ текста
48.
Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике.
Текст
1
Практическая работа
49.
Трагедия поэта и народа в поэме «Реквием».
Текст
1
Презентация
50.
Вн/чт.Лирика А.А.Ахматовой.
Текст
1
Чтение наизусть
51.
Обобщающий урок по творчеству поэтов Серебряного века
Презентация
Тест
52.
Б.Л.Пастернак. Сведения о жизни и творчестве. Своеобразие лирики поэта.
Учебник
1
Творческая работа
53.
Человек, история и природа в романе «Доктор Живаго»
Текст
1
Сообщение
54.
Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго»
Текст
1
Практическая работа
55.
Стихотворения Ю.Живаго и их роль в раскрытии идей и проблематики романа.
Текст
1
Анализ текста
56.
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество.
Учебник
1
Презентация
57.
«Мастер и Маргарита». Особенность жанра
Учебник
1
Тест на знание текста
58.
Сатирик и лирик. Первое впечатление о романе (любимые герои) Три мира в романе «Мастер и Маргарита».
Текст
1
Сообщение
59.
«Московские» главы в романе
Текст
1
Анализ эпизодов
60.
«Спор о человеке и Боге» («ершалаимские главы»).
Текст
1
Защита проекта
61.
Проблемы творчества и судьбы художника
Текст
1
Сообщение
62.
Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.
Текст
1
Творческая работа
63.
Вн/чт. М.А.Булгаков «Белая гвардия».Обзор романа.
Текст
1
Презентация
64.
Подготовка к сочинению по роману Булгакова.
Текст
1
Сочинение
65.
А.П.Платонов. Жизнь и творчество.
Учебник
1
Сообщение
66.
«Сокровенный человек». Идейно- композиционное своеобразие повести
Текст
1
Ответ на проблемный вопрос
67.
Герой повести – правдоискатель и народный философ. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.
Текст
1
Практическая работа
68.
Вн/чт. Платонов. «Фро», «Река Потудань», «Старый механик», «Возвращение» (по выбору)
Текст
1
Сообщение
69.
М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Тихий Дон» - роман-эпопея. История создания.
Учебник
1
Презентация
70.
Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон» Семья в романе – эпопее.
Текст
1
Анализ эпизодов
71.
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова
Текст
1
Анализ эпизодов
72.
В мире, расколотом надвое». Изображение гражданской войны как трагедии народа.
Текст
1
Сообщение
73.
Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство.
Текст, учебник
1
Творческая работа
74.
Психологическая глубина романа. Женские образы «Тихого Дона».
Текст
1
Сообщения
75.
Художественные особенности романа «Тихий Дон». Яркость, многоцветность языка, роль диалектизмов.
Текст
1
Практическая работа
76.
Зачет по творчеству М.А.Шолохова.
Текст
1
Зачетная работа
77.
Р\р. Сочинение. Анализ эпизода КН. 3, часть 6, глава L
Текст
1
Сочинение
78.
Социалистический реализм – направление в литературе советского периода.
Учебник
1
Сообщение
79.
Тема ВОв в литературе. Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне.
Текст, учебник
1
Защита проектов
80.
Поэзия.
К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Родина».А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»
Текст
1
Чтение наизусть
81.
Проза Вов. В.В.Быков «Сотников»
Текст
1
Сообщения
82.
Драматургия. В.С.Розов. «Вечно живые».
Текст
1
Тест
83.
Драматургия. В.С.Розов. «Вечно живые».
Текст
1
Ответы на проблемные вопросы
84.
Н.А.Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве
Текст
1
Сообщение
85.
Философичность лирики, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.
Текст
1
Анализ текста
86.
А.Т.Твардовский. Сведения о жизни и творчестве
Текст
1
Сообщение
87.
Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений в поэме « По праву памяти» Твардовского.
Текст
1
Анализ текста
88.
В.Т.Шаламов. Сведения о жизни и творчестве. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи»
Текст, учебник
1
Сообщение
89.
Противостоянье человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачёва».
Текст
1
Творческая работа
90.
А.И.Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова.
Текст
1
Анализ текста
91.
Простота, обыденность повествования как приём воплощения трагизма происходящего.
Текст
1
Анализ эпизода
92.
Поэзия. Общая характеристика.
«Тихая лирика и поэзия Н.Рубцова».
Текст
1
Чтение наизусть
93.
Авторская песня (Б.Окуджава, В.Высоцкий)
Текст
1
Чтение наизусть
94.
Проза.
В.М.Шукшин. Рассказы разных лет.
Текст
1
Творческая работа
95.
В.Г.Распутин. Нравственное величие русской женщины в повести «Последний срок».
Текст
1
Сообщение
96.
Обзор романа Распутина « Прощание с Матерой»
Текст
1
Сообщение
97.
Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей.
Учебник
1
Творческая работа
98.
Драматургия А.В.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын»
Текст
1
Тест на знание текста
99.
Человек и природа в произведении В.П.Астафьева «Царь-рыба»
Текст
1
Сообщение
100.
Обзор произведения Ч. Айтматова « Плаха»
Текст
1
Сообщение
101.
Постмодернистские поиски ( В.Ерофеев, В. Пелевин, Т. толстых и др.)
Текст
1
Презентация
102.
Подведение итогов.
Учебник
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
- основные факты жизни и творчества писателей;
- содержание изученных произведений;
- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;
-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
-составлять планы;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Классные сочинения -3
Домашние сочинения – 5
Литература и средства обучения
1. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений/ Под ред. Ю.И.Лыссого.-2-е изд.-М.: Мнемозина, 2001
2.ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007
3. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008
4. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006
5. Журнал «Литература в школе»
6.Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997
7. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007
8. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
9. Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)
10. Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
11. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
12. Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»
13. Папка с раздаточными материалами «теория литературы 5-11 классы»
14. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
МОУ «Вейделевская СОШ Вейделевского района Белгородской области»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО
________ Гусакова Т.В.
Протокол № ___ от
«____»____________2011 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы по УВР
________ Ермилова Л.С.
«____»____________2011 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________ Гордиенко Г.Ф.
Приказ № ___ от «___»____2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя Донцовой Ольги Валерьевны,
высшая квалификационная категория,
по учебному курсу «Литература»
11 «Б» класс
(базовый уровень)
2011-2012 учебный год