Исследовательская работа по литературе (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Исследование по повести В.Г. Распутина
«Прощание с Матёрой».

Тема: «Символическое начало в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой».

Актуальность и проблематика исследования.

О любви к малой родине и ответственности за её судьбу нам внушают в школе с раннего детства. Мы взрослеем, читаем хорошие книги и сами начинаем задумываться об этом. Я все больше люблю читать книги, люблю анализировать художественные тексты, мне нравится создавать рисунки к прочитанному. В этом году я буду сдавать экзамен по литературе. Все это, наверное, позволило мне с интересом прочитать предложенную учителем литературы повесть В.Распутина «Прощание с Матерой». Чтение повести было для меня нелегким, многое мне было трудно понять, но главное произошло: я пережила встречу с героями, так сильно любящими свою деревню, что нам, сегодняшним, этому надо у них учиться.

Читая повесть, я, может быть, впервые осознала, что значит «чувство Родины». А ведь это чувство должно быть во мне, в каждом из нас. «Тот первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать», - читаем мы на первой странице повести. Вот бы и нам всем так относиться к своей «малой родине»!

Проблема родовой, природной связи человека со своей землей, человеческой привязанности к своему, очень дорогому месту на земле стала предметом моего небольшого исследования.

Цель исследования.

Увидеть, как и с какой целью писателем создаются символические образы родного простора, Родины-земли.



Задачи исследования.

1.Развитие навыков анализа и интерпретации литературного текста.

2. Составление структурной схемы символических образов повести.

3. Умение формулировать свою позицию и аргументировано её доказывать.


Основная часть.

Глава 1. Родовые понятия, смыслы в названии острова и деревни. Прежде всего символичным мне видится самое значимое слово в повести –Матера. Матера – это название и острова, и самой деревни, стоящей на острове. Попробую подобрать к этому слову ряд однокоренных слов: мать, матерь, матерый (сильный). Получается образ матери-земли, метафора России, в которой есть сила. Все они связаны с мотивом нравственных корней человека: дом, родина, свое, очень дорогое.

Теперь «нарисуем» картину этого мира вслед за автором. В центре мира- о.Матера (первый круг). Вокруг острова — вода, Ангара как граница от грешного мира (второй круг). За ним — мир вне Матеры (третий круг). Какой он? Подберу ему логические определения: хаотичный мир/ жестокий мир/ агрессивный мир. Да, это хаотичный мир, потому что в нем нет прежних ценностей (Дарья слушает рассказ сына Павла про новый поселок и всему недоумевает: в погребах стоит вода, корова есть только у цыгана, огороды на камнях не посадишь). Это жестокий мир, ведь чужие люди, пришедшие из него, жгут деревню, даже мертвых утопленниками сделают. Это агрессивный мир: он будет жить без духовной памяти поколений, без обостренного чувства совести (даже внук Дарьи Андрей собирается лично участвовать в затоплении острова).





МИР ВОКРУГ МАТЁРЫ



Глава 2. Образ Дома.

Поначалу я с большим недоумением прочитала те страницы, где старики прощаются со своими избами: они не просто их покидают, а прибирают, вешают чистые занавески на окна, хотя дома вот-вот будут спалены. Старая Настасья с дедом Егором перед отъездом с острова протапливает избу, разговаривает с вещами в доме. И я никак не могла понять сцену прощания Дарьи с родным жильем: зачем белит ее? зачем вышитые занавески? зачем ветки пихты по углам избы? Ведь назавтра дом спалят… Пришлось брать подсказку. И тогда мне все стало понятно в поведении стариков. Дед Егор мучается оттого, что все, что так нужно было в этой их крестьянской жизни в Матере, надо бросать. Их чувства я поняла: старая налаженная жизнь является ценностью.

Конечно, ведь дом, в котором жило не одно поколение, тоже живой, он чувствующий, потому и убирает его Дарья как покойника перед похоронами. Дарья не просто белит избу, которая вот-вот будет спалена-уничтожена, она совершает обряд «обряженья», подобный тому, что совершают с близким человеком, когда он уходит из жизни. Это открытие меня особенно потрясло. ,


Глава 3. Символические существа в повести: кто они? Какие тайные смыслы заложил в них писатель?

Символов в повести, по-моему, очень много, хотя я не уверена, что можно отнести к ним, а что – нет. Например, мне кажется, что образы огня, воды, весны, звезд и солнца – это тоже символы, но мне трудно их разгадать. Наверное, они связаны с вечным противостоянием старого и нового, жизни и смерти: в финале все заполнил туман (кругом «только вода и только туман, и ничего, кроме…»). Так рождается ассоциация с образом конца света, потопа. Символично и число затопляемых для ГЭС деревень: их 12! Двенадцать-это фольклорный образ, равный понятию «много». Значит, в каждой из 12-ти также страдают от безысходности люди, много людей …

Но есть в повести такие образы, которые даже не совсем опытному читателю говорят, подсказывают, что это символы родной земли, и их тайна открывается нам.

Вот «Хозяин Матеры». Ищу в тексте ответ на его тайну.

1) «Ни на кого не похожий зверек». Зверек - часть вечной природы.

2) «Ночной дух». Главное в Хозяине — он бережет эту землю. «Хозяин здесь он», «он здесь знал всех и знал все». И вот на его остров пришла беда, что сильнее его. Об этом говорит тот страшный крик прощания Хозяина с последними покидающими Матеру людьми. И он «последний» Хозяин: люди покинут остров, а он погибнет вместе с ним.

Листвень. Автор подобрал эпитет для этого слова-символа «Царский листвень», «Царь-дерево». Какие ассоциации рождает этот образ? Царь, центр... Да, это именно центр, ось земли. Потому три дня жгли, пилили его «чужие люди», а он – «НЕПОВАЛИМЫЙ» - «продолжал властвовать надо всем вокруг». Старики сохранили такое «поверье» о листвене: «… что как раз им, «царским лиственем», и крепится остров к речному дну, к одной общей земле». Разве можно его ломать, жечь? Листвень – корень самой жизни.

Символичен эпизод в самом конце главы 20: Дарья «ушла из деревни» - это был день поджога ее избы-Дома. Под вечер сын Павел нашел ее, разбитую горем, возле «царского лиственя», а весь этот день рядом с ней был «не виданный раньше зверек»- Хозяин. Так оказались в едином кругу Листвень, Хозяин и Дарья: до последнего часа они вместе продолжают держать остров.

Богодул. Богодул -вещий, юродивый. Я совсем недавно научилась понимать то, что образ юродивого в нашей литературе – это значительный образ, что к нему обязательно нужно присмотреться. ( И Любим Торцов из пьесы А.Островского «Бедность не порок» убедил меня в этом недавно). Что для меня в имени Богодула? Вначале я увидела странного старика, одинокого, неухоженного, даже отталкивающего. Потом обратила внимание на то, как Дарья называет его «христовенький». Значит, он ближе других к Богу как любой юродивый? В его имени слышится слово «Бог», но во второй части имени оно связано со словом «дул» (от глагола «дуть, дует»?). В вещем этом имени, может быть, «зашифрован» ветер времени, который сдувает жизнь с о.Матера? «Все недобрые вести приносил Богодул» (глава 8). А по-человечески симпатичен он стал мне после воспоминания Дарьи о том, как во время войны и в другие тяжелые времена меняла Богодул , «приблудший» к острову, «откуль-то брал по кусочку сахару, давал нам для скусу…Сластей того сахару я ниче не знаю». Не зря старухи любят и привечают Богодула, для них он «как бог, сошедший наконец на страдальную землю и испытующий их своим грешным, христарадным видом». Так в образе Богодула соединяется грешное (богохул, каторжник) и праведное (добро, близость к старухам и детям). Именно в его бараке, единственном не сожженном в Матере жилище, последние люди с покинутого всеми острова проводят последнюю ночь на Матере и это тоже символично (блаженный от слова благо).

Образы Хозяина острова, Царь-лиственя и божьего человека Богодула – это образы Родины, символы родного русского простора, где человек живет в единении с природой. Связь человека с природой - это закон жизни.



Заключение.

о.Матера жил своей праведной, разумной жизнью почти три века. Деревня Матера жила по крестьянскому ладу, рожала детей, растила хлеб. А скольких своих сыновей отдала она на защиту земли родной! Великое трудолюбие, жизнь по вере и совести делали людей красивыми, имеющими души и сердца. Но до Матеры дошли новые времена – дошли и уничтожают ее в прах.

Повесть заставила очень переживать за ее героев и задуматься о ценности прошлого. Много в повести размышлений стариков, особенно старухи Дарьи о совести, о правде, о душе, но больше всего – о памяти. Мне запомнятся теперь навсегда слова писателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Каждая из затопленных деревень или заброшенных в нашей округе деревень (старожилы назвали мне их: Заозерка, Пестеревка, Травинка, Злыдаровка, Гагарино, Лозинка, наша Шамониха и др.) имела свою историю. Вместе с ними ушли не только постройки, но и целый мир, ушли традиции. Но это же все не было зря. Мы продолжаем жить на земле этой, значит нам и помнить, какие люди до нас жили здесь, как любили они эти же окрестности, сколько труда крестьянского вложено в каждое поле вокруг. Помнить – и любить свою землю так красиво, как герои Распутина.

После чтения повести В.Распутина я посмотрела двухсерийный фильм «Прощание» режиссера Л.Шепитько. С большим трудом дался он мне, но герои стали ближе. В фильме не было вообще образа Хозяина острова (хотя слышен был дважды звериный вой, но, если не читать повесть, то не будешь знать, что это вой Хозяина). Богодул в фильме не такой, каким я увидела его в повести: в книге он интереснее, глубже, а в фильме это просто деревенский чудак. Зато мне очень понравился в фильме Листвень, теперь он зримо представляется, такой мощный и величественный. И ведь он реальное могучее дерево, таким создала его природа.

По мотивам повести и фильма я нарисовала два символа из нее: Листвень и Хозяина о.Матера. Пусть это станет моим признанием в любви к нашей земле, сильной в беде, красивой в радости, всегда родной.


6