Заявка.
Просим принять на Онегинские чтения работу
Символика чисел в сказках А.С.Пушкина.
Номинация Русская и православная символика в сказках Пушкина.
Автор (Ф.И.О.) Кондрашкина Карина Романовна
Класс 7б школа муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Бавлы
Домашний адрес автора: РТ г. Бавлы ул.Подгорная 27
Контактный телефон 8-9274690813
e-mail condrashkina.karina@yandex.ru .
Данные об образовательном учреждении:
Полное официальное название_ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Бавлы
Адрес_ _г.Бавлы ул.С-Сайдашева 25а
Телефон 7(855)-695-41-58
Руководитель:
Ф.И.О. __Гимранова Галия Мазитовна
Должность, организация _учитель МАОУ СОШ №5
Предмет преподавания _русский язык и литература
Домашний адрес руководителя РТ г.Бавлы ул.С.-Сайдашева 27-111
Контактный телефон 8-9270461698 e-mail gimranova_galia@mail.ru
Дата отправки работы 12.01.2016
VI Онегинские чтения
Секция:
Русская и православная символика в сказках Пушкина.
Исследовательская работа:
«Символика чисел в сказках А.С.Пушкина».
Кондрашкина Карина,ученица 7б класса МАОУ СОШ №5
г. Бавлы РТ.
Руководитель: Гимранова Г.М.,
учитель русского языка и литературы
Бавлы-2016
Тезис.
Символика - важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции. Поэтому на неё необходимо обратить особое внимание. Людям свойственно верить символам. Числа, как символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Поэтому, когда читаешь сказку и видишь, например, магическое число семь, настраиваешься на что-то сказочное, необычное, положительное. А с числом 13 связаны, как правило, негативные эмоции. Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных.
Цель моей работы заключалась в изучении употребления чисел в сказках А.С.Пушкина, исследовании их символики.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.изучить литературу о символике чисел;
2.найти примеры употребления чисел в сказках А.С.Пушкина;
3.проанализировать частотность употребления чисел в сказках А.С.Пушкина.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ литературы по теме.
2.Поисковый.
3.Исследовательский.
4.Обобщение полученных данных.
Во время исследовательской работы я перечитала сказки А.С.Пушкина и попыталась проследить использование чисел и их символику в его сказках. Мною были исследованы 7 его сказок. Я установила, что в сказках А.С.Пушкина встречаются следующие числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,12,33,50,140, но чаще всего встречается числительное 3. В своей работе я раскрыла, что означают часто употребляемые числительные, встречающиеся в сказках А.С.Пушкина, и привела цитаты из его сказок.
Выдвинула две гипотезы:
1.Число 3-волшебное и магическое.
2.Бог любит Троицу, триединство в православной вере.
В процессе написания данной работы я научилась анализировать, выбирать главное из большого объема, систематизировать полученную информацию, делать выводы. Я удовлетворена своей работой, так как ещё раз перелистала страницы любимых сказок. Исследовательская работа убедила меня в том, что русская литература – неизведанный край, где каждый может найти для себя много нового, поэтому эта тема заслуживает внимания и дальнейшего изучения.
Содержание работы
Введение.
Основная часть.
Глава 1.
1.1. История возникновения чисел.
1.2.Символика чисел.
Глава 2.
2.1. Символика чисел в сказках А.С.Пушкина.
2.2. Частотность употребления чисел в сказках А.С.Пушкина.
Заключение.
Использованная литература.
Введение.
Символика - важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции. Поэтому на неё необходимо обратить особое внимание. Людям свойственно верить символам. Числа, как символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Поэтому, когда читаешь сказку и видишь, например, магическое число семь, настраиваешься на что-то сказочное, необычное, положительное. А с числом 13 связаны, как правило, негативные эмоции. Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных.
Цель моей работы заключалась в изучении употребления чисел в сказках А.С.Пушкина, исследовании их символики.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.изучить литературу о символике чисел;
2.найти примеры употребления чисел в сказках А.С.Пушкина;
3.проанализировать частотность употребления чисел в сказках А.С.Пушкина.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ литературы по теме.
2.Поисковый.
3.Исследовательский.
4.Обобщение полученных данных.
Во время исследовательской работы я перечитала сказки А.С.Пушкина и попыталась проследить использование чисел и их символику в его сказках. Мною были исследованы 7 его сказок. Я установила, что в сказках А.С.Пушкина встречаются следующие числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,12,33,50,140, но чаще всего встречается числительное 3. В своей работе я раскрыла, что означают часто употребляемые числительные, встречающиеся в сказках А.С.Пушкина, и привела цитаты из его сказок.
Выдвинула две гипотезы:
1.Число 3-волшебное и магическое.
2.Бог любит Троицу, триединство в православной вере.
В процессе написания данной работы я научилась анализировать, выбирать главное из большого объема, систематизировать полученную информацию, делать выводы. Я удовлетворена своей работой, так как ещё раз перелистала страницы любимых сказок. Исследовательская работа убедила меня в том, что русская литература – неизведанный край, где каждый может найти для себя много нового, поэтому эта тема заслуживает внимания и дальнейшего изучения.
1.1.История возникновения чисел.
Изучая литературу по теме, я узнала, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они еще не имели никакого представления о числах. Первобытные люди могли только выделять из множества различных предметов отдельные. Например, из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя. То есть они определяли отношения как «один » и «много». (слайд 4)
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре.
Затем человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой «вычислительной машиной», - пальцами рук и ног. Например, слово "пять" в русском языке происходит от древнеславянского слова «пясть» - рука ("запястье"). А у некоторых племен число "двадцать" называлось "весь человек"!
1.2. Символика чисел.
Символика - важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции. Поэтому на неё необходимо обратить особое внимание.(слайд 5)
Людям свойственно верить символам. Числа, как символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Поэтому, когда читаешь сказку и видишь, например, магическое число семь, настраиваешься на что-то сказочное, необычное, положительное. А с числом 13 связаны, как правило, негативные эмоции.
Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных.
Русская народная традиция больше тяготеет к слову, нежели к числу. Однако и в сказках, и в былинах, и в житиях святых появляется определенная числовая символика, набор священных чисел, повторяющихся в разных образах и несущих определенный смысл. Эти числа не только рисуют нам уникальную картину русского мироздания, упорядочивая его, но и просто содержат в себе культурный код. Какие же числа самые типичные и значимые для русской нумерологии?
Единица. Это символ мудрости. Единица - домашний очаг, потому что располагается в середине вселенной. Это Первопричина, Сотворение, Бог. Она основа всех чисел и основа жизни.
Три. Тройка в русской традиции, в первую очередь, воплощение духовного начала. Как и в европейской культуре, она символизирует полноту и завершенность. Почитание христианского понятия Троицы, которая представляет собой триединство, делает тройку обозначением совершенства и духовности. Сам человек также имеет троичную организацию, включающую тело, душу и дух. Геометрический символ тройки – треугольник, и в изображениях Всевидящего ока эта фигура становится обозначением Троицы. Однако значимость тройки проявилась не только в русской религиозной мысли, но и в знакомых нам сказках, преданиях и в бытовых традициях. В фольклоре мы встречали трех богатырей, которые должны были победить трехголового змея-горыныча. У героя было три желания, он подвергался трем испытаниям, оказывался на распутье из трех дорог. Троекратный поцелуй на счастье стал русским символом.
Число 3 наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Постоянное утроение мотива создает размеренный ритм повествования.
Семь. Семь – одно из самых часто встречающихся чисел в русской культуре, символ удачи. В античности цифра семь символизировала число богов (по количеству планет). Семи богам поклонялись египтяне, финикийцы, персы, готы и другие народы древности. Даже священников часто подразделяли на 7 степеней, а в храмах стояли подсвечники о семи ветвях. В православной числовой символике семерка встречается еще чаще: семь таинств, семь даров Святого духа, семь добродетелей и смертных грехов, семь Архангелов, семь пророков, семидневный пост и покаяние. Существует икона Богоматери «Семистрельная», которая отображает Евангельское повествование о том, как Дева Мария принесла младенца Христа на 40-вой день в Иерусалимский храм. Присутствующий там Симеон Богоприимец предвидел не только будущее распятие Христа, но и страдания Богоматери. «Тебе самой оружие пройдет сердце», - предрек он ей. И икона «Семистрельная» символически изображает скорбь Девы Марии: её сердце пронзает семь стрел или мечей. Число семь символизирует полноту страданий, которые Богоматерь претерпела в земной жизни.
Число 7 – одно из ряда священных чисел. С семёркой связана какая-то тайна. Недаром почти у всех народов есть выражение, означающее, что тайна скрыта за семью печатями или за семью замками. В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях. Ещё в древности 7 считалось счастливым числом. Человек воспринимал окружающий мир (свет, запахи, звуки, вкус) через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Не случайно в радуге семь цветов, на свете семь чудес света, в неделе 7 дней, в музыке 7 нот.
Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.
Тридцать три. 33 также является священным во многих духовных традициях, в том числе и русской: тридцать три богатыря, тридцать лет и три года. Возраст этот также считается священным, к нему у человека, который правильно развивается, раскрываются все духовные силы и возможности. Столько лет прожил Христос для того, чтобы выполнить свою миссию на Земле.
2.1. Символика чисел в сказках А.С.Пушкина.
Число «три» издавна во всех учениях почиталось как особое, магическое. У Пушкина оно встречается очень часто, практически во всех сказках. Впрочем, это не редкость для [link] . Но три пряхи – совершенно явное указание на трех парок или мойр – римских или греческих богинь судьбы. Так, первая парка вынимала жребий человека, вторая начинала прясть нить его жизни, а третья обрекала его на смерть, обрывая эту нить. Ткачиха с поварихой пытались подменить жребий своего племянника и обречь его на смерть, но их замысел по сюжету не удался.
Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».(слайд 6) События в сказке складываются по тройственной схеме. Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц. Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном. Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, чудо свершилось, через 3 дня - они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза Лебедь превращает его в насекомое, три раза жалит царевич трех злодеек-обидчиков. В царстве своего отца он узнает о трех чудесах: сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. На острове у князя Гвидона появляются эти три чуда, трижды выручает Лебедь царевича.
В сказке «Жених», написанной в 1825 году, встречаются числа 1,3,12. (слайд 7)
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
Раз у тесовых у ворот,
С подружками своими,
Сидела девица — и вот
Промчалась перед ними
Лихая тройка с молодцом.
Вот слышу много голосов…
Взошли двенадцать молодцов,
И с ними голубица
Красавица-девица
5 раз встречаем мы число три в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».(слайд 8) Балда соглашается работать всего за три щелчка, но щёлк щёлку ведь рознь, особенно если у Балды огромный кулак. Не на шутку испуганный поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать недоимки за три года. Три раза Балда в море, верёвку крутил, чертям покоя не давал. Третье задание сам Балда задал: Кобылу подними-ка ты, Да сними её полверсты. Хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта. Три раза мерился силой Балда с посланным бесёнком.
В «Сказке о Медведихе» упоминается о троих медвежатах.
Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» :
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (слайд 9)
Волшебное зеркало, с которым разговаривает мачеха царевны - традиционно магический атрибут, ведь зеркала связаны с потусторонним миром.
Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному. И только от ветра он узнает, где царевна.
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна».
И они
« гроб её к шести столбам
на цепях чугунных там
осторожно привинтили
и решёткой оградили».
Известно, что в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.
В 1834 году поэт написал «Сказку о золотом петушке». (слайд 10) Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко. И вновь мы встречаемся с числом 3.
Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.
В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.
И что же видит царь?
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.
Цифра «8» является чётной. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью.
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», написанной Пушкиным осенью 1833 г. неоднократно упоминается сакральное число 7. В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.
В сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей».
В приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов».
В этой сказке у Пушкина мы встречаем число 33.
«…И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые…»
В древности это число символизировало огромную силу, против которой не устоит ни один враг, не стоит забывать, что и Иисус Христос был распят в 33 года, а затем вновь воскрес.
Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе. (слайд 11-12)Уже с самого начала сказки обращает на себя внимание читателя то, что символика ее по своей сути – православная. Тридцать три года жил старик со своею старухой, пока не приспело ему пройти испытание. Тридцать три года земной жизни Иисуса Христа, предшествовавшей Его крестным мукам.
Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.
Три раза старик кидал в море свой невод:
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой.
2.2.Частотность употребления чисел в сказках А.С.Пушкина. (слайд 13)
С целью выявления частотности употребления чисел в сказках А.С.Пушкина я исследовала все его сказки и выявила, что в сказках встречаются следующие числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,12,33,50,140.
В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» встречаются следующие числа: 1,3,33.
В сказке «Жених»-1,3,12.
В сказке о попе и работнике его Балде»-1,2,3,4,7.
В «Сказке о Медведихе»-3,5,50.
В «Сказке о золотом петушке»-2,3,8.
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» -1,3,6,7,9,33,140.
В «Сказке о рыбаке и рыбке»-1,2,3,33.
Также я обратила внимание, что чаще всего встречается числительное 3. Во всех исследованных сказках присутствует число 3. Это, конечно, связано прежде всего с его символикой.
Тройка – это - человек, с его телом, душой, духом, а также рождение, жизнь, смерть;
- три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;
- первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.
Число 3 наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Постоянное утроение мотива создает размеренный ритм повествования.
Заключение.
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, могу сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.
Числа в сказках А.С. Пушкина играют огромную роль, и помогают понять, почувствовать скрытый смысл текста, увидеть, глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом мысль.
Можно сделать вывод: числительные в его произведениях выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок, оно самое распространенное числительное в сказках Пушкина. Это число наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Числа 33 и 7 содержат в себе значение множества. Числа «8» и «6» являются выражением суеверности, отмечающей безысходность наступления конца события, жизни.
В процессе написания данной работы я научилась анализировать, выбирать главное из большого объема, систематизировать полученную информацию, делать выводы. Исследовательская работа убедила меня в том, что сказки А.С.Пушкина – неизведанный край, где каждый может найти для себя много нового, поэтому эта тема заслуживает внимания и дальнейшего изучения.
Использованная литература:
1. Пушкин А.С. Сказки. – Москва 1990.
2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – Москва 1989.
3.Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2000.