Православная символика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
Доктор философских наук, кандидат филологических наук,
доцент Волосков И.В.,
ЧОУ ВПО Академия гуманитарных и общественных наук (Сергиев Посад)
Аннотация: в статье рассматривается рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» в контексте православной символики братства, церкви, судьбы, цвета.
Ключевые слова: символ, реализм.
Процессы демократизации российского общества выдвинули на первый план поиск новых подходов к интерпретации литературных произведений, входящих в школьную программу по литературе. Творческое наследие М.А. Шолохова занимает значительное место в курсе литературы в XI классе. Однако советское литературоведение трактовало произведения М.А. Шолохова однобоко, с позиции социалистического реализма, не желало видеть ярко выраженный православный подтекст в его произведениях. Исследование рассказа «Судьба человека» с позиции системы православной символики является целью настоящей работы.
Символ как особая форма знака предполагает многомерное содержание, определяемое как культурной традицией, так и авторским мировоззрением. Каждый писатель как творец, с одной стороны, следует определенной литературной традиции, с другой стороны, рождает новую традицию. В этом синтезе между следованием традиции и авторским новаторством писатель реализма ориентируется на современность. Для М.А. Шолохова это была коллективизация, гражданская война, Великая Отечественная война. Реализм как литературное направление требовал от писателя описание типичных героев в типичных обстоятельствах. Такими типичными обстоятельствами стали исторические события, затронувшие судьбы многих людей. Герои Шолохова тоже типичны: это простые советские люди, прошедшие ужасы войны, потерявшие близких людей, пережившие плен. Писатель рассматривает их судьбы в разрезе жизненных испытаний и способности выжить в тяжелых жизненных ситуациях. Герои Шолохова отличаются волей, жизнеспособностью, умением выживать в тяжелых обстоятельствах. Рассказы Шолохова, небольшие по объему, удивляют искренностью, силой характера героев. Это достигается использованием приема исповеди, рассказа героя о своей судьбе.
Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» вписывается в традицию символики реализма. Хотя слово «человек» употреблено в единственном числе, контекст повествование, типичность судьбы делают главного героя типичным представителем народа. Он ощущает единение с народом, сострадание и любовь к нему. Рассмотрение судьбы человека как представителя народа в разрезе значимых исторических событий берет свое начало в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Символ народа как братства людей имеет глубокие православные корни, связанные с единением людей в церкви и повседневной жизни, общинностью[1]. Следование главного героя Шолохова традициям общинности проявляется в сцене убийства предателя, который хочет выдать командира немцам. К случайно встретившемуся человеку, которому рассказывает о своей жизни, он обращается «браток», «брат». И сам герой испытывает помощь со стороны общинного братства пленных: «но наши подхватили на лету, затолкали в средину и с полчаса вели под руки». [2, с. 291]. В этой цитате обращает на себя внимание местоимение «наши», оно фиксирует единение людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Война разделяет людей на своих и чужих. В рассказе «Наука ненависти» ее главный герой лейтант Герасимов говорит о взаимосвязи ненависти к фашистам и любви к народу, Родине. Чувство единения и любви к народу делает судьбу главного героя типичной. Сопричастность с народом порождает верность главного героя морально-этическим принципам братства, суть которых во взаимопомощи, неприятие предательства, гордости за свой народ. Символ братства как единения людей, связанных общей судьбой, страданиями, испытаниями имеет еще один православный символический подтекст. Неизвестный герой из толпы пленных обращается к главному герою, неспособному из-за ранения идти: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют» [2, c.290]. Эта фраза неизвестного героя и упоминание имени Бога выводит события и отношения между людьми в православный подтекст. Страдания одного человека становятся созвучными не только страданиям народа, но и Бога. Эта сопричастность придает братству людей особый сакральный смысл.
Православная символика распространяется не только на восприятие людей из своего народа как братьев, своих, но и символику церкви. В рассказе «Судьба человека» церковь выступает как сакральное место, в котором ночуют пленные. В церкви герой встречается с врачом, который оказывает раненым помощь. Верность врача своему долгу помощи людям вызывает одобрение главного героя «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал» [2, c. 292]. Однако сакральное пространство церкви не только позволяет проявиться лучшим человеческим качествам, но и способствует проявлению худших. В церкви главный герой встречается с товарищем Крыжневым, который хочет выдать своего командира. Предатель нарушает законы братства, отказывается быть товарищем для пленных, заботится о своей жизни: «Товарищи, - говорит,- остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе» [2, c. 293]. Церковь выступает, таким образом, пространством, в котором люди проявляют свои положительные и отрицательные качества. Эта особенность способствует символизации пространства, превращает церковь в место, где происходит духовное испытание героев.
Проявляется в рассказе и символика цвета. Особое внимание уделяется коменданту лагеря Мюллеру. При описании его портрета, герой указывает, что он «сам весь какой-то белый». Белый цвет в традиции православной символики ассоциируется с благородством. Это проявляется в сцене испытание мужества главного героя. Его отвага, отсутствие страха перед смертью, нежелание унижаться перед немцами вызывает уважение лагерфюрера. Он не только сохраняет жизнь герою, но и дает еду, который он делится с другими заключенными. Хороший русский язык немца тоже вызывает восторг главного героя. Родная речь вселяет надежду заключенным, помогает им переносить испытания: «Он матерщинничает почем зря, а нам от этого легче становится: вроде слова-то наши, природные, вроде ветерком с родной стороны подувает.. Знал бы он, что его ругань нам одно удовольствие доставляет, уж он по-русски не ругался бы». [2,c. 297]. Так знание символики цвета позволяет выделить данного героя из других немцев, отметить его благородство, особую роль в судьбе заключенных.
Верность законам братства побуждает главного героя усыновить маленького мальчика: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети» [2, c. 309]. Потеряв свою семью и сына, пережив глубокую личную трагедию, пережив ужасы войны и плена главный герой остается верным законам братства, не позволяющим оставить в беде ребенка, оставшегося без родителей.
Литература:
1.Волосков, И.В. Православная символика в традиции русской словесности.-Хотьково: АГИОН, НГИСУ, 2015.-200с.
2. Шолохов, М.А. Наука побеждать. Уроки ненависти. Они сражались за родину. Судьба человека.-М., 1975.