Исследовательская работа
«Художники –иллюстраторы произведения Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы» »
В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя.
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряками и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.
В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь.
Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята!” - говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” - и войска кричали: “Умрем, ваше превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время”.
Одним из иллюстраторов является И. Айвазовский.
Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник Айвазовский увидел над водой только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид он запечатлел в картине "Осада Севастополя".
Картина Айвазовского «Осада Севастополя» была создана под непосредственным впечатлением от посещения художником осажденного города. Картина с документальной точностью изображает панораму Севастополя от северной стороны до Херсонесского маяка. На втором плане четко изображены дома, береговые батареи, Корабельная слободка. Холмы за городом, где идет бой, окутаны клубами порохового дыма. Вдоль побережья стоят корабли английской эскадры.
На переднем плане, изображающем северную сторону, на взгорье, уходящем к морю, запечатлена группа пленных французов под конвоем казаков. Справа видны верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, которые были затоплены для того, чтобы преградить вражескому флоту вход в Севастопольскую бухту.
Для усиления впечатления грозной битвы художник избрал наиболее подходящие время суток и погодные условия. Это тихий, ясный летний вечер. Все детали композиции освещены лучами заходящего солнца, а светлое небо покрыто легкой пеной облаков.
"Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных, высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами лежали, на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мертвых в Севастополе; сотни людей с проклятиями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и стонали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а все так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все также, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило".
Вклад Айвазовского в батальную живопись значителен. Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота: “Каждая победа наших войск на суше или на море, — писал художник, — радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне...”.
Пятидесятые годы связаны с Крымской войной 1853 — 1856 годов. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Адмирал Нахимов, высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, сказал: “Картина чрезвычайно верно сделана”. Не по долгу службы, а по зову сердца художник несколько раз ездил в сражавшийся, а затем осажденный Севастополь. Написав картины о «севастопольской страде», он привез их в осажденный город и открыл выставку, которая много способствовала поднятию боевого духа солдат, сражавшихся на бастионах. Один из защитников Севастополя, мичман Иванов, писал родным из осажденного города: «Сегодня второй день, как Айвазовский открыл выставку своих картин…Перед этими картинами постоянно куча народа, особенно из офицеров. Первая картина представляет начало Синопского сражения. «Картина чрезвычайно верно сделана, - это сказал Нахимов, герой Синопа». Молодой офицер, писавший это письмо, погиб, защищая Севастополь.
Также погибли при обороне города старые добрые друзья художника – адмиралы Корнилов и Нахимов, а российские парусные корабли, отслужив свою славную службу, погрузились во влажную могилу Корабельной бухты, преградив флоту неприятеля вход на рейд Севастополя. Тысячи матросов остались на окровавленной севастопольской земле. Картина «Осада Севастополя», как огромная панорама, включает в себя все пространство осажденного города.
Память и боль об этих утратах никогда не покидала художника. На склоне жизни, в 1893 году, он написал картину «Малахов курган» и на обороте ее сделал надпись: «Место, где смертельно был ранен Корнилов». Годом раньше создал полотно – воспоминание «Корабль «Мария» во время шторма». Это был флагманский корабль адмирала Нахимова, на котором он командовал Синопским сражением.
Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают.
Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год. О них Л. Н. Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
Истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.
По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.
Непосредственный очевидец боев и сражений Крымской войны Тимм Василий Федорович (Вильгельм Фридрихович) за серию рисунков и акварелей, посвященных обороне Севастополя, получил в 1855 году звание академика батальной живописи.
Ярким иллюстратором произведения «Севастопольские рассказы» является А.В.Кокорин.
Анатолий Владимирович - художник-фронтовик, как и Л.Н. Толстой, знающий о войне не понаслышке, обращается к иллюстрированию «Севастопольских рассказов» в 1952 -1953 годах, спустя около 100 лет после описываемых в них событий.
Анатолий Кокорин начал работать в тридцатые годы. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. внесла коррективы в его творческий путь. Он вместе с войсками Советской Армии прошёл по многим странам Европы и 9 мая 1945 г. встретил в Будапеште. Тема войны прочно вошла в творчество художника.
«Севастопольские рассказы» — второй значительный опыт А.В. Кокорина как иллюстратора. Рисунки выполнены в той же технике, что и натурные зарисовки художника: беглый росчерк пера, размывка акварели. В таких рисунках чувствуется жизнь, движение. Кокорин выводит свои собственные типы солдат-участников войны. Художника, прежде всего, привлекали люди и тема человека на войне. Помимо иллюстраций к конкретным событиям, у художника собирается целая «галерея» типов для «Севастопольских рассказов», где главным героем является солдат.
Портреты участников войны оттеняются графическими зарисовками Севастополя. В этих небольших рисунках мы чувствуем интерес художника к архитектурному пейзажу, который впоследствии станет одним из любимых жанров А.В. Кокорина.
А.В. Кокорин старается передать атмосферу той, далекой войны XIX в. со всей достоверностью, как он передавал войну XX в., через которую прошел сам. В этом их стремления с Толстым схожи. Рассказы писателя и иллюстрации художника воспринимаются как репортаж непосредственно с места событий. Зарисовки типажей на натуре, специальные поездки на поиски необходимых характеров — все это делает иллюстрации А.В. Кокорина полными жизни и достоверности.
По сей день и произведение Толстого, и иллюстрации Кокорина остаются весьма актуальными, поразительно точно показывая миру, что такое война на самом деле.
В «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого война предстает не в героическом ореоле военных парадов и блеске наград, а такой, какова она есть: со всей своей грязью, болью и смертью. Герои рассказов Толстого — самые обыкновенные люди со своими недостатками и достоинствами: страхом смерти, желанием выслужиться и в то же время с самоотверженностью и героизмом.
В 2009 году издательство «Детская литература» выпустила книгу Л.Н.Толстого « Севастопольские рассказы». Автором иллюстраций является В.П. Высоцкий.
Великий художник Ф. А. .Рубо создал панораму, посвященную Севастопольскому сражению.
Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.
Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боёв, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м².
25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали фашистские бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город — лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолетов героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины оказались затоплены. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.
Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.
Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она “есть сумасшествие”, и если “люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”.
Картина Верещагина и произведение Толстого полностью сохраняют свою обличительную силу и до нашего времени, раскрывая преступность современной империалистической агрессии, обрекающей на уничтожение целые страны и народы.