Дифференцированные задания к зачету по литературе (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Дифференцированные вопросы и задания для зачётов по литературе (11 класс).




Русская литература начала ХХ века. Проза

I

1. Какие новые явления социальной и культурной жизни России конца ХIХ – начала ХХ века повлияли на развитие литературы? 

2. Почему литература в начале ХХ века   стала эстетически многослойной?  Главные отличия модернизма и реализма. Новый взгляд  на  литературу и её функции, переоценка культурно-философских ориентиров и традиционных для классической литературы ценностей.

3. Развитие реализма на рубеже веков: традиции и новаторство. Как обновилась проблематика новой реалистической литературы? Новые темы и герои.  

4. Жанры и стилевые особенности реалистической прозы начала ХХ века   

 
II

1. Философская проблематика произведений И.А.Бунина.

2.«Скрытая теплота патриотизма» (Л.Толстой) в творчестве  И.Бунина.

3.Интерпретация темы «маленького человека» в прозе А.И.Куприна. 

4. Концепция любви в произведениях И.Бунина и А.Куприна

5. Нравственный идеал  А.И.Куприна в повести «Олеся».

6. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко.

7. Воплощение мечты о героическом и прекрасном в раннем творчестве М.Горького.  Развитие романтических традиций.

8.  Какие идеи  утверждает М.Горький в пьесе «На дне»? Жанровое своеобразие  произведения.

  
III

1. Синтез поэтического и прозаического в творчестве И.Бунина. 

2. Художественное исследование духовного мира личности в произведениях И.А.Бунина. Традиции А.П.Чехова. Сравнительный анализ рассказов (по выбору).

3.  Символическое значение деталей в прозе И.А.Бунина  (на материале рассказа    «Гранатовый браслет»).

4. Приём контраста как основной художественный приём ранней прозы  М.Горького (на примере 1-произведений).

5. Речевая характеристика персонажей пьесы М.Горького «На дне».


Дифференцированные вопросы и задания к зачёту № 2

Поэзия начала ХХ века

I

1. Как проявилось в русской культуре конца ХIХ – начала ХХ века ощущение исчерпанности предшествующей эпохи? 

2. Значение термина «серебряный век». Проблема наследства русской классики. Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения. 

3. Расцвет религиозно-философской мысли и её влияние на творчество поэтов и писателей данной эпохи.

4. Основные  течения модернизма как литературного направления (краткая характеристика). Что сближает разные течения модернизма?

II

1.Этапы творческого пути А.А. Блока,  их связь  с биографией поэта (мемуары, эпистолярное наследие).

2. А.А.Блок и символизм. Романтический мир поэта: «Стихи о Прекрасной Даме» (интерпретация одного стихотворения).

3. Новокрестьянская поэзия в литературном процессе начала ХХ века. Охарактеризуйте творчество одного из поэтов (Н.Клюев, С.Клычков, П.Орешин). Анализ 1 – 2  стихотворений.

4. Темы и мотивы лирики С.А.Есенина. Определите главную тему его творчества (чтение наизусть и интерпретация 1-2 стихотворений). 

5. Мотивы ранней лирики В.В.Маяковского. Образ лирического героя (на примере стихотворений дореволюционного периода). Маяковский и футуризм.

III

1.Анализ стихотворения одного из поэтов Серебряного века: восприятие, истолкование, оценка (план анализа поэтического текста   – приложение № 2).

2.Изобразительно-выразительные средства (приложение № 3) в лирике А.Блока, С.Есенина (автор и стихотворения по выбору).

3. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы и пр.). Анализ 1 –2 стихотворений поэта.

Дифференцированные вопросы и задания к зачёту № 3  

Проза  20-х  годов.

I

1.По каким направлениям развивался литературный процесс после 1917 года? Литературно-художественные организации, объединения писателей.

2. Многообразие литературных направлений эпохи 20-30 годов: сосуществование и взаимодействие.

3. Отличие «нового» реализма от реализма предшествующей эпохи.

4. Можно ли прозу 20-х годов считать носительницей традиционных моральных ценностей и одновременно преходящих  антиценностей?

5.Концепция личности и коллектива в литературе 20-х годов.

6.Традиции и новаторство в изображении Гражданской войны в прозе 20

годов:  восприятие событий прозаиками старшего и нового поколения. 

II

1. Судьба народа и страны в повести И.С.Шмелёва «Солнце мёртвых». Почему писатель назвал своё произведение эпопеей? 

2. Человек и революционная действительность в романе А.Фадеева «Разгром». Как реализуется в романе авторская идея «переделки людей» в революции»? 

3. Нравственные проблемы в романе А.Фадеева «Разгром». Образ Левинсона: служение идее или человеку?  Позиция автора? 

4. Своеобразие трактовки Гражданской войны в цикле рассказов И.Бабеля «Конармия». Автор и повествователь: сходство и различие? 

5.«Интеллигенция и революция» в романе А.Фадеева и новеллах  И.Бабеля.

6. Причины обращения Е.Замятина к жанру  антиутопии в 20-е годы?  Сущность и характер центрального конфликта в романе «Мы». 

7. Сатирическое изображение эпохи в произведениях М.М.Зощенко. Герои, проблематика рассказов, особенности стиля писателя.

III

1. Приём контраста в изображении природы в эпопее «Солнце мёртвых». Особенности таланта И.Шмелёва-художника. 

2. Проанализируйте последнюю сцену романа А.Фадеева «Разгром»: предательство Мечика и гибель Морозки. Смысл противопоставления героев?

3. Проблема гуманизма в романе А.Фадеева «Разгром». Проанализируйте эпизоды: в корейской фанзе, смерть Фролова (гл.2). 

4.Конармия» И.Бабеля как «летопись будничных злодеяний». Анализ 1-2 новелл.

5.Трагедия личности в романе  Е.Замятина «Мы»: внутренние монологи героя.  

Дифференцированные вопросы и задания  к зачёту № 4 

Проза конца 20-х – 30-х годов ХХ века.

I

1. Многогранность литературы 20 – 30-х годов: творческие методы и направления. 

2. Традиции и новаторский характер литературы 30-х годов. 

3. Широта эпического изображения жизни как жанровая особенность романа конца 20 – 30-х годов (авторы, произведения). 

4. Развитие жанра исторического романа в 30-е гг. (А.Толстой, А.Чапыгин, В.Шишков).

5. Первый Всероссийский съезд писателей, его роль в  развитии русской литературы.  

6.Социалистический реализм:  от эстетического многообразия к единству, концепция личности и коллектива, новый типа «массового человека». 

7.Кризис литературы в конце 30-х годов, его причины? 

II

1. Новый герой времени в прозе 20-30-х годов ХХ века.

2. «Смысл жизни», «истина» в понимании А.Платонова и его героев. Самобытность языка писателя.

3. М.Булгаков и революция. Прокомментируйте слова писателя: «Наша несчастная  родина находится на  самом дне ямы позора… ».  Какие перспективы для своего поколения видит писатель?

4. Судьба русской интеллигенции в эпоху революции  и проблема выбора гражданской и нравственной позиции  (на примере героев романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»).

5. Образ Дома в романе «Белая гвардия» и  его роль в системе жизненных ценностей.  Анализ эпизода (по выбору).

6. Идея повести М.Булгакова «Собачье сердце». 

7. Проблемы творчества и судьбы художника в произведениях М.Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита» и др.).

8. «Тихий Дон» М.Шолохова как роман-эпопея. Смысл заглавия. 

9.Реалии Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Эпизод «Казнь казаков».

10. Жизнь и судьба Григория Мелехова. Роль внутренних монологов в характеристике героя (на примере одного из них).

11. Значение и художественные функции пейзажа в романе «Тихий Дон» («Поднятая целина»). Язык прозы М.Шолохова.

III

1. «Котлован» А. Платонова и антиутопии Е.Замятина «Мы». Сравнительная характеристика произведений.

2. Традиции сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина в творчестве М.Булгакова.

3. Трагедия «великого перелома»  в русской литературе ХХ века.

* * Вопросы предназначены для собеседования  в рамках зачёта (по 1 –2 вопроса из каждого раздела)