Исследовательская работа Бродячие сюжеты в литературных сказках

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Содержание

1. Введение..........................................................................................2

2. Основная часть................................................................................3

3. Заключение......................................................................................5

4. Список литературы........................................................................ 6

5. Глоссарий.........................................................................................5













































1

Введение.

На уроках литературы мы узнали, что сказка «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» были написаны русскими писателями В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую литературную обработку народной сказки. Сразу появились вопросы, в чём схожесть этих сказок, что общего в их сюжете.

В процессе обсуждения мы узнали, что существуют другие сказки с аналогичным сюжетом: «Шиповничек» братьев Гримм и «Спящая красавица» Шарля Перро.

Стало интересно узнать, чем похожи эти сказки, много ли в них общего? Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный текст?

Проблема исследования.

Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный текст?

Я искала ответы на эти вопросы в процессе сравнительного анализа сюжета и композиции четырёх сказок: «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Шиповничек» Братьев Гримм, «Спящая красавица.

Тема исследования:

Бродячий сюжет в литературных сказках.

Гипотеза исследования- литературные сказки – это обработанный литературный текст.

Предмет исследования – бродячий сюжет в литературных сказках.

Цель исследования: на основе сравнительного анализа определить, наличие или отсутствие «бродячего» сюжета в данных сказках.

Задачи исследования:

1. Прочитать сказки и проанализировать их содержание.

2. Провести сравнительный анализ сюжета и композиции сказок.

3. Обработать результаты и сделать вывод.





2

Основная часть.

В процессе чтения сказок нами был осуществлен анализ ключевого понятийя исследования – «бродячий» сюжет. Я воспользовалась Толковым словарём С.И. Ожегова.

Сравнительный анализ сюжетов сказок. В основу всех прочитанных сказок положены сюжеты народных сказок. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.

В трёх сказках речь идёт о девушке, которая укололась веретеном и уснула. В двух сказках – на 100 лет, а в третьей – на 300. У А.С. Пушкина всё совсем по-другому. У него царевна умирает, а потом уже оживает., а в третьей - на евушке, которая укололась о веретено и уснула. с чем сравнивается.рной сказке.

Повторное чтение сказок позволило нам выделить совпадения событий:

  • беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;


  • причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида;


  • зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) – мачеха, ведьма, колдунья; они губят царевен;


  • царевен пробуждают принцы, царевич Елисей и царские сыновья;


  • все царевны – красавицы.


  • царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек, 7 богатырей, ветер, солнце, луна, феи;


  • царевны пробуждаются / оживают;


  • злые чародейки, колдунья-фея и царица-мачеха превращаются в старух.


Одновременно в сюжетах сказок присутствуют и различия:


У Пушкина злая мачеха завидует царевне и решает избавиться от неё; у Жуковского, братьев Гримм, Шарля Перро колдуньи мстят за то, что их не пригласили на праздник.



3

У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня ; – у Жуковского спала 300 лет, у Шарля Перро и братьев Гримм спала 100 лет.



Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку); царевичу и принцу Жуковского, братьев Гримм, Шарля Перро помогает старик.



Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу; у Жуковского и братьев Гримм спит дома, а у Шарля Перро – в загородном доме.



Орудие зла у Пушкина – яблоко; у Жуковского, братьев Гримм, Шарля Перро – веретено.



Сравнительный анализ композиции сказок помог нам увидеть, что композиция всех сказок имеет сходства, есть зачин:

У Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет.

У Пушкина:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

У братьев Гримм: «Давным-давно жили да были король с королевою, и бывало, что ни день, то говаривали: "Ах, если бы у нас был ребенок!" – а детей у них все же не было».

У Шарля Перро: «Жили на свете король с королевой. У них не было детей, и это их так огорчало, что и сказать нельзя. Уж каких только обетов они не давали, ездили и на богомолье, и на целебные воды — все было напрасно».

4

Завязка:

У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери.

У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.

У братьев Гримм: встреча королевы с лягушкой и рождение дочери.

У Шарля Перро: рождение долгожданной дочери.

Развитие действия, кульминация и развязка:

  • У Жуковского: пир – взросление царевны – укололась веретеном и уснула, все уснули.

  • У Пушкина: сватание царевны – девичник – гнев и зависть мачехи – Чернавка уводит царевну в лес – жизнь царевны в доме 7 богатырей – отравление царевны яблоком – погребение ее в горе – поиски невесты королевичем Елисеем – спасение царевны – смерть царицы мачехи.

  • У братьев Гримм: праздник – взросление принцессы – укололась веретеном и уснула, все уснули.

  • У Шарля Перро: праздник – взросление королевны – укололась веретеном и уснула, уснули все, кроме короля и королевы, – принц попал во дворец – пробуждение королевны и всех жителей дворца.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование помогло на основе сравнительного анализа текста сказок определить, что «бродячий» сюжет о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем:

  • в образе главных героев;

  • в основных событиях;

  • в композиции.



Глоссарий

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины и другие произведения фольклора (устного народного творчества).

Композиция – построение, расположение и взаимность всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

5

Список литературы

1. Жуковский В.А. Баллады и сказки. – М.: Детская литература, 1998.

2. Шарль Перро. Сказки. – М.: Детская литература, 2008.

3. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Росмэн, 1996.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2000.

5. Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.































































6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

















Учебно-исследовательская конференция «Шаг в науку»









Тема «Бродячие сюжеты в литературных сказках»

(секция «Литературоведение»)























Автор: Булаева Янв

МБОУ «СОШ № 13», 5класс

Научный руководитель: Буйдина Ольга Анатольевна, учитель литературы первой квалификационной категории