Литература
10 класс
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016
Для заучивания наизусть
- А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одной из главных героинь).
- Ф. Тютчев. Два стихотворения.
- А.А. Фет. Одно-два стихотворения.
- А.К. Толстой. Одно стихотворение.
- Н.А. Некрасов. Два стихотворения.
- Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»
10 класс
(3 часа в неделю; за год – 105ч.)
Всего — 105 часов
Развитие речи — 2
Внеклассное чтение — 2
Контрольная тестовая работа — 6
Контрольное сочинение — 4
Литература родного края — 2
Текстуальное изучение произведений — 89
Введение. Творчество И.С. Тургенева, Н.Г.Чернышевского
16
13
1
1
1
2
Творчество И.А. Гончарова. Драматургия А. Н. Островского.
15
12
1
1
1
3
Русская поэзия 19 века
(творчество Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А. К Толстого)
16
14
1
1
4
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского и М.Е. Салтыков-Щедрина
13
12
1
5
Творчество Л.Н. Толстого
14
11
1
1
1
6
Зарубежная литература (Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Генрик Ибсен, Ги де Мопассан, Б. Шоу)
16
15
1
7
Жизнь и творчество Н.С.Лескова и А.П.Чехова
15
12
1
1
1
Всего
105
89
2
2
2
6
4
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
1 семестр Тема 1. Введение. Творчество И.С. Тургенева, Н.Г.Чернышевского (16ч. = ЛРК+ КР + КС + 13ч.)
1.
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
2.
Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Традиции и новаторство в русской поэзии. Идея нравственного самосовершенствования.
3.
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ Жизнь и творчество (обзор). "Проверка любовью" как испытание положительного героя Тургенева.
4.
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа.
5.
Базаров в ситуации русского человека на рандеву.
6.
Сторонники и противники Базарова. Трагическое одиночество героя. Дружба и любовь в жизни героев
7.
Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе.
8.
Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
9.
Язык и стиль романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
10.
Контрольное сочинение
11
Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828 — 1889) Очерк жизни и творчества писателя.
12
Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие.
13
Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем».
14
Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек».
15
Тематическая контрольная работа № 1
16
Литература родного края. Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. Тема Донбасса в творчестве писателя. «Очерки Донецкого бассейна».
Тема 2. Творчество И.А. Гончарова. Драматургия А. Н. Островского. (15ч = 12ч + КС + КР + РР)
17
Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова. Романы И.А.Гончарова, отражение в них взглядов и симпатий писателя. Характеры и судьбы героев.
18
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.
19
Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.
20
«Обломовщина» как общественное явление
21
Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
22
Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А. Добролюбова, «Обломов»Д.И. Писарева).
23
Контрольное сочинение
24
Образ Обломова в искусстве
25
Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ
Жизнь и творчество (обзор.) Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова.
26
Катерина в системе образов. Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Работа со статьей Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».
27
«Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Новый тип конфликта. Система персонажей. "Денежные идолы" (Кнуров, Вожеватов, Паратов). Жертвы современного "передела мира" (Карандышев, Робинзон и др.)
28
Драматизм положения тех, кто вынужден утратить достоинство, сострадание, честь. Судьба "бесприданницы" и внутренний талант героини.
29
Глубина внутреннего мира Ларисы. Красота и расчет в ее жизни.
"Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского.
30
Тематическая контрольная работа № 2
31
РР № 1(у) Выразительное чтение отрывка прозаического текста.
наизусть «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одной из главных героинь).
Тема 3. Русская поэзия 19 века
(творчество Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А. К Толстого,) (16ч. = 14ч. + ВЧ + КР)
32
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма.
наизусть два стихотворения.
«Silentium!», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»,
33
Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией).
«Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа — сфинкс...»,
34
Любовь в поэзии Ф.И Тютчева как стихийная сила и «поединок роковой».
«О, как убийственно мы любим...», «Я встретил вас, и все былое...»,
35
Основной жанр — лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
36
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (обзор). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Сатира Некрасова
наизусть два стихотворения
«Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
37
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
38
Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
39
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
40
Афанасий Афанасьевич ФЕТ Жизнь и творчество (обзор). Двойственность личности и судьбы Фета
наизусть одно-два стихотворения
«Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...»,
«Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
41
Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».
42
Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
43
Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
44
Внеклассное чтение. Стихотворения А. А. Фета
45
А.К. Толстой Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира А.К. Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
46
Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
47
Тематическая контрольная работа № 3
Тема 4. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского и М.Е. Салтыков-Щедрина (13ч. = 12ч. + КС)
48
Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ
Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
2 семестр
49
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.
50
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова.
51
Отношение Ф.М. Достоевского к религии. Теория Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений
52
«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
53
Образы героев и их взаимосвязь. Двойники в произведении.
54
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.
55
Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры
56
Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Жизнь и творчество (обзор).
57
«История одного города» – ключевое художественное произведение писателя.
58
Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.
59
Сказки (обзор). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
60
Контрольное сочинение
Тема 5. Творчество Л.Н. Толстого (14ч. = 11ч. + КС + КР + ЛРК)
61
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ Жизнь и творчество (обзор).
62
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
63
Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
64
«Война и мир» — вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля.
наизусть «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»
65
Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии
66
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» – просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя,
67
Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
68
Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева.
69
Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
70
Контрольное сочинение
71
Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души»
72
Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
73
Тематическая контрольная работа № 4
74
Литература родного края.
Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие).
Тема 6. Зарубежная литература.
(Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Генрик Ибсен, Ги де Мопассан, Б. Шоу) (16ч. = 15ч. + КР)
75
Фредерик СТЕНДАЛЬ (1783 — 1842) Сведения о жизни и творчестве французского писателя.
76
«Красное и черное». Многозначность символического названия романа Стендаля «Красное и черное», значение подзаголовка «Хроника XIX века».
77
Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя.
78
Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Сореля. Особенности сюжета. Лаконизм, психологизм стендалевской прозы.
79
Оноре де БАЛЬЗАК (1799 — 1850) Автор «Человеческой комедии» - знаток человеческой души и движущих сил общественного развития. «Гобсек» Художественное совершенство произведения.
80
Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.
81
Чарльз ДИККЕНС (1812 — 1870)
Краткий очерк творчества. Дидактизм Диккенса, поиски им добрых начал в жизни. Юмор Диккенса.
82
Реальное и сказочное в «Рождественской песне в прозе» Диккенса. Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе.
83
Роман «Домби и сын». Мир, в котором живут и действуют герои романа. Тема детских страданий в романе.
84
Генрик ИБСЕН. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины.
85
Жизнь-игра и героиня-кукла. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
86
Ги де Мопассан Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
87
Джордж Бернард ШОУ (1856 — 1950) «Дом, где разбиваются сердца». Влияние А.П.Чехова на драматургию Д.Б.Шоу.
88
Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
89
Парадокс как художественный прием.
90
Тематическая контрольная работа № 5
Тема 7. Жизнь и творчество Н.С.Лескова и А.П.Чехова (15ч. = 12ч. + ВЧ + РР + КР)
91
Николай Семенович ЛЕСКОВ. Жизнь и творчество (обзор.)
92
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
93
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
94
Основные мотивы повествования Лескова о русском человеке, Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств
95
Формы повествования. Понятие о стилизации.
96
Антон Павлович ЧЕХОВ
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия.
97
Спор с традицией изображения «маленького человека». «Человек в футляре», «Ионыч».
98
Многообразие проблематики рассказов взрослого Чехова. «Дом с мезонином», «Дама с собачкой».
99
Внеклассное чтение. А.П.Чехов Рассказы
«О любви», «Крыжовник».
100
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.
101
Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение».
102
Тематическая контрольная работа № 6
103
Мировое значение русской литературы
Русская литература как составная часть мирового литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная взаимосвязь с литературами других народов. Нравственное и эстетическое значение галереи художественных образов, созданных русскими писателями
104
РР № 2(п) Написать рецензию на экранизацию литературного произведения
105
Итоговый урок. Защита рефератов, проектов
4