Рабочая программа учебного курса по литературе в 8 классе (Школа 2100)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



М

02 - 04

униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия




РассмотренА и одобрена

на заседании НМО учителей

русского языка и литературы

Руководитель НМО /Волгина Т.В./


« » _______________ 2016 г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

Директор МБОУ «Лицей №1»

/Туленин Н.Н./


« » _______________2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса по литературе в 8 классе А









Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.










2016/2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе А МБОУ «Лицей №1» разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, программы по литературе для основной школы (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. под научной ред. академика РАО Леонтьева А.А.), соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту и рекомендованной Министерством образования и науки РФ (заключения РАО (от 06.08.2007) и РАН (от 23.10.2007), заключения РАО (от 11.07.2005) и РАН (от 01.12.2005), заключения РАО (от 28.06.2005) и РАН (от 01.12.2005), учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».


Общий объём часов на изучение данного курса,

предусмотренный учебным планом:


Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.


Учебно-методический комплекс (УМК)

данного курса:


Программа по литературе 5-11 классы «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М.: Баласс, 2004 г.)

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под научной редакцией академика РАО Леонтьева А.А. и при участии кандидата педагогических наук Чиндиловой О.В.)

Учебник-хрестоматия для 8 кл. «Литература. Дом без стен в 2-х кн. М.: Баласс, 2012 г.

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Методические рекомендации для учителя к учебнику «Русский язык» для 8 класса. – М.: Баласс, 2012 г. Автор: Барова Е.С.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:


Программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

  1. видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

  2. определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

  3. воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

  4. воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;

  5. давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

  6. использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

  7. понимать связь изученного произведения со временем его написания;

  8. выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

  9. грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть основными видами пересказов;

10. выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

11. работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.



Содержание обучения:


п/п

Раздел программы


Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Введение

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.

2

Раздел 1. Человек толпы – человек в толпе

Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

Для текстуального изучения.

Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.

«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.

Теория литературы.

Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.

3

Раздел 2. Человек размышляющий...

Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе.

Для текстуального изучения.

В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.

Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

А.П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

Для обзорного изучения.

Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.

Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.


4

Раздел 3. Человек чувствующий...

Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

Для текстуального изучения.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.

Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.

Для обзорного изучения.

Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.

С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.

Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.


5

Раздел 4. Человек действующий...

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.

Для текстуального изучения.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (в сокращении). Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя. Остап и Андрий. Прием контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы.

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин. Современное прочтение рассказа.

Для обзорного изучения.

М. Сервантес «Дон Кихот» (главы). Дон Кихот – борец с несправедливостью или пародия на рыцаря?

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.

Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.

Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Теория литературы. Героический характер в литературе. Приём контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.


6

Раздел 5. Большой «маленький человек»

Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.

Для текстуального изучения.

М. Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.

Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.

Для обзорного изучения.

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое «Я».

Теория литературы. Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ (соотношение понятий).

7

Обобщение

Обобщение индивидуального читательского опыта. Образное отражение жизни в искусстве.

Связь художественного образа с развитием литературного процесса.


Развитие речи


Выполнение письменных работ различного характера, написание сочинений разных жанров.

Изложение на основе литературно-худож. текстов.

Дневник читателя.

Сочинениие-характеристика образа героя.

Сочинение-обобщающая характеристика






Тематическое планирование уроков литературы

в 8 классе А МБОУ «Лицей №1»:

п/п

Раздел программы







Количество часов

Из них

Теоретическая часть


Уроков развития речи

Контрольные работы

1


Введение


1

1

-

-

2


Раздел 1. Человек толпы – человек в толпе


12

9

2

1

3


Раздел 2. Человек размышляющий...


14

11

2

1

4


Раздел 3. Человек чувствующий...


13

10

2

1

5


Раздел 4. Человек действующий...


23

20

2

1

6


Раздел 5. Большой «маленький человек»


4

2

1

1

7


Обобщение


1

1

-

-



ИТОГО


68

54

9

5




Межпредметные связи в ходе изучения предмета «Литература»:


  1. литература и русский язык;

  2. литература и история;

  3. литература и история и культура мордовского края;

  4. литература и музыка;

  5. литература и изобразительное искусство.





















Образовательная система «Школа 2100»

Календарно-тематическое планирование

программного материала по литературе в 8 классе А

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия


[pic]


Учебник-хрестоматия для 8 класса «Литература. Дом без стен в 2-х кн. М.: Баласс, 2012 г.

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Программа по литературе 5-11 классы. (В сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баласс, 2004г.) Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под научной редакцией академика РАО Леонтьева А.А. и при участии кандидата педагогических наук Чиндиловой О.В.) Программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования, принятую правительством РФ».


Всего уроков

Теоретическая часть

Практическая часть

Уроков развития речи

Контрольных работ


68

54

14

9

5


Учитель Печказова С.П.


Значком здесь и в учебнике отмечены произведения для текстуального изучения.

Значком здесь и в учебнике отмечены произведения для дополнительного чтения.

Остальные произведения изучаются обзорно.


п/п


Раздел программы






Количество часов

Из них

Тип урока

Дата проведения

развитие речи

контрольная работа

планируемая

фактическая


1

Введение


1

-

-




1

1.1

Входя в «дом без стен»…

1

-

-

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний




2

Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе»


12

2

1




2

2.1

Все мы неповторимы (В.В.Маяковский. «Надоело»; А.А.Блок. «Незнакомка»). Типы литературных героев.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



3

2.2

Н.В.Гоголь. «Шинель». Пожалейте человека! Протест против социального неравенства и несправедливости.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



4

2.3

Счастье «маленького человека» (Ю.Д. Левитанский. «Как показать зиму»; А.П. Чехов. «Душечка»).

1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



5

2.4

М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Последствия одного опыта.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



6

2.5

Проблема нравственного сознания личности.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



7

2.6

Н.В.Гоголь. «Ревизор». «Зачем к нам ревизор?»

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



8

2.7

«Маленький человек» или «творческая личность»?

1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



9

2.8

«Нам нужно бы кое-что предпринять».

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



10

2.9

«В том-то и штука, что он не уполномоченный и не особа!»

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



11

2.10

Развитие речи. Остановись и подумай!


1


Урок развития речи и комплексного применения зун



12

2.11

Развитие речи. Сочинение по прологу «Человек толпы. Человек в толпе».


1


Урок развития речи





13

2.12

Подведём итоги. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя. Контрольная работа.



1

Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа




3

Действие I. «Человек размышляющий»


14

2

1






Картина 1. «Сомнение»








14

3.1

«Я люблю сомневаться во всем....» ( А.П.Чехов. «Крыжовник; П.А.Вяземский «Жизнь наша в старости …»)

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



15

3.2

«В сомнениях, человек, воздержись?!» ( А.П.Чехов. «О любви»; В.М.Тушнова «Мы шли… »; А.А.Фет «Ласточки»))

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний





Картина 2. «Осмысление»








16

3.3

Горечь осмысления. ( В.Шекспир. «Гамлет»). Осмысление героем скоротечности жизни.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



17

3.4

Мечты и их крушение. (А.А.Тарковский «Жизнь, жизнь»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



18

3.5

Холодные воды реки Оккервиль. ( Т.Н.Толстая «Река Оккервиль»; П.Верлен «Целует клавиши прелестная рука»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



19

3.6

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве». Как научить осмыслению?

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



20

3.7

Путь исканий господина де Мольера. Авторские приемы создания образа.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



21

3.8

Разумный или неразумный. Жизненная позиция героя.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



22

3.9

«…И я вам скажу напрямик: я не дворянин». Образ Журдена.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



23

3.10

Размышляем, размышляем... (Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…»; А.А.Ахматова «Нам свежесть слов …»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



24

3.11

Тайный мир человека. (Е.А.Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



25

3.12

Развитие речи. Остановись и подумай!


1


Урок развития речи и комплексного применения зун



26

3.13

Развитие речи. Сочинение по действию I «Человек размышляющий».


1


Урок развития речи





27

3.14

Подведём итоги. Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Контрольная работа.




1

Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа




4

Действие II. «Человек чувствующий»


13

2

1






Картина 1. «Переживание»








28

4.1

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм и творчество Н.М.Карамзина.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



29

4.2

Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



30

4.3

«Ах, вечно прекрасная природа!» (Ф.И.Тютчев «0, как убийственно мы любим!»; Е.А. Баратынский «Разуверение»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



31

4.4

«Прощай же, грусть…» (Ф.Саган. « Здравствуй, грусть»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



32

4.5

«…И здравствуй, грусть…» (Ф.Саган. «Здравствуй, грусть»; П.Верлен. «Сентиментальная беседа»; А.А.Фет. «Япришёл …»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний





Картина 2. «Разочарование»








33

4.6

Горькие разочарования пророков (М.Ю. Лермонтов. «Пророк»; А.П.Чехов. «Палата № 6»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



34

4.7

Разочарованные странники (С.Д.Довлатов. «Наши»; Е.А.Евтушенко. «Итальянские слезы»)

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний





Картина 3. «Ностальгия»








35

4.8

Что такое любовь к родине? (Е.А.Евтушенко. «Идут белые снеги»; А.А.Блок. «Русь моя, жизнь моя…»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



36

4.9

«Нет, не забыть тебя сердцу вовек…». Стихи о любви к родине (С.А.Есенин, А.А.Ахматова и др. )

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



37

4.10

«Когда я вернусь...» (А.А.Галич. «Когда я вернусь...»; Ю.В.Бондарев. «Выбор»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



38

4.11

Развитие речи. Остановись и подумай!


1


Урок развития речи и комплексного применения зун



39

4.12

Развитие речи. Сочинение по действию II «Человек чувствующий».


1


Урок развития речи





40

4.13

Подведём итоги. Мир чувств литературного героя. Контрольная работа.




1

Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа




5

Действие III. «Человек действующий»


23

2

1






Картина 1. «Борьба»








41

5.1

Храните гордое терпенье…» (А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»; В.Гюго «Отверженные»).

1



Урок комплексного применения знаний, умений, навыков



42

5.2

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтизм и романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



43

5.3

Мцыри: образ главного героя в поэме. Противопоставление мечты и реальности.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



44

5.4

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и …». Борьба царя Ивана Грозного.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



45

5.5

Борьба опричника Кирибеевича.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



46

5.6

Борьба купца Калашникова.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



47

5.7

Э.Хемингуэй. «Старик и море». Философский смысл повести «Старик и море».

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



48

5.8

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Сила характера старика.

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний





Картина 2. «Самосоздание»








49

5.9

Противоречивый путь самосоздания (Б.Л.Пастернак. «Во всем мне хочется дойти …»; Ф.Стендаль. «Красное и черное»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



50

5.10

«... Если потуже затянуться ремнём» (Б.Л.Васильев. «Завтра была война»; А.С.Пушкин «К Чаадаеву»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний





Картина 3. «Затмение»








51

5.11

Как будто в мире страшное затменье…» ( В.Шекспир «Отелло»)

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



52

5.12

Ненависть отца и сына ( М.А.Шолохов. «Родинка»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



53

5.13

Блуждания среди света и тьмы (В.Т.Шаламов. «Последний бой майора Пугачева»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



54

5.14

Горькая философия поэтов (А.С.Пушкин. «Анчар»; В.С.Высоцкий «Притча о Правде и Лжи»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



55

5.15

Противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (В.В.Маяковский, Э.М.Ремарк, А.Рембо и др.)


1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний





Картина 4. «Подвиг»








56

5.16

Н.А. Некрасов. «Русские женщины». «Пускай горька моя судьба - я буду ей верна!»

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



57

5.17

«. . .И душу мою наполнило чувство святое».

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



58

5.18

«Кто русский по сердцу тот бодро, и смело, и радостно гибнет за правое дело!» (К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



59

5.19

«Все дело в последнем дюйме» (Дж.Олдридж. «Последний дюйм»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



60

5.20

Трагические строки о подвиге (М.А.Светлов. «Гренада»; К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



61

5.21

Развитие речи. Остановись и подумай!


1


Урок развития речи и комплексного применения зун



62

5.22

Развитие речи. Сочинение по действию III «Человек действующий».


1


Урок развития речи




63

5.23

Подведём итоги. Идеалы свободы и справедливости в литературе. Контрольная работа.



1

Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа




6

Финал «Большой и маленький человек»

4

1

1




64

6.1

«Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум» (А.С.Пушкин. «Поэту»).

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



65

6.2

М.Горький. «Сказки об Италии». «Маленький человек, когда он хочет работать, – непобедимая сила!»

1



Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний



66

6.3

Развитие речи. Сочинение по финалу «Большой и маленький человек».


1


Урок развития речи




67

6.4

Подведём итоги. Человек как главная ценность в мире и в литературе. Контрольная работа.



1

Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа.




7

Обобщение


1

-

-




68

7.1

Заключительный урок литературы в 8 классе. Оглянемся назад: нравственные уроки и приобретения.

1



Урок обобщения и систематизации знаний.





ИТОГО

68

9

5






Содержание практической деятельности

(контрольно-измерительный материал)


  1. Тематика сочинений:


Сочинение по прологу «Человек толпы. Человек в толпе».


Боль за человека или насмешка над ним?

(по повести Н.В.Гоголя «Шинель»)

План.

I. Вступление. Традиции «Станционного смотрителя».

II. Основная часть. Бедный Акакий Акакиевич.

1. Несчастное, всеми презираемое существо.

2. Кротость, простодушие, трудолюбие.

З. Единственное светлое пятно, поглощенное тьмой.

4. Страшный мститель за поруганное достоинство.

III. Заключение. Гуманизм сатиры Гоголя.


Шариков как человек толпы

(по повести М.А Булгакова «Собачье сердце»)

План.

I. Вступление. Что такое «человек толпы»?

II. Основная часть. Шариков и «толпа».

1. Что такое толпа в понимании М.А Булгакова?

2. Привычки Шарикова – привычки толпы.

З. Вкусы Шарикова – вкусы толпы.

4. Невежество Шарикова – невежество толпы.

5. Занятия Шарикова – занятия толпы.

III. Заключение. Страх за будущее России.


Сочинение по действию I «Человек размышляющий».


«Сомневающиеся» герои Чехова

(по рассказам А.П.Чехова)

План.

I. Вступление. Сомнение – это слабость или сила?

II. Основная часть. Сомнение в рассказах А.П.Чехова.

1. Человек сомневающийся и человек не сомневающийся в рассказе «Крыжовник».

2. Сомнения и любовь в рассказе «О любви».

3. Сомнения, терзавшие автора.

III. Заключение. Способен ли я сомневаться?


Смешон ли господин Журден?

(по пьесе Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»)

План.

I. Вступление. Объекты сатиры Ж.Б.Мольера.

II. Основная часть. Быть похожим на дворянина только внешне не значит соответствовать своему идеалу.

1. Черты характера г-на Журдена.

2. Стремление быть образованным достойно уважения. Почему же смешон г-н Журден?

3. Невежество учителей г-на Журдена.

III. Заключение. Какие истины стремился внушить своему читателю сатирик Ж.Б.Мольер?




Сочинение по действию II «Человек чувствующий».


Грустная история бедной Лизы

(по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

План.

I. Вступление. Сентиментализм и творчество Н.М.Карамзина.

II. Основная часть. Изображение чувств героев в повести.

1. Глубокое проникновение писателя в человеческую душу.

2. Чувства Лизы, ее матери, Эраста.

3. Роль пейзажа в повести.

III. Заключение. Каков смысл заглавия повести?



Что такое любовь к родине?

(по поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, Е.А.Евтушенко, А. Галича и др.)


План.

I. Вступление. Многогранность чувства любви к родине.

II. Основная часть. Сходство и отличие отношения к России лирических героев Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, Е.А.Евтушенко, А. Галича и др.

1. Образы, ассоциирующиеся с Россией у лирических героев.

2. Чувства, испытываемые лирическими героями к России.

3. Что такое ностальгия?

III. Заключение. Любовь к родине в моем понимании.



Сочинение по действию III «Человек действующий»


Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова

(по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)


План.

I. Вступление. Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова.

II. Основная часть. Мцыри – главный герой поэмы.

1. С детства в плену.

2. Образ монастыря в поэме.

3. Три дня свободы в жизни Мцыри.

4. Исповедь героя и ее значение.

III. Заключение. Основные идеи поэмы.


Подвиг или бессмысленный поступок?

Взгляд Оптимиста и Пессимиста на поступок литературного героя.


План.

I. Вступление. На один и тот же поступок можно смотреть по-разному.

II. Основная часть. Спор Оптимиста и Пессимиста.

1. Был ли смысл покинуть монастырь, чтобы встретиться с неизвестностью? (по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»).

2. Был ли смысл ехать за мужем в Сибирь? (по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»).

3. Был ли смысл бежать, чтобы умереть на свободе? (по рассказу В.Т.Шаламова «Последний бой майора Пугачева»).

III. Заключение. Чья точка зрения мне ближе?





2. Варианты (примерные) контрольных работ:


Контрольный опрос по литературе по прологу «Человек толпы. Человек в толпе»


    1. Какую проблему, связанную с человеком, рассматривают в прологе Пессимист и Оптимист?

    2. Что составляет предмет спора Пессимиста и Оптимиста?

    3. Объясните понятие «типический характер» на примере героев русской литературы.

    4. Объясните понятие «маленький человек», как его толковали русские писатели.

    5. Кто из героев литературных произведений, изученных в прологе, может быть назван «маленьким человеком»?

    6. Подтверждает ли его нравственный облик правоту Пессимиста или правоту Оптимиста?

    7. Каково авторское отношение к героям повести Н.В.Гоголя «Шинель»?

    8. Каково авторское отношение к героям рассказа А.П.Чехова «Душечка»?

    9. Каково авторское отношение к героям повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»?

    10. Можно ли назвать «маленькими людьми» героев рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»?

    11. Можно ли назвать «маленькими людьми» героев рассказа В.М.Шукшина «Крепкий мужик»?

    12. Можно ли назвать «маленькими людьми» героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?

    13. Может ли «маленький человек» быть «человеком толпы»? Докажите свою точку зрения материалом изученных литературных произведений.

    14. Может ли «маленький человек» быть «человеком в толпе»? Докажите свою точку зрения материалом изученных литературных произведений.

    15. Чем отличаются понятия «художественный образ», «литературный герой», «тип литературного героя»?

    16. Определите основные темы произведений, включенных в «Пролог».

    17. Почему авторы, описывая современное им общество, часто прибегают к сатире?

    18. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Боль за человека или насмешка над ним?» (по повести Н.В.Гоголя «Шинель»)?

    19. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Шариков как человек толпы» (по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)?

    20. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Нравственный портрет «маленького человека» (на примере одного или нескольких персонажей)?










ТЕСТ. Н.В.Гоголь. «Ревизор».


    1. Жанр произведения: а) трагедия; б) комедия; в) драма.

    2. Какой из вариантов происхождения сюжета «Ревизора» верный: а) придуман Н.В.Гоголем; б) взят из газеты «Ведомости»; в) подарен автору А.С.Пушкиным.

    3. К какой группе можно отнести город, изображённый Гоголем: а) уникальный, вобравший в себя все пороки России; б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами; в) типичный российский провинциальный город.

    4. Часть композиции, в которой обрисована картина жизни и нравов уездного городка: а) зачин; б) экспозиция; в) эпилог.

    5. Для речи Хлестакова характерна: а) логичность; б) искрящийся юмор; в) бессмыслица.

    6. Причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора: а) рассказы Хлестакова о столичной жизни; б) недоразумение; в) страх.

    7. Глупость, пустота, фанфаронство свойственны: а) Ляпкину-Тяпкину; б) городничему; в) Хлестакову.

    8. Истинное стремление Хлестакова: а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением; б) жениться на Марье Антоновне; в) набрать как можно больше денег в долг.

    9. Действие в «Ревизоре» достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей остроты в сцене: а) в трактире; б) разглагольствования Хлестакова; в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге.

    10. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы: а) ревизор; б) городничий; в) смех.

    11. Одна из особенностей композиции пьесы: а) малое количество персонажей; б) перегруженность комическими ситуациями; в) две развязки сюжета.

    12. Какому персонажу принадлежат слова: «А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся. Графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр…»: а) Хлестакову; б) городничему в) Землянике.

    13. Какому персонажу принадлежат слова: «…потому что поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей!»…А ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора»: а) Хлестакову; б) городничему в) Землянике.

    14. Хлестаковщина – это: а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле; б) стремление модно одеваться; в) погоня за высокими чинами.

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

б

в

в

б

в

а, в

в

а

б

в

в

а

б

а






Контрольный опрос по литературе по действию I «Человек размышляющий»



  1. Есть ли, с вашей точки зрения, в жизни какой-либо смысл, и можно ли его постичь? В чем, по-вашему, состоит смысл жизни? Выскажите свои суждения.

  2. Нужно ли человеку задумываться над тем, зачем он живет? Не принесут ли ему подобные размышления горечь разочарования в жизни, не породят ли они пессимистических взглядов, печали и тоски?

  3. Почему, с вашей точки зрения, человеку свойственно размышлять о цели и смысле жизни? Как вы думаете, какими качествами обладает тот человек, который склонен размышлять о смысле жизни?

  4. Можно ли считать, что поиск смысла жизни – вечная тема литературы? Аргументируй свою точку зрения.

  5. Все ли произведения, включенные в раздел I («Действие I»), о человеке размышляющем? Докажите это.

  6. С какими взглядами на жизнь вы познакомились в действии I «Человек размышляющий»?

  7. Попробуйте кратко сформулировать взгляды героев А.П.Чехова, В. Шекспира, Ж.Б. Мольера.

  8. Кого из героев произведений этого раздела вы отнесли бы к «маленьким» людям?

  9. Кто из героев произведений этого раздела «человек толпы», а кто «человек в толпе»?

  10. Размышляющего человека писатели изображают по-разному. Обратитесь к статье «Реализм» в «Кратком словарике литературоведческих терминов» (учебник, с. 267—268). Чем, по вашему мнению, изображение героя писателем-реалистом отличается от изображения писателем-классицистом?

  11. Назовите писателей, чьих героев можно назвать типическими характерами.

  12. Каково авторское отношение к героям рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»?

  13. Каково авторское отношение к героям рассказа А.П.Чехова «О любви»?

  14. Каково авторское отношение к героям пьесы Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»?

  15. Кто из героев литературных произведений, изученных в раздел I«Человек размышляющий», заставил вас задуматься о поиске смысла жизни?

  16. Прочитайте выразительно стихотворение Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет». Какую мысль М.Монтеня развивает это стихотворение?

  17. Как стихотворение Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» связано с тематикой действия I «Человек размышляющий»?

  18. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из стихотворений, включенных в раздел I«Человек размышляющий».

  19. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Сомневающиеся» герои Чехова (по рассказам А.П.Чехова)?

  20. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Смешон ли господин Журден?» (по пьесе Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»)?

Контрольный опрос по литературе по действию II «Человек чувствующий»


  1. Что, с вашей точки зрения, управляет человеком – разум или чувства?

  2. Вспомните слова А.С.Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» и попробуйте описать характер человека, которым правит только разум или только чувства.

  3. Какие чувства, по-вашему, возвышают душу человека, а какие искажают ее? Приведите примеры из знакомых вам художественных произведений.

  4. В разделе (действии) II «Человек чувствующий» мы говорили о переживании разочаровании и ностальгии. Художественный анализ каких еще человеческих чувств можно найти в произведениях литературы?

  5. Можно ли какие-то произведения из раздела «Человек чувствующий», поместить в другие «картины« поменять местами? Объясните свою точку зрения.

  6. Какие из произведений этого раздела произвели на тебя самое сильное впечатление?

  7. Какие повести, романы тебе захотелось прочитать целиком?

  8. Какие чувства вызывает повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» у современного читателя?

  9. Проследите развитие образа Лизы в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». В чем особенность переживаний героини?

  10. Можно ли, с вашей точки зрения, активно вмешиваться в жизнь другого, пусть даже очень близкого человека? В каких литературных произведениях вы уже сталкивались с подобной проблемой?

  11. Есть ли какая-то связь между повестью Ф.Саган «Здравствуй, грусть» и стихотворением П.Верлена «Сентиментальная беседа»?

  12. Каково авторское отношение к героям рассказа А.П.Чехова «Палата № 6»?

  13. Каково авторское отношение к героям фрагмента романа Ю.В.Бондарева «Выбор»?

  14. Почему в разделе «Человек чувствующий» много лирических стихотворений?

  15. Какие чувства, переживания объединяют стихи этого раздела?

  16. В чем заключается сходство и отличие отношения к России лирических героев Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, Е.А.Евтушенко, А. Галича и др.?

  17. Какие образы, ассоциирующиеся с Россией у лирических героев Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, Е.А.Евтушенко, А. Галича и др.?

  18. Какие чувства испытывают лирические герои к России в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, Е.А.Евтушенко, А. Галича и др.? Что такое ностальгия?

  19. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Грустная история бедной Лизы» (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)?

  20. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Что такое любовь к родине?» (по поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, Е.А.Евтушенко, А. Галича и др.)



Контрольный опрос по литературе по действию III «Человек действующий»


  1. Как вы понимаете смысл слова «самосоздание»?

  2. Что такое самосоздание – удел каждого или привилегия избранных?

  3. От чего зависит, в каком направлении движется человек в своём самосоздании? Аргументируйте ответ.

  4. Какие черты характера соединяет в себе Жюльен Сорель из произведения Ф.Стендаля «Красное и чёрное»?

  5. Какую жизненную цель поставил перед собой Сорель? Похож ли Жюльен на своего отца?

  6. Можно ли сказать, что Жюльен сам делает себя? Аргументируйте ответ.

  7. Как вы считаете, всегда ли вхождение молодого человека взрослую жизнь так болезненно, как это мы наблюдаем у героя Стендаля?

  8. Удалось ли Б.Васильеву создать в повести «Завтра была война» портрет своего поколения?

  9. О чем мечтали, к чему стремились молодые герои Б. Васильева? Как в их стремлениях, идеях отразилась эпоха? Аргументируйте ответ.

  10. Как объясняет автор тягу этого поколения к книгам? Назовите любимых поэтов девочек.

  11. Какое влияние оказывало на молодежь старшее поколение, прошедшее Гражданскую войну?

  12. Какие черты характера унаследовала от матери-комиссара Искра Полякова?

  13. Какую роль Искра Полякова сыграла в жизни Саши Стамескина?

  14. Как вы понимаете слова писателя «Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а личного подвига. Мы не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить»?

  15. Можно ли героев повести Б. Васильева назвать борцами? Аргументируйте ответ.

  16. Какие строчки стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» вы использовали бы в качестве эпиграфа к повести Б.Васильева? Объясните свой выбор.

  17. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из стихотворений, включенных в раздел «Человек действующий».

  18. Какие из произведений этого раздела произвели на тебя самое сильное впечатление?

  19. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)?

  20. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Подвиг или бессмысленный поступок? Взгляд Оптимиста и Пессимиста на поступок литературного героя?»












ТЕСТ. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (картина I «Борьба»)


  1. Определите жанр произведения: а) баллада, б) элегия, в) притча, г) поэма.

  2. Эпиграф к произведению взят из: а) былин, б) Библии, в) летописей, г) древней притчи.

  3. В чём заключается смысл эпиграфа? а) восстание против судьбы, б) раскаяние, смирение, в) защита прав человека на свободу.

  4. Почему местом действия выбран Кавказ? а) автор любил эти места, б) природа Кавказа сродни натуре главного героя, в) эти места связаны с историей России.

  5. Что можно назвать символом свободы в произведении? а) степь, б) Кавказ, в) барс, г) девушку-грузинку.

  6. Какой момент в сюжете является центральным? а) побег из монастыря, б) встречу с грузинкой, в) бой с барсом, г) гибель Мцыри.

  7. В исповеди Мцыри звучит: а) гнев, негодование, б) смирение, покаяние, в) призыв отказаться от бесплодной борьбы, утверждение своей правоты.

  8. Какова тема произведения? а) изображение сильного, мятежного человека, б) жизнь послушника в монастыре, в) бесплодность мечтаний Мцыри о воле, г) побег Мцыри в родные края.

  9. В чём заключается основная идея произведения? а) отрицание морали смирения, б) тоска по воле, в) верность идеалам свободы даже перед лицом смерти, г) призыв к борьбе за свободу.

  10. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в произведении: а) анапест, б) дактиль, в) амфибрахий, в) ямб.

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

в

б

в

в

в

а

г

в



ТЕСТ. М.А.Шолохов. «Родинка»

  1. Определите жанр произведения: а) рассказ, б) повесть, в) роман.

  2. Произведение написано в: а) 1917 г., б) 1924г., в) 1942 г.

  3. Действие происходит во время: а) I мировой войны, б) Гражданской войны, в) Великой Отечественной.

  4. Главные герои состоят в родственных отношениях: а) дед и внук, б) дядя и племянник, в) отец и сын.

  5. Перечислите, какие ИВС использует автор в следующем предложении: «Бегут столбы в муть осеннюю, безлесую, через лога, балки перешагивают, а мимо столбов шляхом глянцевитым ведёт атаман банду».

Ключ:

1

2

3

4

5

а

б

б

в

инверсия

эпитет

метафора


ТЕСТ. Б.Л.Васильев. «Завтра была война»


  1. Определите жанр произведения: а) рассказ, б) повесть, в) притча, г) роман.

  2. Произведение написано в: а) 1947 г., б) 1968 г., в) 1972 г., г) 1984 г.

  3. Расположите содержание пролога, основной части и эпилога: а) рассказ о жизни автора, воспоминания о прошедших событиях, б) мир воспоминаний автора о юности, знакомство со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями, в) события почти на сорок лет вперед, размышления автора над прошлым.

  4. В центре повествования: а) история жизни автора произведения, б) военные события Великой Отечественной, в) послевоенные годы, г) история жизни нескольких одноклассников.

  5. Сколько человек училось в 7 Б?

  6. Кто не является персонажем произведения: а)     Вика Люберецкая, б) Искра Полякова, в) Олег Кошевой, г) Саша Стамескин.

  7. Кто из героинь была «круглая отличница и общественница, очень любила растолковывать прочитанное»: а) Вика Люберецкая, б) Зина Коваленко, в) Искра Полякова, г) здесь нет нужной героини.

  8. Кем мечтал стать Саша Стамескин: а) авиаконструктором, б) командиром Красной Армии, в) строителем, г) поэтом.

  9. Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знамени за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве? а) Леонид Сергеевич Люберецкий, б) Андрей Иванович Коваленко, в) Николай Григорьевич Ромахин, г) здесь нет нужного героя.

  10. Кто это? «...часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы её побаивались»: а) тов. Полякова, мать Искры б) Валентина Андроновна, в) Искра Полякова, г) здесь нет нужной героини.


Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

б,а,в

г

40 чел.


в

в

а

а

а










ТЕСТ по произведениям из картины 4 «Подвиг»


  1. Подвиг – это: А) смелое поведение, храбрость, отвага; Б) самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском; В) расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

  2. Человек, совершивший подвиг: А) всегда является героем; Б) не всегда является героем.

  3. В каком произведении не рассматривается тема подвига: А) «Первый учитель» Ч.Айтматова; Б) «Итальянские слёзы» Е.Евтушенко; В) «Ревизор» Н.Гоголя.

  4. Соотнеси авторов и их героев: Н.Некрасов, К.Рылеев, Д.Олдридж: А) Дэви; Б) княгиня Трубецкая; В) Иван Сусанин.

  5. Можно ли между словами «долг» и «подвиг» поставить знак равенства: А) нет; Б) да; В) не знаю.

  6. В поэме Некрасова слова «…но долг другой, и выше и трудней, меня зовёт…» - принадлежат: А) княгине Трубецкой; Б) княгинене Волконской; В) губернатору.

  7. А.И.Герцен писал: «Жёны сосланных в каторжную работу лишались…»: А) наследства; Б) состояния; В) всех гражданских прав.

  8. Некрасов: А) восхищается мужеством героини; Б) осуждает её за отношение к своему отцу; В) не высказывает оценки её действий.

  9. Кому принадлежат слова «Кто русский по сердцу, тот бодро и смело и радостно гибнет за правое дело»: А) Н.Некрасов; Б) К.Рылеев; В) Д.Олдридж.

  10. В основу думы «Иван Сусанин» К.Ф.Рылеевым положена история: А) новгородского князя, освободившего в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова из плена; Б) тульского мастерового, выручившего в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова из трудной ситуации; В) костромского крестьянина, спасшего в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова от поляков.


Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

Б

В

БВА

А

А

В

А

Б

В












Контрольный опрос по литературе по финалу «Большой и маленький человек»


  1. Подумайте, что объединяет учебник 8-го класса «Дом без стен» с учебниками 5-го, 6-го, 7-го классов. Вспомните их названия. Объясните смысл названия учебника для 8 класса.

  2. Вспомните, с какими разделами учебника вы познакомились в течение учебного года.

  3. Назовите основные произведения, изученные в рамках каждого раздела (действия).

  4. Чья позиция, Оптимиста или Пессимиста, была вам ближе?

  5. Если бы вы были авторами учебника, какие разделы, связанные с той или иной стороной человеческой личности, вы ввели бы в учебник?

  6. Какие произведения вы предложили бы для изучения в данных разделах?

  7. Расскажите о наиболее запомнившемся вам произведении из курса 8-го класса, о его авторе, героях.

  8. Прочитайте наизусть одно из полюбившихся вам стихотворений.

  9. Прочитайте вслух Письмо к читателю» (учебник, книга вторая, с. 214), написанное авторами учебника. Какова его основная мысль?

  10. Назовите произведения, герой которых – творец, созидатель, мысли, чувства и действия которого находятся в абсолютной гармонии.

  11. Назовите нравственные ценности Большого человека, для которого труд – радость и смысл жизни.

  12. Какие произведения, составляющие финал, являются жизнеутверждающими, оптимистическими?

  13. Что превращает «маленького человека» в «большого»?

  14. Как бы вы истолковали понятие «большой человека»? Есть ли такие люди среди ваших родных и знакомых?

  15. Как вы думаете, какую роль в становлении «большого человека» играют книги? Что будет, если новое поколение перестанет читать?

  16. Для чего нужно чтение современному человеку? Как вы понимаете выражение «Читать, чтобы думать и сопереживать»?

  17. Кого из литературных героев, встретившихся вам в этом учебном году, можно назвать «большими людьми»? Объясните свою точку зрения.

  18. Как вы понимаете понятие «гуманизм? Назовите писателей-гуманистов, с чьим творчеством вы познакомились в этом учебном году.

  19. Составьте собственные «Десять заповедей человечности».

  20. Как вы понимаете тему будущего сочинения «Доброе познается по плодам, а не по намерениям»?







Материально-техническое обеспечение учебного предмета


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.) Учебник по литературе для 8-го класса в 2-х книгах «Дом без стен». – М.: Баласс, 2012 г.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.. Тетрадь по литературе к учебнику-хрестоматии «Дом без стен», 8 класс – М.: Баласс, 2012 г.

  3. CD-ROM «Уроки литературы Кирилла и Мефодия в 8 классе». – М.: «К и М», 2015 г.

  4. Портреты поэтов и писателей: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, К.Ф.Рылеев, Н.М.Карамзин, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, А.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, С.А.Есенин, А.М.Горький, М.А.Булгаков, А.А.Галич, Е.А.Евтушенко, Ю.В.Бондарев, Б.Л.Васильев, В.Т.Шаламов, В.С.Высоцкий, Т.Н.Толстая и др.

  5. Авторские презентации учителя:

М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Последствия одного опыта.

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве». Как научить осмыслению?

Что такое любовь к родине? (Е.А.Евтушенко. «Идут белые снеги» ).

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтизм и романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и …». Борьба царя Ивана Грозного.

«Кто русский по сердцу тот бодро, и смело, и радостно гибнет за правое дело!» (К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин»).

М.Горький. «Сказки об Италии». «Маленький человек, когда он хочет работать, – непобедимая сила!» и др.















Список литературы:


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.) Учебник по литературе для 8-го класса в 2-х книгах «Дом без стен». – М.: Баласс, 2012 г.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.. Тетрадь по литературе к учебнику-хрестоматии «Дом без стен», 8 класс – М.: Баласс, 2012 г.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под научной редакцией академика РАО Леонтьева А.А. и при участии кандидата педагогических наук Чиндиловой О.В.). Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баласс, 2004 г.

  4. Барова Е.С. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 8 классе по учебнику-хрестоматии «Дом без стен». – М.: Баласс, 2016 г.

  5. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2016 г.

  6. Кузнецова М.Н. Литература: мастерская учителя. – М.: Вако, 2016 г.

  7. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля в 5 – 11 кл. – Волгоград: Учитель, 2016 г.

  8. ОС «школа 2100»: [link]


Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия