Куроедова Наталья Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1»
с. Хомутово, Иркутская область
Урок внеклассного чтения в 8 классе с использованием приема «Чтение с остановками» технологии критического мышления
по теме « Истинное и ложное в человеческих отношениях
в рассказе Антона Павловича Чехова «Шуточка».
Цель: углубить знания учащихся о писателе, о его творчестве; ознакомить с идейным содержанием рассказа «Шуточка», помочь понять авторское осмысление поднятых в нём проблем; совершенствовать навыки комментированного и аналитического чтения, умения характеризовать героев, определять способы их изображения.
Предметные результаты: совершенствовать навыки комментированного и аналитического чтения, умения характеризовать героев, определять способы их изображения, развивать читательскую культуру; воспитывать понимание значимости любви в жизни человека, сострадание, сочувствие, осуждение возможности игры над чувствами человека.
Метапредметные результаты:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Методы и приемы: технология развития критического мышления, стратегиальное чтение, прием «чтение с остановками», проблемный диалог, фронтальная , групповая работа.
Оборудование: ноутбук, колонки.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, звуковое сопровождение( аудиозапись чтения рассказа).
Сценарий урока:
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.
Решение кроссворда
Разгадайте кроссворд и если правильно разгадаете, то по вертикали пункт 1 прочтёте название рассказа Чехова, который мы будем изучать на уроке.
По горизонтали: 1. В каком рассказе Чехова главное действующее лицо – мужик Денис Григорьев.
2. В каком рассказе Чехова фельдшер Курятин безуспешно вырывал зуб у дьячка Вонмигласова?
3. В каком рассказе Чехова друг называл главного героя в начале рассказа Мишей, а в конце рассказа -ваше превосходительство?
4. В каком рассказе Чехова нервное состояние персонажа передано с помощью шинели, которую он то снимал, то одевал?
5. Чьи это слова: «Я покажу вам, как собак распускать! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!»
6. В каком рассказе единственным слушателем извозчика, тяжело переживающего смерть сына, становится лошадь?
7. Фамилия персонажа из рассказа «О любви»
2)Работа с лексическим значением слова –шуточка.
Предложить учащимся самим сформулировать, что такое шутка?
Шутка- то, что говорится или делается ради развлечения, не всерьёз.
-Почему писатель называет рассказ не шутка , а «Шуточка»? О чём заставляет задуматься существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом?( Маленькая, не заслуживающая внимания шутка. Или плохая шутка, как в устойчивом выражении «Ну, и шуточки у тебя!»)
-Как вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с названием «Шуточка»?
3. Чтение с остановками рассказа «Шуточка».
Антон Павлович Чехов. «Шуточка»
1)Чтение 1 отрывка.
Ясный, зимний полдень... Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном.
— Съедемте вниз, Надежда Петровна! — умоляю я. — Один только раз! Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы.
Но Наденька боится. Всё пространство от ее маленьких калош до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У нее замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но что же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума.
Вопросы к первой части рассказа:
-Назовите главных действующих лиц.
-Кто рассказчик, каким вы его себе представляете?
-Почему Наденька боится съехать с высокой горы на санках? Представляете ли вы её состояние? Разделяете ли её страхи?
-Предположите, о чём говорит сравнение склона горы, с которой хочет съехать на санках главный герой рассказа, с «покатой плоскостью, в которое солнце глядится, как в зеркало»?
-Предположите, как будут развиваться дальше события. Согласится ли Наденька съехать с горы? Зачем рассказчику нужно, чтобы Наденька согласилась?
2) Чтение 2 отрывка:
— Умоляю вас! — говорю я. — Не надо бояться! Поймите же, это малодушие, трусость!
Наденька наконец уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну.
Санки летят как пуля. Рассекаемый воздух бьет в лицо, ревет, свистит в ушах, рвет, больно щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову. От напора ветра нет сил дышать. Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад. Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительно бегущую полосу... Вот-вот еще мгновение, и кажется — мы погибнем!
— Я люблю вас, Надя! — говорю я вполголоса.
Санки начинают бежать всё тише и тише, рев ветра и жужжанье полозьев не так уже страшны, дыхание перестает замирать, и мы наконец внизу. Наденька ни жива ни мертва. Она бледна, едва дышит... Я помогаю ей подняться.
— Ни за что в другой раз не поеду, — говорит она, глядя на меня широкими, полными ужаса глазами. — Ни за что на свете! Я едва не умерла!
Вопросы ко второму отрывку:
- После каких слов рассказчика Наденька уступает уговорам?(После слов о малодушии и трусости)
-Как она уступает?( Уступает с «опасностью для жизни»)
-Как описан спуск с горы? Какие сравнения вам кажутся наиболее яркими?(«Санки летят, как пуля», «Рассекаемый воздух…больно щиплет от злости, хочет сорвать голову с плеч», «кажется, сам дьявол обхватил нас лапакми и с рёвом тащит в ад»)
-В какое мгновение рассказчик произносит: «Я люблю вас, Надя!»? (Когда кажется, что « ещё мгновение, и кажется, -мы погибнем!»)
-Как вам кажется, зачем он это делает?
-Почему Наденька говорит, что второй раз не поедет, хотя главный герой ещё не просил её об этом?
-Предположите, состоится ли ещё один спуск с горы?
3) Чтение 3 отрывка.
Немного погодя она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза: я ли сказал те четыре слова, или же они только послышались ей в шуме вихря? А я стою возле нее, курю и внимательно рассматриваю свою перчатку.
Она берет меня под руку, и мы долго гуляем около горы. Загадка, видимо, не дает ей покою. Были сказаны те слова или нет? Да или нет? Да или нет? Это вопрос самолюбия, чести, жизни, счастья, вопрос очень важный, самый важный на свете. Наденька нетерпеливо, грустно, проникающим взором заглядывает мне в лицо, отвечает невпопад, ждет, не заговорю ли я. О, какая игра на этом милом лице, какая игра! Я вижу, она борется с собой, ей нужно что-то сказать, о чем-то спросить, но она не находит слов, ей неловко, страшно, мешает радость...
— Знаете что? — говорит она, не глядя на меня.
— Что? — спрашиваю я.
— Давайте еще раз... прокатим.
Мы взбираемся по лестнице на гору. Опять я сажаю бледную, дрожащую Наденьку в санки, опять мы летим в страшную пропасть, опять ревет ветер и жужжат полозья, и опять при самом сильном и шумном разлете санок я говорю вполголоса.
— Я люблю вас, Наденька!
Когда санки останавливаются, Наденька окидывает взглядом гору, по которой мы только что катили, потом долго всматривается в мое лицо, вслушивается в мой голос, равнодушный и бесстрастный, и вся, вся, даже муфта и башлык ее, вся ее фигурка выражают крайнее недоумение. И на лице у нее написано:
«В чем же дело? Кто произнес те слова? Он, или мне только послышалось?»
Эта неизвестность беспокоит ее, выводит из терпения. Бедная девочка не отвечает на вопросы, хмурится, готова заплакать.
Вопросы к третьему отрывку:
- Как описаны чувства Наденьки, вызванные услышанным признанием? («Ей неловко, страшно, мешает радость». Она боится и не может спросить, кто произнёс слова о любви)
-О чём говорит тот факт, что Наденька сама просит прокатиться ещё раз? На что она надеется.
-Как характеризует рассказчика его «игра» с девушкой? Зачем он это делает?
-Как вы думаете, скажет ли главный герой, что это он говорил о любви к девушке, действительно ли он её любит?
4) Чтение 4 отрывка:
— Не пойти ли нам домой? — спрашиваю я.
— А мне... мне нравится это катанье, — говорит она, краснея. — Не проехаться ли нам еще раз?
Ей «нравится» это катанье, а между тем, садясь в санки, она, как и в те разы, бледна, еле дышит от страха, дрожит.
Мы спускаемся в третий раз, и я вижу, как она смотрит мне в лицо, следит за моими губами. Но я прикладываю к губам платок, кашляю и, когда достигаем середины горы, успеваю вымолвить:
— Я люблю вас, Надя!
И загадка остается загадкой! Наденька молчит, о чем-то думает... Я провожаю ее с катка домой, она старается идти тише, замедляет шаги и всё ждет, не скажу ли я ей тех слов. И я вижу, как страдает ее душа, как она делает усилия над собой, чтобы не сказать:
— Не может же быть, чтоб их говорил ветер! И я не хочу, чтобы это говорил ветер!
На другой день утром я получаю записочку: «Если пойдете сегодня на каток, то заходите за мной. Н.» И с этого дня я с Наденькой начинаю каждый день ходить на каток и, слетая вниз на санках, я всякий раз произношу вполголоса одни и те же слова:
— Я люблю вас, Надя!
Скоро Наденька привыкает к этой фразе, как к вину или морфию. Она жить без нее не может. Правда, лететь с горы по-прежнему страшно, но теперь уже страх и опасность придают особое очарование словам о любви, словам, которые по-прежнему составляют загадку и томят душу. Подозреваются всё те же двое: я и ветер... Кто из двух признается ей в любви, она не знает, но ей, по-видимому, уже всё равно; из какого сосуда ни пить — всё равно, лишь бы быть пьяным.
Вопросы к четвёртому отрывку:
- Перестала ли Наденька бояться съезжать с горы? Почему же она старается ходить на каток с главным героем?
-Почему привыкает к словам любви, хоть и не знает, кто их произносит: рассказчик или ветер?
-Как вы относитесь к рассказчику, который так играет чувствами девушки? Какую цель он может преследовать?
-Предположите, что случится дальше?
5) Чтение 5 отрывка:
Как-то в полдень я отправился на каток один; смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня... Затем она робко идет вверх по лесенке... Страшно ехать одной, о, как страшно! Она бледна, как снег, дрожит, она идет точно на казнь, но идет, идет без оглядки, решительно. Она, очевидно, решила, наконец, попробовать: будут ли слышны те изумительные сладкие слова, когда меня нет? Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом, садится в санки, закрывает глаза и, простившись навеки с землей, трогается с места... «Жжжж...» — жужжат полозья. Слышит ли Наденька те слова, я не знаю... Я вижу только, как она поднимается из саней изнеможенная, слабая. И видно по ее лицу, она и сама не знает, слышала она что-нибудь или нет. Страх, пока она катила вниз, отнял у нее способность слышать, различать звуки, понимать...
Но вот наступает весенний месяц март... Солнце становится ласковее. Наша ледяная гора темнеет, теряет свой блеск и тает наконец. Мы перестаем кататься. Бедной Наденьке больше уж негде слышать тех слов, да и некому произносить их, так как ветра не слышно, а я собираюсь в Петербург — надолго, должно быть, навсегда.
Как-то перед отъездом, дня за два, в сумерки сижу я в садике, а от двора, в котором живет Наденька, садик этот отделен высоким забором с гвоздями... Еще достаточно холодно, под навозом еще снег, деревья мертвы, но уже пахнет весной и, укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи. Я подхожу к забору и долго смотрю в щель. Я вижу, как Наденька выходит на крылечко и устремляет печальный, тоскующий взор на небо... Весенний ветер дует ей прямо в бледное, унылое лицо... Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным, грустным, по щеке ползет слеза... И бедная девочка протягивает обе руки, как бы прося этот ветер принести ей еще раз те слова. И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса:
— Я люблю вас, Надя!
Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во всё лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая, такая красивая.
А я иду укладываться...
Это было уже давно. Теперь Наденька уже замужем; ее выдали, или она сама вышла — это всё равно, за секретаря дворянской опеки, и теперь у нее уже трое детей. То, как мы вместе когда-то ходили на каток и как ветер доносил до нее слова «Я вас люблю, Наденька», не забыто; для нее теперь это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни...
А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил...
Вопросы к 5 отрывку:
-Зачем автору нужно, чтобы рассказчик увидел, как Наденька съезжает с горы одна?
-Как наблюдение за девушкой характеризует рассказчика?
-Что переживает Наденька, когда наступил март?
-Почему она радуется, когда ещё раз слышит слова о любви?
-Почему для замужней Нади те дни, когда она летела с горы, а ветер доносил слова любви, осталось самым счастливым и трогательным воспоминанием жизни?
-Зачем же шутил рассказчик? Каким человеком он кажется вам? А каким его представляет автор?
4. Выводы по рассказу :
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к первоначальной версии рассказа.
Рассказ «Шуточка» впервые был опубликован в журнале «Сверчок» в 1886 г., под псевдонимом «Человек без селезенки».
В журнальной редакции этого произведения рассказчик хочет, чтобы его невеста не боялась кататься с горы. На самом крутом вираже он произносит заветную фразу: «Я люблю вас, Надя!» Девушка не может понять: то ли молодой человек произнес эти слова, то ли ей послышалось «в шуме вихря?» Она просит «проехаться» еще раз; все повторяется, и опять ничего непонятно… За зиму Наденька привыкает к этой фразе, она приглашает молодого человека на чай, однако ничего не может понять. Наступает лето. Герой попадает в сад перед домом, где живет Наденька. Из-за кустов он выкрикивает желанную фразу — и: «Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во все лицо и протягивает навстречу ветру руки... Этого мне только и нужно... Я выхожу из-за кустов и, не дав Наденьке опустить рук и разинуть рот от удивления, бегу к ней и... Но тут позвольте мне жениться».
В 1899 г. писатель переработал этот рассказ, совершенно изменив финал и внутренний облик рассказчика.
-Чем отличается герой первой редакции от героя второй редакции? Какие чувства испытывает к Наденьке герой в первой и второй редакции?
5. Работа с литературно-справочным материалом
Психологизм- сосредоточение внимания на глубоком изображении душевных переживаний, на тонком анализе психологии людей.
- Назовите слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки во время их встреч? ( Герой невольно любуется Наденькой, он замечает мельчайшие нюансы её ощущений, чувствует ее смятение и испуг).
- В чем особенность построения рассказа?( Рассказ почти полностью посвящен описанию чувств героини.)
- Описанию каких чувств героини посвящена большая часть рассказа?(Описанию ужаса, страха, тоски, ожидания, неосознанной грусти, которые испытывает героиня, спускаясь вниз с ледяной горы.)
-Каких частей речи больше в этих описаниях?( В характеристике состояний героини преобладают глаголы.)
- Какое движение обозначают они?(Глаголы передают внутреннее движение — движение души героини.)
- Понял ли герой, что Наденьке вовсе не нравится кататься, а хочется еще и еще раз услышать заветные слова? Найдите в тексте фразы, содержащие ответ на вопрос.(«Загадка, видимо, не дает ей покою. Были сказаны те слова или нет? Да или нет? Да или нет? Это вопрос самолюбия, чести, жизни, счастья, вопрос очень важный, самый важный на свете».)
- Любит ли Наденька героя? Поняла ли героиня, что ее спутник хотел над ней подшутить?
- Почему герой играет роль равнодушного наблюдателя? (Герой не способен понимать чувства другого человека и сопереживать, поэтому он с удивлением и любопытством наблюдает за человеком, в котором душа жива).
- Прочитайте выразительно фрагмент рассказа: «От напора ветра нет сил дышать. Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад. Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительно бегущую полосу... Вот-вот еще мгновение, и кажется — мы погибнем!»
-Почему в описании возникает образ ада? ( Образ ада — своего рода «предостережение» автора: люди должны сохранить живую душу, а иначе, играя роль сторонних наблюдателей, равнодушно и холодно относясь к окружающей их жизни, они создадут в душе своей сущий ад).
- Раскаялся ли герой в том, что так поступил с Наденькой? Найдите в тексте ответ на вопрос. («А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил...» Вероятно, герой изменился и сожалеет о случившемся).
6. Вывод по уроку. Слова учителя.
Для творчества А.П. Чехова характерны поиски ответа на мучительный, постоянно удерживаемый на острие внимания вопрос о жизни и смерти души, о её болезнях и путях выздоровления. Своих «героев» он рассматривает не с точки зрения абстрактной правильности или неправильности их мыслей, чувств и поведения, а с точки зрения того, жива их душа или мертва.
- Изменился ли повествователь во второй редакции?
Авторская правка была весьма существенной: герой-рассказчик превратился из словоохотливого остряка, уверенного в своей жизненной позиции, в человека интеллигентного, тонкого, далекого от самодовольства; стала иной развязка — вместо благополучной женитьбы на Наденьке герой уезжает из города и высказывает грустные мысли о себе и о судьбе Наденьки; изменился повествовательный тон и музыкальный строй рассказа, ставший — в соответствии с новым содержанием образа рассказчика — более сдержанным и вместе с тем более лирическим.
С новым финалом рассказ стал неизмеримо глубже. В нем появилась тема игры с чужою душою и права человека на такую игру. А повествователь обрел как раз то, чего никак не могло быть у Человека без селезёнки, — те самые недуги, которыми страдали в чеховские времена» многие: разочарование, апатию, склонность к рефлексии.
-Какой оттенок приобретает слово шуточка, вынесенное в заглавие рассказа?
( Оттенок иронии. Общую тональность рассказа можно назвать грустной).
-К каким произведениям — юмористическим, сатирическим или ироническим — правомерно отнести рассказ А.П. Чехова? Докажите.
Отрицательное явление обозначено легковесным словом шуточка, не отражающим всей глубины проблемы. Повествование ведется от имени рассказчика, которой с некоторой долей самоиронии (иронии, направленной на собственную персону) вспоминает о прошлом.
7. Домашнее задание. Написать синквейны о рассказчике и Наденьке, либо написать отзыв о рассказе в виде письма другу или подруге.
Список литературы:
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская и др.-М. Просвещение, 2011.- 223с.
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе.8 класс. –М.: «ВАКО»,2005.- 416с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: т действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
Халабаджах И.М. . Литература. 8 класс: планы-конспекты уроков в 2-х частях. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2013.-146с.