Мастер-класс в инновационной форме: «Приёмы мастерской ценностных ориентаций (Педагогической мастерской). Методика работы с творческой миниатюрой (из опыта работы) (30 мин)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Мастер-класс в инновационной форме: «Приёмы мастерской ценностных ориентаций (Педагогической мастерской). Методика работы с творческой миниатюрой (из опыта работы) (30 мин)


Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер - класс.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

«Педагогическая мастерская» - одна из перспективных технологий продуктивного общения, обеспечивающая формирование творческой деятельности. Эта технология основана на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Переведённое на русский язык определение дословно означает: «Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия».

Сегодня я хочу вас познакомить с приёмами педагогических мастерских, содействовать формированию устойчивой мотивации на использование в своей работе.

По целям и способам деятельности выделяются:

— мастерские творческого письма;

— мастерские построения знаний;

— мастерские по самопознанию;

— мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.

Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно.

Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.

Всем известна фраза: «Всё новое – это хорошо забытое старое». И опытные учителя при освоении новых образовательных технологий не забывают и старые методы работы: сочетая все педагогические методики, мастерски применяют в своей практике.

В своей педагогической практике использую систему работы с творческой миниатюрой.

Приёмы работы с творческой миниатюрой:

  • работа с образом (картиной, личным впечатлениям, музыкальным сопровождением, художественным произведением);

  • творческое воображение, написание творческой миниатюры, устно и письменно;

  • составление плана (основная мысль, тему, идею мини-текста);

  • свободная тема;

  • дневник;

  • картинка-фантазия: словесное рисование;

  • описание картины;

  • мини-сочинение «я - ….» (соловей, дождик…);

  • мини-сочинение от лица героя;

  • мини-сочинение на основе услышанной музыки, звуков;

  • мини-сочинение, написанное учеником, с основой на личные ассоциации;

  • сочинение-рассуждение на основе исходного текста (данный вид становится приоритетным, особенном при подготовке к ЕГЭ);

  • сочинение «Ответь на вопрос …» (при этом учитывается мнение ученика)

  • синквейн;

  • описать явление приближения грозы, используя цвета и звуки

  • клеше 3-5 предложений.

Написание творческой миниатюры ребята могут выполнить индивидуально, парами или группами. Некоторые работы сопровождаются иллюстрациями.

В моей копилке творческих работ учащихся можно найти лингвистические сказки в прозаической и стихотворной форме, фантастические рассказы, краеведческие зарисовки, письма-послания, кластеры.

Рассмотрим виды работ при написании миниатюры на тему: «Дождь».

Ученикам предлагаются определённые эмоциональные условия для вдохновения: слово, музыка, картина, предмет, фраза, текст, рисунок – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети учатся формировать проблему.

  1. Звуковое восприятие (запись «Ливневый дождь в лесу» + записанные учеником 2-3 слова; вторая звукопись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц» + записанные 2-3 слова, подсказанное воображением ученика.

  2. Работа со словами, данными учителем (дождь, гроза, птицы, настроение). Написать на карточках 2-3 предложения на данную тему.

  3. Распределить карточки (групповая работа) в такой последовательности, чтобы получился текст.

  4. Прослушивание нескольких текстов, группа выбирает лучшую работу.

  5. Нарисовать первое найденное после прослушивания звукозаписи слово – ДОЖДЬ; рисунки вывешиваются на доску.

  6. Слова-ассоциации: записать слова, связанные со словом ДОЖДЬ по смыслу, ощущению, звучанию; чтение словосочетаний.

  7. Дать определение слову ДОЖДЬ, записать (групповая работа; чтение определений).

  8. Используя, записанные ранее слова при прослушивании, написать небольшой текст о дожде, выразив своё отношение к явлению природы» чтение 2-3 текстов.

  9. Прослушивание песни «У природы нет плохой погоды», выделив основную мысль.

  10. Возвращение к 1 заданию и прослушивание созданных группами текстов.

  11. Работа с текстом (другого автора): разделить текст на абзацы, определив микротему, тип речи.

  12. Обращение к рисункам; какой дождь я нарисовал? (обосновать ответ).

  13. Написать мини-сочинение от имени дождика.

  14. Просушивание нескольких текстов, группа выбирает лучшую работу.

Разноаспектная мини-работа с текстом позволяет достичь определённых результатов:

  • у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению русского языка и литературы;

  • совершенствуется речевое развитие:

  • повышается интерес к предмету, что заставляет больше читать и углублять знания по предмету;

  • расширяется кругозор учащихся, что позволяет им добиваться успехов не только в учёбе, но и в предметных и дистанционных олимпиадах, конкурах различного уровня.

Педагогическая система, направленная на развитие творческого мышления, позволяет создать такие условия, в которых каждый учащийся приобретает позитивный, социальный, личностный опыт в соответствии со своими способностями, раскрывается как творческая личность, что, в свою очередь, становится почвой для духовного роста.


Приглашаю Вас в педагогическую мастерскую.

В данной работе представлен опыт проведения занятия по (А.Грин "Алые паруса").

Технологическая карта мастерской

Предмет: литература

Тема: «В порыве к счастью...» (по повести А.Грина «Алые паруса).

Тема работы в малых группах: обсуждение образов Лонгрена, Ассоль, Грэя, жителей Каперны, выявление авторского отношения к ним, которое проявилось в деталях их портретов, описаниях их психологического состояния, мотивация интереса к проблемам повести.

Форма работы. Работа в малых группах создаёт ситуацию успеха каждому обучающемуся.

Цель использования работы в малых группах:

  • активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие умения общаться, слушать друг друга, коллективно решать проблемы, умение приходить к согласию, умение работать в команде.

  • пробудить светлые чувства путем непосредственного вслушивания в текст произведения; вызвать интерес к этическим «вечным» проблемам, нравственным ценностям, способствовать углублению познания самого себя, человеческих взаимоотношений во всей их глубине и красоте путем включения субъективного опыта обучающихся, возможности реализовать в процессе урока свои творческие способности.

«Человек в порыве к счастью

способен сам совершать чудеса»

К.Паустовский



Этапы мастерской


Действие учителя

Деятельность обучающихся

Индукция

Постановка цели.

Мне хочется начать мастер-класс стихотворением Виссариона Саянова.

На фоне музыки: чтение стихотворения.

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.


Портреты писателя А.Грина

О каком писателе сегодня пойдёт речь?


О писателе. Игра в ассоциации.

Итак, я предлагаю вам игру со словом. Вы видите портреты писателя. Глядя на них, возникают ассоциации, связанные с этим человеком.

Назовите их. Постепенно появляется запись.

-романтик

-герой родом из необыкновенного мира

-парусник

-сказочник

-бригантина

-море

-пират

Подсказки мастера.

- Я зачитаю цитаты о писателе, а вы выберите то, что вам кажется    главным в них (заготовить ассоциации).

К схеме с портретами добавляются ещё и эти ассоциации.

1.Александра Грина отличали «дар  могучего воображения, чистота и застенчивая улыбка». (К.Паустовский)

2.«Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить». (А.Грин)

3.«Мир идёт под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за своё право дышать свежими морскими ветрами» (А.Грин)

4.«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся, он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к дицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие,   с удовольствием принимал хорошую шутку и сам любил иронически сострить.»

5.«Всю жизнь Грин будет протестовать против всего, что хоть вне значительной степени ущемляет человеческое достоинство. Об этом, в сущности, все его книги» (В.Сандлер)

3) Зарисовка «Воображаемый портрет Грина».

Расскажите, каким вы видите человека на картине? Каким вы его представляете?

(зачитывание своих вариантов «портретов» писателя)

- Почему поэт называет Грина сказочником?

- О какой стране говорится в стихотворении?

(Грин-ландия – так называется эта сказочная страна, где живут люди честные и добрые, сильные и мужественные, умеющие

по-настоящему дружить и любить.

Открыв для себя эту страну, уже не забудешь никогда ее героев, способных на чудеса ради Дружбы, ради Чести, ради Любви).

Этап удивления или погружения.

Прослушав отрывок стихотворения, должны записать только одно слово, определяющее их первичное впечатление от услышанного. После краткого обсуждения в презентации появляется портрет: А.Грин



Разрыв.

Сегодня мы войдём в удивительный мир мечты Александра Грина. Вы сделаете множество открытий с помощью своей фантазии  о писателе и его  «Алых парусах».

Главный вопрос : нужно ли человеку мечтать?


Самоконструкция

индивидуальное создание гипотезы, решения

Выдвигается гипотиза: «Алые паруса» А.Грина - олицетворение волшебной силы человеческой мечты, которая остается в литературе «открытием» Александра Грина.

Мечта-сказка-чудо


Социоконструкция. 

придумать способ их решения.

Творческое задание. Я предлагаю вам изложить свою точку зрения на проблему в виде творческой миниатюры:

Выполнить в малых группах следующие задания:

В каждой группе происходит обсуждение полученного задания, коллективное решение записывается на чистом листе.

Социализация

Малые группы выступают с отчетом о выполнении задачи

Используется методика «Проблемы по кругу». ».Вывод: романтическая мечта помогает человеку преодолевать жестокую реальность жизни.

Ораторы от выбранных групп рассказывают о результатах работы своих групп всему классу.

Рефлексия. 

Звучит песня «Алые паруса». Подведение итога.



Творческие задания для групп:


1 группа «Портретисты».

 Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:

Ассоль и Грэй.

Что различало и что объединяло Ассоль и Грэя?

Мои мысли об одном из героев феерии А. Грина «Алые паруса».

Прав ли Грэй, утверждая, что нужно «делать так называемые чудеса своими руками»?

Синквейн

1-я строка: название синквейна;

2-я строка: два прилагательных;

3-я строка: три глагола;

4-я строка: фраза на тему синквейна;

5-я строка: существительное.


2 группа «Портретисты».

  Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:


Жители Каперны. Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность? Какими изображены жители Каперны? Какими словами выражается авторское осуждение жителей Каперны? Какими словами передает легенду об алых парусах прохожий нищий? Сделайте вывод о нравственном облике мира, где живут Лонгрен и Ассоль.


Синквейн

1-я строка: название синквейна;

2-я строка: два прилагательных;

3-я строка: три глагола;

4-я строка: фраза на тему синквейна;

5-я строка: существительное.


3 группа « Пейзажисты» 

 Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:


Найти пейзажи, связанные с душевным состоянием героев (Ассоль, Грэй), выяснить, какова их смысловая нагрузка.


Пейзажи, рисующие состояние души:

Деревья, цветы, море, восход солнца, корабль с алыми парусами

Шторм, разорванные облака, ветер, буря, костер, звезды


4 группа «Психологи»

Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:


Создать «лестницу мысли», позволяющую проследить, как меняется внутреннее состояние героев (Ассоль, Грэй). Выписать из текста жизненные мудрости, которые могут стать правилами для человека.


Счастье сидело в ней пушистым котенком.


Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно – ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви…


Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила.


Мы любим сказки, но не верим в них.



Я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.



5 группа «Журналисты»

 Написать творческую миниатюру или синквейн по одной из предложенных тем:


Интервью с одним из героев книги А. Грина «Алые паруса».

Монолог трехмачтового галиота «Секрет».

Рассказ жука о его встрече с Ассоль.

Звуковой фон истории об алых парусах и его роль в произведении.

Образ моря в повести А. Грина «Алые паруса».

Художественное своеобразие повести А. Грина «Алые паруса» (синонимы, антонимы, узкопрофессиональная лексика, антитеза).


Синквейн

1-я строка: название синквейна;

2-я строка: два прилагательных;

3-я строка: три глагола;

4-я строка: фраза на тему синквейна;

5-я строка: существительное.



6 группа «Журналисты».

Напишите эссе.

Какие чувства вызвала у вас эта книга? В чем очарование этой повести?


7 группа «Художники».

Приём "Словесное рисование". Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:


Пейзажи, рисующие состояние души.

Деревья, цветы, море, восход солнца, корабль с алыми парусами

Шторм, разорванные облака, ветер, буря, костер, звезды


8 группа «Авторская оценка».

Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:


 Авторская оценка: «Очарование»; «живое стихотворение

«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». 

Шел к цели со «стиснутыми зубами и побледневшим лицом».

Понял одну «нехитрую истину»: она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Мастерская окончена, но не кончается процесс поиска. “Я ищу, значит, я обучаюсь, я ищу, значит, я обучаю”! – это девиз всех, для кого работа на уроках превратилась в процесс каждодневного поиска на мастерских.

Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемые сегодня в мастер - классе методические приемы помогут вам в работе. Успехов всем и творчества!


Мастерская всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Итак, уважаемые коллеги, подводя итог, хочется отметить, что использование данной технологии позволяет в индивидуальном и коллективном поиске самостоятельно приходить к «построению или открытию нового знания».

Эмоциональной нотой урока может стать чтение наиболее выразительных фрагментов книги, например описание ситуации, когда Грэй выбирает алый шелк для парусов со слов «Грэй побыл в трех лавках...» до слов «...провожаемый хозяином с почестями китайского короля». В прочитанном отрывке шестиклассники должны найти объяснение, почему Грэй так долго выбирал материю и выбрал именно этот оттенок. 
      Затем учащиеся могут обсудить помещенные в учебнике иллюстрации, для усиления эмоционального впечатления финальной части феерии можно послушать небольшой музыкальный фрагмент из сочинения Клода Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза».

Грей

Артур Грэй – главный герой повести  [link] .

Узнав от жителей села, что девушка слывет, чуть ли не полоумной, так как с детства мечтает о храбром рыцаре на корабле из алых парусов, он решил ее удивить. Для этого Грэй основательно подготовился, накупил достаточно алого шелка, пригласил музыкантов и подготовил своих матросов к предстоящей встрече. Он рассказал, что намерен жениться на девушке, так как это их судьба. Умение переходить от слов к делу, выдавало в Артуре человека смелого и надежного. Ассоль была счастлива, когда ее мечта исполнилась. Она нисколько не сомневалась, что все будет именно так. Так, Грэй, осчастливив девушку, нашел и сам счастье.

Ассоль

Детство Ассоль

Ассоль родилась в семье моряка Лонгрена. Мать девочки умерла, когда ей не было и года. Ассоль растил отец. Девочка во всем помогала ему, была послушной и доброй, быстро училась всему. Характеристика Ассоль из произведения «Алые паруса» невозможна без упоминания некоторых моментов ее жизни в Каперне.

В своем раннем детстве героиня страдала оттого, что другие дети по наставлению родителей опасались ее и не играли с ней, так как считали отца девочки убийцей. Вскоре, выплакав море слез и переборов обиды, девочка научилась играть сама, живя в своем загадочном мире фантазии и мечты. В своем собственном, совершенно отличающимся от реальности мире, Ассоль не утратила способность радоваться и любить. Ее любовь и доброта распространяются на природу и единственного, кроме отца понимающего ее человека в Каперне – угольщика Филиппа.

Девочка добра, она не помнит обид и злобы, которой ее поливают жители Каперны, она умна и трудолюбива, никогда не отчаивается, а еще умеет мечтать по-настоящему – такова характеристика Ассоль из «Алых парусов».

Встреча со сказочником

Ассоль часто помогала отцу, она относила игрушки в город на продажу и покупала необходимые продукты. Как-то идя через лес, девочка встретилась со старым собирателем легенд Эглем, что рассказал ей о том, как в Каперну приплывет корабль под алыми парусами и навсегда заберет ее отсюда.

«Однажды утром в морской дали сверкнет алый парус… Тогда ты увидишь храброго и красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки». Так говорил старый сказочник, и стала ждать Ассоль алые паруса, всем сердцем поверив предсказанию. Старый Лонгрен решил не лишать девочки такого подарка, подумав, что она вырастет и забудет сама об этой странной встрече лесу.

Мечта и Каперна

К сожалению, Ассоль живет в очень приземленном месте. Ей очень трудно здесь, потому что и она, и окружение осознают ее отчужденность и особенность.

«Но у вас не рассказывают сказок… не поют песен. А если рассказывают и поют, то это истории о хитрых мужиках и солдатах, грязные, как немытые ноги… четверостишья». – так о Каперне говорит Эгль.

Казалось бы, в таком месте невозможно выжить хрупкой мечте Ассоль, но девушка бережно проносит ее сквозь грязные насмешки, обиды. И ничего, что ее считают полоумной и зло называют «корабельная Ассоль», Грэю достаточно одного взгляда на нее, чтобы понять, что все рассказы – это гнусная выдумка.

Характеристика Ассоль и Грея совершенно отличается от характеристики жителей городка, оба они совсем с другого мира. В Каперне им не место.

Алые паруса

Маленькая Ассоль, будто безумно дорогую игрушку, хранит предсказание старого собирателя легенд. И хоть с нее смеются, и считают безумной, девочка не отчаивается.

Когда однажды Ассоль просыпается с кольцом Грея на пальчике, то понимает, что ее Алые паруса уже в пути.

Главная идея произведения в том, что нужно уметь мечтать, не забывать и не предавать свою мечту, и тогда она обязательно сбудется. Описание Ассоль из рассказа «Алые паруса» тому подтверждение.


Жители Каперны

Мрачные люди живут в этом селении, много злых, но есть и добрые (угольщик, Лонгрен). В городе не поют песен, не рассказывают сказок, не любят людей. 
"Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ночи, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом:"
 "Там в работе, как в драке". 
Лучше, чем Грин, о жителях Каперны сказать невозможно.
 
Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными.
 
Жители Каперны не способны их понять, а всё непонятное рождает недоверие, страх, презрение.

Хин Меннерс – сын погибшего хозяина трактира Меннерса. Ненавидит отца Ассоль и саму девушку, потому что Лонгрен не помог его отцу, когда его лодку относило в открытое море.


Рассказ «Алые паруса» впервые опубликован в 1923 году. Автор стремился показать в своём произведении возможность победы мечты над будничностью. Повесть Александра Грина «Алые паруса» рассказывает о девочке Ассоль, о её верности мечте и стремлении к ней. Главный конфликт повести «Алые паруса» – это противостояние мечты и реальности.

Если времени для прочтения полной версии мало, вы можете прочитать краткое содержание «Алые паруса» по главам и описание героев на нашем сайте.

Главные герои


Ассоль – бедная девушка, живущая с отцом. Однажды старый собиратель легенд Эгль сказал, что за ней приплывет принц под алыми парусами. Девушка всем сердцем поверила, и ждала своего принца.

Артур Грэй – единственный наследник знатного богатого рода, ищущий себя и свое место в мире. С пятнадцати лет он покидает родной дом и отправляется в плаванье.

Другие персонажи

Лонгрен – старый моряк, что живет со своей дочерью Ассоль. Его жена умерла, он сам растит дочь и зарабатывает на жизнь, создавая из дерева модели кораблей.

Эгль – собиратель сказок и легенд. Однажды в лесу он видит Ассоль с игрушечной яхтой на алых парусах, и говорит девочке, что такой же кораблю приплывет когда-то за ней.


6. Александр Грин,

Любящий жизнь и ищущий её смысл,

Путешествует, переживает, сочиняет

Он-«рыцарь светлой мечты»,

Романтик.

Мечтающий, мужественный,

Искал, любил, писал,

«последний сказочник ХХ века»,

Честный пират


Александр Грин,

Упорный, отважный,

Мечтал, странствовал, писал,

Создал романтический мир Гринландии,

«Беллетрист»

10