Литература 8 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5 -11 классов. (Авторы В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С, Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009). Учебник: Литература 8 класс. Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. – Литература в 2 ч. – М. Просвещение, 2009. Авторская программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
В учебном плане школы 105 часов. (35 учебных недель в году). Из них резерв – 3 часа, р/р -11, внеклассных чтений - 14, контрольных работ - 5. Резервные уроки планирую использовать для изучения следующих тем:
1-2. Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
3 Д. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
Цель: Создать условия для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма через развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной самореализации и социализации личности.
Задачи:
1) Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.
2) Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
3) Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
4) Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
5) Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
1. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (планируемые результаты)
Учащиеся должны знать:
- авторов изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы ( начальное представление); мораль, аллегория. Дума ( начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы ( начальное представлении); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы ( развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции ( начальное представление); герой – повествователь ( развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаружить связь между героем литературного произведения и эпохой;
-видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно – историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
2.Способы и формы оценки достижения этих результатов ( виды контроля).
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, конкурсы, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, конспектирование ( фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко – культурную темы, презентация проектов.
3. Оценка ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки сочинений.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 70 – 89 %;
«3» - 50 – 69 %;
«2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка «5» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка «2» ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.
Критерии оценивания
Параметры
Оценка
Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы;
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания коллективной работы над проектом
«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.
«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.
«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.
«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
4 .Формы занятий (теоретические и практические)
Теоретические: Лекционный урок, урок знакомства с художественным произведением, урок закрепления, урок контроля, урок – концерт. Практические: развитие речи, практикум, тестирование.
5. Приёмы и методы преподавания
Беседа, рассказ учителя, семинар, лекция, чтение, обучение чтению/
6. Виды деятельности учащихся
Устно: Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных учебных текстов, в том числе чтение наизусть. Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный; развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя; отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение,просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; подготовка сообщений, доклада, интервью на литературную тему, диалога. Свободное владение диалогической и монологической речью в объёме изучаемых произведений; использование различных видов словарей, каталог.
Письменно: Развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение – миниатюра, сочинение на литературную и свободную темы небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-9 классах. Создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев, сравнительная характеристика; создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного); создание оригинального произведения ( поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения; свободное владение письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 – 9 классах.
7. Методическая литература.
Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
8. Учебно-тематический план.
Практические занятия
Развитие речи
Другое
1.Введение.
1
1
2. Устное народное творчество.
2
2
3. Из древнерусской литературы.
2
2
4. Из русской литературы XVIII века.
3
2
1
5. Из русской литературы XIX века
42
38
4
6. Из литературы XX века.
41
34
7
7. Из зарубежной литературы.
11
11
8. Резервные уроки.
3
3
Всего:
105
93
12
9. Тематическое планирование учебного материала
Тема урока и тип урока
Кол-во часов
Основное содержание
Требования к уровню подготовки обучающихся
Виды контроля
Введение.
1
1
Русская литература и история.
1
Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество.
2
Знать основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений).
2
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
1
Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика.
3
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
1
Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
Из древнерусской литературы.
2
Знать основные теоретические понятия: житие как жанр литературы ( начальное представление); мораль, аллегория.
4
«Житие Александра Невского» (фрагменты)
1
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.
5
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.
1
Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Из русской литературы XVIII века.
2+1
6
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.
1
Слово о писателе. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.
Знать основные теоретические понятия: классицизм, историзм художественной литературы ( начальное представление); сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;
7
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
1
Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
8 р.р.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
1
Из русской литературы XIX века.
38+4
Знать основные теоретические понятия: поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы ( развитие представлений); видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
9
И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года.
1
Слово о баснописце. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
10
К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение.
1
Слово о поэте. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Понятие о думе.
11
А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).
1
Слово о поэте. История восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян, автора.
12
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.
1
История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе и реалистическом произведении.
13
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.
1
Жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.
14
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.
1
Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
15
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе.
1
16
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.
1
Народное восстание в авторской оценке.
17
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа.
1
18 р.р.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».
1
19
А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча».
1
Основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
20
А. С. Пушкин. «К***» и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества.
1
Особенности поэтической формы.
21
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.
1
Контрольная работа (стр. 79-81, методическое пособие).
22
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.
1
Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве.
23
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.
1
Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм в поэме.
24
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.
1
Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.
25 р.р.
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».
1
26
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.
1
Слово о писателе. Его отношение к истории. История создания комедии.
27
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.
1
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.
28
Приемы сатирического изображения чиновников.
1
29
Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.
1
Понятие о «миражной интриге».
30
Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии.
1
Особенности композиционной структуры комедии.
31 р.р.
Н.В. Гоголь. «Ревизор».
1
32
Н.В. Гоголь. «Шинель».
1
Образ «маленького человека» в литературе.
33
Потеря Башмачкиным лица.
1
Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
34
Мечта и реальность в повести «Шинель».
1
Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
35
М.Е. Салтыков-Щедрин.
1
Слово о писателе, редакторе, издателе.
36
«История одного города» (отрывок).
1
Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск.
37 р.р.
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».
1
38
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1
Контрольная работа (стр. 120-122, методическое пособие).
39
Н.С. Лесков.
1
Слово о писателе.
40
«Старый гений»: сюжет и герои.
1
41
Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
1
Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образ.
42
Л.Н. Толстой.
1
Слово о писателе.
43
Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
1
Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
44
Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала».
1
Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.
45
Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».
1
46
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.
1
47
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.
1
48
А.П. Чехов.
1
Слово о писателе.
49
Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
1
50
Психологизм рассказа.
1
Из литературы XX века.
34+7
Знать основные теоретические понятия: художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы ( развитие представлений); обнаружить связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
видеть конкретно – историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
51
И.А. Бунин.
1
Слово о писателе.
52
Проблема рассказа «Кавказ».
1
Мастерство И.А. Бунина прозаика.
53
А.И. Куприн.
1
Слово о писателе.
54
Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
1
Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.
55
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»
1
56 р.р.
Классное сочинение.
1
По рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.
57 р.р.
Классное сочинение.
1
58
А.А. Блок. Слово о поэте.
1
Историческая тема в его творчестве.
59
«Россия». Образ России и ее истории.
1
Обучение выразительному чтению.
60
С.А. Есенин.
1
Слово о поэте.
61
«Пугачев» - поэма на историческую тему.
1
Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
62 р.р.
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.
1
63 р.р.
Подготовка к домашнему сочинению.
1
64
И.С. Шмелев.
1
Слово о писателе.
65
«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
1
66
Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».
1
Сатирические изображения исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.
67
Тэффи «Жизнь и воротник».
1
68
М.М. Зощенко «История болезни».
1
69
М.А. Осоргин.
1
Слово о писателе.
70
Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
1
71
Контрольная работа.
1
Контрольная работа (стр.
149-150, методическое пособие).
72
Контрольная работа.
1
73
А.Т. Твардовский.
1
Слово о поэте.
74
Поэма «Василий Теркин».
1
Картины фронтовой жизни в поэме.
75
Поэма «Василий Теркин».
1
Тема честного служения родине. Восприятие поэмы современниками.0
76
Василий Теркин – защитник народной страны.
1
Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме.
77
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».
1
Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство автора в поэме.
78
А.П. Платонов.
1
Слово о писателе.
79
Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».
1
Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
80
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной Войне.
1
81
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной Войне.
1
82 р.р.
Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.
1
83
В.П. Астафьев.
1
Слово о писателе.
84
Рассказ «Фотография, на которой меня нет».
1
Автобиографичность рассказа..
85
Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
1
Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе
86 р.р.
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».
1
Произведение по выбору учащегося.
87 р.р.
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».
1
88
Русские поэты о Родине, родной природе.
1
89
Русские поэты о Родине, родной природе.
1
90
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
1
Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
91
Контрольная работа.
1
Контрольная работа (стр.
229-231, методическое пособие).
Из зарубежной литературы.
12
Знать основные теоретические понятия: конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;
92
У. Шекспир.
1
Слово о поэте.
93
«Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.
1
«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведении. Анализ эпизода из трагедии.
94
Сонеты У. Шекспира.
1
Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
95
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».
1
Слово о писателе.
96
Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
1
Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
97
Дж. Свифт.
1
Слово о писателе.
98
«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
1
99
В Скотт.
1
Слово о писателе.
100
«Айвенго» как исторический роман.
1
101
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
1
102
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
1
Итоги года и задание на лето.
103-105
Резервные уроки.
3