Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Директор МОБУ «СОШ №15»
________ О.М.Левченкова _____________ Т.П. Тюнина
протокол № 1 от 27.08.2016 г. 29.08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Уроки словесности»
7 класс
учитель Дубинина Татьяна Николаевна
г. Оренбург
2016 - 2017 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Уроки словесности» предназначена для изучения в 7 классе и составлена на основании следующих документов:
1) федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. №1089 (в ред. от 31.01.2012г. №69);
2) программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: элективные курсы / автор-сост. С.И.Львова. –М.: Мнемозина, 2009.
3) Положения о рабочей программе МОБУ «СОШ № 15».
Программа курса " Уроки словесности" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
изучение законов употребления языка;
овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
овладение умением творческого употребления родного языка.
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно – выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Нужно иметь в виду, что кажется учитель вправе выбрать из предоставленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия,а также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов. Это научит школьника чутко адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико – интонационные особенности, приемы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он настрой произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и обмениваться мнениями. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружество искусств – цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т.п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, опираясь на свои знания в области искусства.
Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-х классов необычайную красоту. Выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
2.Требования к освоению курса «Уроки словесности».
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и рефляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
6) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.
3.Содержание курса «Уроки словесности».
7 к л а с с (34 ч)
О родном языке (2 ч)
Русский язык среди других языков мира.
Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковые образные средства русского языка (25 ч)
Звукопись (8 ч )
Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукозаписи.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
Рифма (4 ч)
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма.
Виды рифм в зависимости от расположения ударения в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.
Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные).
Белые стихи. Рифмованная проза.
Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).
Словесное ударение (4 ч)
Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двухсложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация (9 ч)
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (Логическое ударение, пауза, мелодия, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.
Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и.т.п).
Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.
Пауза, ее смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.
Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.
Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами и т. д.),
Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.
Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.
Изобразительные возможности средств письма (7 ч)
Графика (2 ч)
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п.
Приемы усиления образности художественного текста, создание зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.
Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.
Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов - омографов в языковых каламбурах.
Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц),
Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография (2 ч)
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности, демонстрация особенностей темпа и ритма произношения фраз, источник игры слов, средство эзоповского языка.
Пунктуация (3 ч)
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуация высказывания. Стилистические возможности знаков (? !… и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.).
Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания как изобразительный прием в художественном тексте.
Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и основные виды деятельности.
О родном языке. Русский язык среди других языков мира.
1
2.
Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
1
Изучение звуковой речи как основной формы существования языка.
3.
Звуковые образные средства русского языка. Звукопись. Звуковая речь как основная форма существования языка.
1
Анализ звуковой организации художественного текста.
4.
Звуковая организация художественного текста.
1
Звуковая организация художественного текста.
5.
Звуковая организация художественного текста.
1
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукозаписи.
6.
Звукопись в художественной речи.
1
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукозаписи.
7.
Звукопись в художественной речи.
1
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукозаписи.
8.
Практическая работа. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.
1
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
9.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
1
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
10.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
1
Звуковая речь как основная форма существования языка.
11.
Рифма. Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм.
1
12.
Виды рифм в зависимости от расположения ударения в рифмующихся словах.
1
13.
Практическая работа. Виды рифм.
1
14
Белые стихи. Рифмованная проза.
Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф.
1
15.
Словесное ударение. Особенность словесного ударения в русском языке.
1
16.
Смысловая функция словесного ударения.
1
17.
Стихотворный размер.
1
18.
Практическая работа.
Стихотворный размер.
1
19.
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.
1
20.
Логическое ударение.
1
21.
Особенности расстановки логического ударения.
1
22.
Пауза, ее смыслоразличительная роль.
1
23.
Мелодика как особенность интонационного рисунка речи.
1
24.
Характеристика интонационного рисунка.
1
25.
Мелодика небольшого текста.
1
26.
Мелодика небольшого текста.
1
27.
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.
1
28.
Изобразительные возможности средств письма. Графика.
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме.
1
29.
Приемы усиления образности художественного текста
1
30.
Орфография. Орфография как система обязательных норм письменной речи.
1
31.
Орфография как система обязательных норм письменной речи.
1
32.
Пунктуация. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи.
1
33.
Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка).
1
34.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки.
1
35.
Итоговый урок.
1