Православная символика в дореволюционной поэзии С. Есенина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ЗАЯВКА на участие в Международном научном симпозиуме

«Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха»

 

Имя, отчество, фамилия Волосков Игорь Владимирович

Тема доклада Православная символика в дореволюционной поэзии С. Есенина

Краткие тезисы доклада (500-1000 знаков)

Научное звание GrandDoctor of Philosophy, кандидат филологических наук, доцент

Место работы (или учебы). НОУ ВПО Национальный гуманитарный институт социального управления

Адрес работы (или учебы)

Домашний адрес г. Москва, Симферопольский бульвар, д.29,к.1, кв. 306

e-mail igorvol72@mail.ru

Контактные телефоны 909 683 95 89

Факс



























Православная символика в дореволюционной поэзии С. Есенина (тезисы доклада).

Символический подход к анализу литературного процесса предполагает, что каждый поэт, с одной стороны вписывается в определенную литературную традицию как систему символов, а с другой стороны, порождает новую традицию. На формирование символики С. Есенина повлияло детство, проведенное в селе Константиново, усвоение народного православия, культуры.

Для народной традиции русского православия, отраженное в духовных стихах «Голубиной книги» [1] центральным является образ странника как искателя царствия Божьего, носителя высшей религиозной правды. Потому один из циклов дореволюционных стихов С. Есенина 1914 года посвящен «Миколе». При передаче образа Есенин проникается народным православным мировосприятием, в описании природы используется религиозная символика: «загораются как зори в синем небе купола», «и, как шелковые четки, веток бисерный извив». [2, с. 11] Микола-странник в изображении С.Есенина- божий посланник, посланный Богом защитить русский народ в бедах, дать утешение, помолиться с ним о победах и о процветании. Однако Микола выступает защитником не только простого народа, но и животных, птиц: «собирает странник тварей, кормит просом с подола» [2, с. 13].

Православной символикой пропитаны многие дореволюционные стихи Есенина. Описания природы часто сопровождается православными ассоциациями: «в роще чудились запахи ладана» («Русь», 1914), «холмы поют про рай» («Октоих», 1917), «Русь моя златая! Осенний светлый храм» («Иорданская голубица, 1918).

В дореволюционных стихотворениях Есенина, помимо присутствия православной символики в описаниях природы, постоянно присутствуют образы Иисуса Христа, Девы Марии. В стихотворении «Товарищ» (1917) Христос выступает не только как заступник простого народа, но сходит на Землю, чтобы быть вместе со своим народом. В «Октоихе» дева Мария растворяется в природе, благословляет крестьянский труд: «О дево Мария!- Поют небеса.- На нивы златые пролей волоса». [2,c.36]

Таким образом, анализ дореволюционных циклов стихов С. Есенина свидетельствует о глубоком усвоении народного православия и символики, традиции духовных стихов, былин. В стихотворениях часто возникают образы Иисуса Христа, девы Марии, русских святых, которые защищает простой крестьянский народ, помогают их в бедах и страданиях, благославляют крестьянский труд.

Литература:

  1. Волосков, И.В. Ценностное основания русского народного православия// Плод духовный. - Сергиев Посад, 2013. -С. 12-19

  2. Есенин, С.А. Собрание сочинений: в шести томах. -Т.2.-М.: Художественная литература, 1977