Дуньшакова Т. Н.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории гимназии №3
«Истинные поэты всех народов, всех веков
были глубокими мыслителями, были философами».
Веневитинов Д.В.
Анализируя развитие русской литературы XIX – XX вв. трудно недооценить влияние исторических реалий и философии на этот процесс.
Обращение к этому вопросу было помещено в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Управление инновационным развитием образовательного учреждения» 16 – 17 марта 2006 года.
Здесь хотелось бы представить несколько практических фрагментов этой работы на уроках по творчеству Тургенева И.С., Достоевского Ф.М. Толстого Л.Н., Булгакова М.А..
Хочется отметить факт увлечения названных авторов философией Шеллинга, Канта, Фихте, Гегеля, Шопенгауэра, а также интерес к трудам Бюхнера, Фохта, Молешотта.
Известно, что Тургенев И.С., испытывая интерес к философским вопросам, в 1838 году отправился в Берлинский университет, желая получить специальное образование в стране Шеллинга и Гегеля. Немецкие философы дали начинающему тогда писателю то целостное воззрение на жизнь природы и общества, в котором он ощущал необходимость. Они вселили веру в разумную целесообразность истории, устремлений к конечному торжеству правды, добра, красоты.
Немецкая идеалистическая философия окрыляла человека первой трети XIX века, помогала видеть в истории скрытый смысл и воспринимать ее ход как закономерное развитие от состояния, в котором нет свободы, а сознание людей помрачено злом, к состоянию гармонии. Это философия Гегеля.
Тургенев был деятельным участником кружка Станкевича, который явился одним из прототипов Рудина.
Однако чуткий к историческим движениям своего времени Тургенев чутко улавливал перемены в сознании современного ему общества. И другой герой его Базаров был соткан из иных философских сплетений.
Писарев Д.И. утверждал, что материализм – единственная философия, которая привьется к российскому народу данного исторического времени и поможет уничтожить всякое умственное и нравственное рабство, оправдываемое философией Гегеля, и призывает к слиянию материалистической философии с естественными науками. Писарев – один из прототипов Базарова. Вот здесь уже по тексту «Отцов и детей» прежде были «гегелисты», а теперь нигилисты. Идеализм как философия сменяется вульгарным материализмом. Базаров советует Аркадию дать отцу почитать Бюхнера, а немцев называет «дельными людьми». Кто эти немцы?
Бюхнер – немецкий врач, естествоиспытатель, представитель вульгарного материализма, понимал сознание как зеркальное отражение действительности. Крайне механистично понимал явления природы. Отсюда базаровское «природа не храм, а мастерская», человек в ней работник.
Молешотт (1822 – 1893 гг.) – немецкий физиолог, философ. В мышлении видел лишь физиологический механизм.
Фохт (1817 – 1895 гг.) – немецкий философ, естествоиспытатель, утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь.
Вот идеи, которые носились в воздухе. Кстати Медико-хирургическая академия, где учился Базаров, была в те времена «рассадником» именно таких радикальных идей демократизма.
Однако философские идеи Канта, базирующиеся на понимании человека как высшей ценности, обладающей системой нравственных норм, не могли рассеяться как дым. Кто определяет систему нравственных ценностей? Сам человек и определяет, соотнося с общественным и генетическим опытом положительного и отрицательного познания.
Кант сказал, что две вещи наполняют душу: звездное небо над головой и моральный закон в самом человеке.
На чем базируется моральный закон Базарова? По Канту! Долг по отношению к другим – делать добро. Долг по отношению к себе – прожить жизнь достойно. Трудно не увидеть в синтезе обозначенных философских концепций образ главного героя «Отцов и детей».
Вот схема:
1. Познающий субъект концентрирует в себе познавательные способности и источник его знаний
Базаров обладает познавательными способностями, а источниками его знаний являются жизнь, собственная наблюдательность, университет, философия.
2. Совокупность таких знаний и способностей помогают ему упорядочивать окружающий мир. Субъект чувственным образом воспринимает воздействие на него «вещи в себе», порождающей многообразие ощущений, определяющих его миропонимание. Далее в дело вступает рассудок, облекающий знание в форму понятий.
Установлено, что нравственные задатки «плетутся» позади прогресса, когда-нибудь, при появлении мудрого пастыря могут его перегнать, об этом позже скажет Ницше в рассуждениях о слабых и сильных. Слабые – добродетельные в конце концов победят сильных – недобродетельных. И ведь не только сказки подтверждают эту мысль, но и история. Однако субъективные заблуждения в своем поспешном беге сами создают себе препятствия. И в этом можно увидеть еще один штрих структуры Базарова.
Кант, автор «Конца всего сущего», утверждал, что предающийся раздумью человек может оказаться неспособным понимать себя выработать свое понимание о высшем благе.
Это происходит и с Базаровым. Почему же он отрицает Гегеля, природу, любовь, поэзию? Он видит в них лишь идеалистическое начало, поэтому отвергает его, следуя утверждению Фихте о том, что идеализм утверждает пассивную позицию, а критицизм, напротив, присущ активным, творческим, деятельным натурам. Историческое время заставило Базарова думать так и стать таким. Ведь и на Пушкина ополчились только потому, что обвинили в отрыве от действительности, а значит, и от борьбы. Определенно выразил это Писарев, утверждая, что в их время не красоте нужно обучать, а ненависти ко всякого рода злу, насилию, рутине, лихоимству. Вот Базаров!
В беседах с учащимися о Толстом нельзя не обратить внимания на такие философские проблемы, как вопросы фатализма, вопросы вечного мира, проблемы единения людей через сознательное постижение добра и зла. Руссо, Декарт, Вейс составляли круг его чтения в период учебы в Казанском университете. В одном из утверждений французской декларации прав и свобод гражданина 1789 провозглашается делать то, что не наносит вред другому. Эту же мысль выражает Болконский в разговоре с Пьером в Богучарове.
Широкий круг исторического и философского материала необходимо использовать на уроках по творчеству Достоевского Ф.М.
Например, вопрос о революции и эволюции, где авторская позиция выражена устами Разумихина. Увлечение юности писателя – Шеллинг, позже Кант и Гегель.
Философские взгляды Гегеля и Канта можно увидеть в структуре романа «Преступление и наказание», в структуре его образов, а такой анализ поможет понять и объяснить много.
Вот фрагмент:
1) На наши представления влияет нечто вне нас «вещь в себе», превращающаяся в мысленный символ (Раскольников + действительность → идея).
2) Под влиянием толчка, сообщаемого «вещью в себе», чувственная способность человека создает хаос восприятий.
3) Рассудок, действующий присущими субъекту субъективными логическими категориями, превращает этот чувственный предмет в понятие.
4) Рассудок начинает диктовать законы самой природе. Однако природа всегда оказывается сильнее. (Сам себя не рассчитал).
5) попытки разума выйти за пределы природы приводят к неразрешимым противоречиям и заблуждениям, иллюзиям.
Каков же выход? В Боге. Кант примерил познание с религией: «Я должен был ограничить знание, дать место вере». На это он указал в предисловии к критике «Чистого разума». В своем этическом учении он указал на необходимость для поддержания нравственности признать существование Бога и бессмертие души.
Именно к этому и приходит Раскольников. Базарова же заставляет измениться любовь, которую Тургенев все-таки подарил своему герою.
В дневниках братья Конкуры приводят разговор Тургенева с Эмилем Золя, где писатель утверждал, что любовь это и есть самое сильное чувство, которое может все, даже изменить человека.
Все действующие лица романа Достоевского «Преступление и наказание» глубоко историчны. В этом смысле образ следователя Порфирия чрезвычайно интересен. Он один из тех, о ком Лермонтов рассказал в «Думе». Бремя познания и сомнений привело целое поколение к неспособности действовать. В Раскольникове он увидел человека, способного к действию. Себя в разговоре с ним при третьей встрече он называет человеком «окоченелым», Раскольникова же, человеку способному к действию, хочет помочь, указывает на страшную ошибку, за которую герой должен заплатить признанием и раскаянием, а уже после совершить подвиг во имя человечества, ибо увидел в нем того, кто даже распятым на кресте не откажется от себя.
Если же говорить об авторе «Мастера и Маргариты», то Булгаков М.А. испытал на себе сильное влияние философии Канта. Вслед за Толстым писатель использует символ неба в качестве контрапункта категорического морального императива. Труд Канта «Конец всего сущего» лег в основу трактовки вопроса о времени и вечности.