Классный час «Мир Фэнтези. Юрий Никитин».
Подготовила: учитель русского языка и литературы Трифонова И.Е.
Цель мероприятия заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию художественного вкуса через жанровый и структурный анализ произведений литературы 21 века стиля фэнтези. Во-вторых, заинтересовать учащихся современной формой и содержанием литературного произведения. В-третьих, познакомить учащихся с материалами, не входящими в школьную программу.
Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
• знакомит учащихся с одним из популярных жанров литературы, биографией писателя и его произведениями;
• развивает критическое мышление применительно к реалиям нашей жизни;
• воспитывает культуру речи и чтения;
• помогает освоить навыки литературного анализа и практические умения;
• несет культурно-нравственную направленность.
Оборудование: Доска, книжная выставка, тексты произведений, карточки, портреты писателя, тетради, ручки.
Эпиграф: «Но что страннее, что непонятнее всего, это то, как авторы могут брать подобные сюжеты, признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно… нет, нет совсем не понимаю.» Н.В. Гоголь.
Ход классного часа:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. Оно часто используется как обозначение массовой литературы и киноиндустрии конца ХХ – начала ХХI века. В отечественном литературоведении этот феномен современной культуры находится на стадии осмысления.
Жанр фэнтези в настоящее время вызывает множество споров, которые касаются истории жанра, жанрово-видовой и функциональной природы, жанровых модификаций (классификация), поэтики и др. Такая ситуация объясняется сравнительной молодостью жанра: литература фэнтези существует чуть более 100 лет, термин появился в 70-е годы ХХ в. за рубежом, в 80-е – в России.
Ученики зачитывают определения жанра фэнтези (карточки). После прочтения карточки вывешиваются на доску.
Анализ определений.
Все данные определения носят скорее описательный характер и дают слишком широкую характеристику. Складывается впечатление, что в широком смысле фэнтези – любое произведение, в котором присутствует элемент необъяснимого, мистического, не поддающегося рациональному истолкованию. В таком понимании к фэнтези можно причислить почти всю фантастическую литературу. Исключение составит разве что научная фантастика с её канонической строгостью и научной определённостью. А вот произведения романтиков XIX века, символистов, постмодернистов, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери вполне отвечают приведённым требованиям. Некоторые исследователи относят к жанру фэнтези даже некоторые произведения античности: «Одним из первых авторов, творивших в жанре фэнтези, был древнегреческий сатирик Лукиан Самосатский, 2 век н.э.». В этом случае смешиваются понятия «фантастика как вид литературы», «фантастика как жанр», «фантастика как приём».
Вопросы:
Какое определение вам кажется более точным?
Как бы вы своими словами определили жанр фэнтези?
3. Юрий Никитин. (На доске фото Никитина).
Один из самых противоречивых отечественных фантастов, мнения о творчестве которого расходятся в диапазоне от "божественно" до "невозможно читать". Юрий Никитин необдуманно резок в суждениях, поэтому литературная общественность предпочитает замалчивать его произведения, что, впрочем, не влияет на реализацию его книг и посещаемость его сетевого сайта. Cтал первопроходцем жанра славянской фэнтези, в котором продолжает плодотворно работать по сей день. Также Юрий Никитин одним из первых начал работать в жанре "гневно-патриотического боевика" (одним из представителей этого направления стал А. Бушков), в котором мир четко поделен на "черное" и "белое", на "наших" и "не наших" (серия "Ярость").
4. Биография.
Родился в Харькове. По окончании школы уехал на Крайний Север, где работал на лесосплаве. В составе изыскательских партий побывал на Дальнем Востоке и в Приморье. Вернувшись на Украину, работал литейщиком на заводе. Участвовал в создании и работе клубов любителей фантастики. Тогда же начал писать и публиковать фантастические рассказы, дебютировав публикацией в 1965 году фантастических юморесок. После переезда в Москву был одним из участников "молодогвардейской" группы писателей-фантастов, позже преобразованной в так называемую "Школу Ефремова". Юрий Никитин стал известен благодаря серии фэнтезийно-юмористических романов "Трое из леса". (Выставка)
5. Обратимся к композиции произведений Ю. Никитина.
Модель мира в его произведениях всегда замкнута и полностью исчерпаема. Это исчерпывающее описание фантастического мира, полное и непротиворечивое. Этот мир самодостаточен, отделён от мира первичного.
Исследователь М.Ю. Кузьмина выделяет следующие пространственно-временные характеристики мира, благодаря которым осуществляется авторская установка на реальность:
Время романов дихотомично, способно удваиваться. Представлены как минимум два времени: мифическое и эмпирическое. Мифическое прошлое – начальное сакральное время: это мир первозданный, «первичный», далёкие благословенные времена, когда человек был един с богами, животными и деревьями (утраченный рай), это время, как правило, замкнутое. Эмпирическое время – настоящее время действия, в отличие от мифического, текуче, линейно, событийно. Эмпирическое время всегда отдалено от современности, чаще всего это условное мистифицированное историческое время, это эпическое время героев, ведущих борьбу с тёмными силами (в мифологическом представлении мир – постоянное поле битвы, непрекращающейся борьбы между светлыми и тёмными силами, жизнью и смертью, добром и злом).
Пространственная организация также ориентирована на миф. Мир романов является целостным и замкнутым, имеет чёткие границы. В нём совмещаются вертикальная модель пространства (верх-низ, средний мир) и горизонтальная модель (четыре стороны света, центр – периферия). Автор старается придать своему миру черты реального: создаёт обширную географию пространства, с природными ландшафтами местности, с обособленными друг от друга населёнными пунктами, которые имеют причудливые. Детально проработанная пространственная модель существует в единстве пространственно-временных представлений автора.
6. Завершающее слово учителя:
Все помнят изречение: "Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними". Пытаюсь соотнести эту фразу с литературным творчеством. XXI век на дворе, и литература, чтобы быть успешной, должна искать новые формы. Каковы они? Если бы однозначный ответ существовал, от успешных писателей отбою бы не было. Но всем понятно, что писать языком Толстого или Достоевского, даже - Шолохова и Астафьева, сегодня "не пройдет".
Нужно что-то новое. На нынешнем этапе развития отечественного литературоведения о жанре фэнтези трудно что-либо сказать определённо. Он вызывает больше вопросов, чем ответов, как и всякое «молодое» явление.
Большую путаницу вызывает отсутствие общепринятой терминологии, определения жанра и его классификации. Ведутся споры по поводу того, кто был первооткрывателем жанра, где лежат его истоки. Фэнтези унаследовала многое и от мифов, и от волшебной сказки; однако не решено, стоит ли считать её одним из направлений фантастики или выделить как независимый жанр.
Мир фэнтези может быть связан с миром людей, Землёй, или же существовать отдельно.
7. Организационный момент.