Урок по русскому языку «Предложения с обращениями, их роль в речи» (8 класс).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: «Предложения с обращениями, их роль в речи».

Тип урока – комбинированный.


I. Обучающие:
  1. углубить понятие об обращении, полученное в 5 классе;

  2. совершенствовать навыки нахождения в предложении обращений и выделения их знаками препинания на письме;

  3. учить определять смысловую и стилистическую роль обращения;

  4. совершенствовать навыки выразительного чтения и умение интонационно выделять обращения.

II. Развивающие:

  1. способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, а именно: учить выделять главное, обобщать и систематизировать изучаемый материал, разрешать проблемные ситуации;

  2. развивать речь учащихся, т.е. учить использовать обращения в речи с целью повышения её выразительности

III. Воспитывающие:

  1. формировать устойчивый интерес к слову на примере стихотворных текстов и текстов разных стилей как к средству, способному влиять на эстетический вкус человека;

  2. формировать сознательное отношение к предмету через понимание необходимости изучения языка и темы «Обращение».

Задачи урока:

  1. находить обращения в предложении;

  2. отличать обращение от сущ. в им. п. в роли подлежащего;

  3. видеть и выделять главное;

  4. обобщать полученные знания;

  5. соблюдать правильную интонацию при обращении;

  6. использовать обращения в речи с учётом содержания и стиля высказывания;

  7. конструировать предложения с обращениями.



Оборудование урока:


  1. Учебник под редакцией Л. А. Тростенцовой «Русский язык». М., 2014.

  2. Наглядная таблица «Знаки препинания при обращениях. Строение обращений. Употребление обращений».

  3. Карточки с заданиями по теме «Обращение».

  4. Пластинка с записью стихотворения С.Есенина «Я по первому снегу бреду».

  5. Портрет С.Есенина.

  6. Томик стихотворений С.Есенина.



Содержание урока.

Этапы урока. Хронология.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Предполагаемый результат.

I. Этап ориентации и мотивации учащихся к учебной деятельности.

1. Оргмомент. 0.5 мин.



2. Сообщение целей и задач урока. 1 мин.

















3. Подготовка к восприятию материала. 2 мин.




































II. Этап повторения ранее пройденного материала по теме «Обращение». 5 мин.

































































III. Этап изучения нового материала.

8 мин.
















































































































IV. Этап первичного закрепления.

1,5 мин.












- Подведение итогов на данном этапе.

0,5 мин.




















V. Закрепление изучаемого материала.

10 мин.










































































- Создание проблемной ситуации. 4 мин.

(Чтение стих-я - 1 мин., работа в парах - 0,5 - 1 мин., обсуждение - 2 мин.)





















































VI. Этап самостоятельной работы.

8 мин.














































VII. Этап объяснения и записи домашнего задания.

1 мин.









VIII. Подведение итогов урока.

3 мин.



















Учитель приветствует учеников, осматривает класс, организует внимание.



Мы продолжаем ряд уроков, посвящённых изучению синтаксических конструкций, которые не являются членами предложения. Это обращения, вводные слова и предложения, междометия. На предыдущих уроках мы познакомились с вводными конструкциями. Тема сегодняшнего урока – «Предложения с обращениями, их роль в речи». На уроке мы должны углубить знания об обращении, полученные ещё в 5 классе, совершенствовать навык находить обращения, правильно ставить знаки препинания при обращении и видеть роль обращений в речи.

Откройте, пожалуйста, тетради и оформите начало нашей работы.




За окном весна – замечательная пора пробуждения и обновления природы. Многих поэтов это время вдохновляло на создание стихотворений. Сергей Есенин, поэт начала 20 века, с творчеством которого вам предстоит ещё познакомиться, также не исключение. Тема природы и родного края – сквозная в его творчестве. Его стихи о природе необыкновенно красивы и проникновенны. Давайте начнём изучение нашей темы с чтения одного из его стихотворений «Сыплет черёмуха снегом…», написанного в 1910 году.

(На доске написано стихотворение. Также оно лежит распечатанным на каждой парте. Специально подготовленный ученик выразительно читает его). Учитель оценивает чтение.

Далее следуют вопросы на восприятие стихотворения, словарная работа по нему:

  • Какие чувства пытался передать ученик при чтении стихотворения? Совпадают ли они с чувствами автора? Какие слова в наибольшей степени передают эти чувства?


  • Какое отношение к изображаемому имеют слова «одурманен» и «зыбистый»? Каково их значение?







  • Какой период весенней поры представлен в стихотворении? Почему вы так решили?


Учитель комментирует ответы и предлагает обратить внимание на предложения, где повторяется слово «черёмуха». Затем просит записать эти предложения, расставить в них пропущенные знаки препинания, определить синтаксическую роль существительного «черёмуха» в обоих предложениях.




Учитель предлагает ученикам проверить правильность выполнения задания и сделать соответствующие выводы.











Учитель оценивает ответ и предлагает ученикам вспомнить, опираясь на отрывок из стихотворения Есенина и на опорные сведения в учебнике (с. 93), что им известно об обращении ещё из курса 5 класса. Возможны наводящие вопросы:

  • Есть ли в стихотворении ещё обращения?

  • Какой частью речи они выражены? Может ли обращение быть выражено местоимением?

  • Какое место в предложении могут занимать обращения?

  • Как они выделяются на письме?

  • Какую роль играют в тексте обращения, выраженные одушевлёнными существительными, какую - неодушевлёнными? В текстах каких стилей они используются?










Далее учитель задаёт проблемный вопрос:

- Обратите внимание на первую и последнюю строчку стихотворения: «Сыплет черёмуха снегом…» и «Сыпь ты, черёмуха, снегом…». Как вы думаете, почему автор в последней строфе использует обращение, а не заканчивает стихотворение такой же синтаксической конструкцией, какой начинает?







Учитель оценивает ответы и говорит, что на уроке ещё будут звучать стихи С.Есенина, в которых также встретятся обращения.

- Итак, обращение – это слова или группа слов, которые указывают на того, к кому обращаются с речью. Перейдём к изучению нового для вас материала, который углубит ваши представления об обращении.

- Так как с темой «Обращение» вы знакомы с 5 класса и она не сложна для восприятия, вам было предложено ознакомиться с §200 учебника и выделить три основных положения, которые в нём представлены и по которым мы будем работать на уроке. Давайте посмотрим, на что вы обратили внимание. Откройте, пожалуйста, учебники и назовите вопросы, которые раскрываются в §200.

После проверки учитель открывает ту часть доски, на которой записаны ключевые вопросы урока:

- Действительно, именно данные вопросы в центре нашего внимания сегодня на уроке. На них мы и должны будем ответить в конечном итоге:

  • В чём особенности постановки знаков препинания при обращениях?

  • Каково строение обращений?

  • В чём особенности употребления обращений в речи?

- Также нескольким ученикам было предложено выполнить следующие опережающие задания по группам: 1 группа на основе § отбирала материал, содержащий правила постановки знаков препинания, и составляла схему «Знаки препинания при обращениях». 2 группа отбирала материал о строении обращений, составляла для себя опорную схему. 3 группа отбирала материал об употреблении обращений, составляла опорную схему. В ходе подготовки ребята из 2 и 3 группы для сравнения и более полного сообщения пользовались другими учебными пособиями (например, энциклопедией «Русский язык» и справочником по русскому языку под ред. Розенталя Д.Э.). Давайте посмотрим, что у них получилось. Внимательно слушайте выступления товарищей и следите по таблице за изложением нового материала, записывая в тетради план рассказа, схемы и примеры, связанные с новым материалом.

На доску учитель вывешивает плакат, который должен помочь учащимся обобщить и систематизировать полученные в ходе выступлений учеников разных групп сведения:

Знаки препинания при обращении.

1) О, … . 2) …, О, … . 3) …, О.

4) О! … . 5) О Русь, … .

6) О(=Ах), мама, … .


Строение обращений.

Нераспространённые Распространённые

Однородные (О и О, … .)


Употребление обращений.

I. В разговорной речи:

Ваня, подойди ко мне!

II. В книжной речи:

1) Уважаемый Иван Иванович, … .

2) Милая мама, … .

3) Май мой синий!…

.

















































После этого учитель, используя опорные схемы, организовывает фронтальную беседу по следующим вопросам:

  1. Какие обращения характерны для книжной и разговорной речи? Приведите примеры.

  2. Какую роль они выполняют?

  3. Какое строение имеют обращения?

  4. В чём особенности постановки знаков препинания при обращениях с частицей О и междометием?

  5. Какие виды обращений нам встретились в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом…»?

Учитель на данном этапе предлагает обобщить всё вышесказанное сильному ученику, который не участвовал в представлении нового материала.



















Учитель оценивает ответ ученика и переходит к следующему этапу урока:

- Итак, углубив знания об обращении, обратимся к практической работе. Наша задача - уметь находить в предложениях разные по строению обращения, определять их роль, правильно расставлять знаки препинания.

Перед вами карточка с предложениями, в которых знаки препинания не расставлены. Ваша задача – прочитать предложения, соблюдая нужную интонацию, расставить знаки препинания, объяснить их, определить строение обращений и их роль. Также суметь отличить сущ. в роли подлежащего и в роли обращения. Работаем с предложениями под цифрами I, II. (В случае нехватки времени предложения под цифрой I можно разобрать карандашом на листочках. 1-2 предложения из пункта II разбираются устно).

Образец задания прилагается.









Далее учитель беседует с учениками по вопросам с целью нацелить их внимание на то, где и как используется обращение:

- Обращения какой группы разнообразнее по строению и значению? Почему?

- В какой речевой ситуации уместно использование обращений из I и II пункта?

- Можно ли по обращению судить о том, к кому обращается автор? О самом авторе?

- Какова же роль обращений?

- С какой интонацией произносятся обращения?


























Далее, оценив ответы учащихся, учитель говорит:

- Не случайно примеры, с которыми мы работали, были взяты из стихотворений Есенина. В произведениях этого поэта встречается очень много обращений, они разнообразны по строению и поражают своей красотой и поэтичностью. Можно даже провести исследовательскую работу по наблюдению над тем, как поэт использует обращения в речи. Что мы сейчас и попробуем сделать. Перед вами стихотворение С.Есенина «Я по первому снегу…». Послушаем его запись на пластинке в исполнении чтеца. Ваша задача – найти обращения в тексте и выделить их знаками, которые соответствуют интонации чтеца и общей тональности стихотворения. Свой выбор вам нужно будет обосновать. Для этого после прослушивания вы в течение минуты в парах обсудите данный вопрос. Итак, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи и слушайте.

Учитель включает запись стихотворения Есенина.


Далее учитель предлагает нескольким ученикам познакомить класс со своими выводами.












Далее учитель просит ответить на вопрос, какова же роль обращений в данном стихотворении. Для этого предлагает устно переделать предложения с обращениями так, чтобы обращение выступило в роли подлежащего.





Далее подводятся итоги на этом этапе работы:

- Действительно, роль обращений велика. Обращение, выраженное неодушевлёнными существительными, является изобразительно-выразительным средством, особенно в поэтическом тексте. Не случайно примеры, с которыми мы работали, были взяты из стихотворений Есенина. Стихотворение, которое звучало в начале урока, и отрывки из разных произведений поэта показывают, насколько трепетно, с любовью относился Есенин к родине и родной природе. Эту любовь во многом ему удалось выразить с помощью обращений.

Нам, читателям, очень важно «слышать» и понимать поэтические обращения. А в своей устной и письменной речи – правильно употреблять обращения, согласно той речевой ситуации, которая уместна в данном случае, и не забывать о знаках препинания.

Я вам предлагаю выполнить следующее задание по группам (кто к какой относится группе - ученикам заранее известно, так как на уроках постоянно предлагаются дифференцированные задания): 1-ая группа работает с упр. № 349, в нём вы должны из данных предложений выписать только предложения с обращениями, объяснить их роль, расставить знаки препинания; ученики 2-ой группы составляют свои примеры с разными по строению обращениями, которые выполняют оценочную роль, являются изобразительно-выразительным средством или просто называют того, к кому обращаются; а ученики 3-й группы составляют небольшой текст с поэтическими обращениями на тему «Весна», выражая ими своё отношение к изображаемому.

Через некоторое время учитель предлагает проверить задание у 2-ой и 3-ей групп.


















Учитель оценивает ответы учеников, выставляет отметки.

- Урок подходит к концу. Вы хорошо и продуктивно сегодня поработали. Вы, наверное, уже заметили, что на карточках есть ещё задание под цифрой III. Кто-то уже заметил, что это отрывки из писем. Отрывки из писем С.Есенина. На следующем уроке мы обратимся к эпистолярному жанру – жанру писем и те знания, которые мы получили сегодня, также проверим, работая с письмами. На следующем уроке мы систематизируем полученные знания об обращении и будем работать над совершенствованием навыков по использованию обращений в речи. В целях подготовки к следующему уроку запишите, пожалуйста, домашнее задание по выбору: 1 - № 344 (находит обращения, расставляет знаки препинания, уточняют роль обращений); 2-е задание творческого характера: предлагаю продолжить наблюдения над особенностью использования Есениным обращений в речи. Для этого вам предстоит найти примеры из стихотворений поэта, выписать самые яркие и интересные, объяснить знаки препинания и прокомментировать в них роль обращений.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили уже известный материал об обращении и углубили знания об этой синтаксической конструкции. Давайте обратимся к ключевым вопросам урока, которые записаны и выделены на доске. В чём особенности употребления знаков препинания при обращениях, каково их строение и в чём особенности употреблений обращений в речи?









Учитель собирает выборочно тетради на проверку, выставляет в дневники отметки, благодарит учеников за урок и прощается с ними.





Ученики приветствуют учителя, настраиваются на учебный процесс.


Ученики слушают и принимают учебную задачу.












Ученики записывают в тетради число, слова «Классная работа» и тему: «Предложения с обращениями, их роль в речи».


Ученики слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу.











Ученики слушают стихотворение.




Ученики вникают в смысл стихотворения, отвечают на вопросы учителя.



















Ученики записывают указанные предложения, расставляют знаки препинания, объясняют их графически. Один из учеников выполняет задание у доски, на её обратной стороне. По окончании работы учащиеся сравнивают свои записи с записями на доске. Идёт взаимопроверка. Происходит активизация внимания.

Ученик, работающий у доски, объясняет пропущенные знаки препинания, повторяет правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом, и делает необходимые выводы, связанные с синтаксической ролью слова «черёмуха». Ученики слушают, поправляют и дополняют ответ.


Ученики открывают учебники на с. 93, анализируют опорные сведения, отвечают на вопросы, вовлекаются в мыслительную деятельность, тренируют память, повторяя и систематизируя все сведения, полученные ранее по данной теме.





















Ученики слушают вопрос, вовлекаются в проблемную ситуацию, учатся решать проблемные вопросы.














Ученики готовятся к восприятию нового материала.




Ученики открывают учебники (теорию, с. 201) и 2-3 ученика делятся своими наблюдениями.





































Ученики знакомятся с новым материалом, записывают план выступления товарищей, примеры. Происходит активизация внимания учеников, они вовлекаются в мыслительную деятельность, учатся обобщать полученные знания, пользоваться схемами и таблицами.

Один ученик из 1 группы рассказывает обо всех случаях постановки знаков препинания при обращениях, при этом делая акцент на новые сведения и приводя примеры.

Затем выступают по очереди ученики 2 и 3 групп, учитель комментирует каждое выступление, остальные ученики слушают. Выступления учеников сопровождаются наглядными материалами (схемы и таблицы) и примерами.
















































Ученики, которые не участвовали в представлении нового материала, отвечают на вопросы, поправляя и дополняя друг друга.











Ученики сопоставляют свои выводы с выводами ученика.





















Ученики сначала читают предложения, совершенствуя навыки выразительного чтения, затем записывают их и делают вывод о знаках препинания. Происходит совершенствование навыков постановки знаков препинания при обращениях. Затем они анализируют строение обращений и их роль.

В 1 и 2 предложениях в пункте II сущ. «дорога» выполняет разную синтаксическую роль. В ходе сравнения этих предложений у учеников активизируется внимание. Попутно повторяются знаки препинания при однородных членах, при обособленных членах предложения, в сложных предложениях.

Особо разбирается 7 предложение из пункта II, где при обращении стоит приложение, внутри которого есть причастный оборот. (Данное предложение комментирует и разбирает сильный ученик).


Ученики отвечают на вопросы учителя, разбираются в строении и значении обращений, следят за интонацией. Учатся сравнивать и анализировать предложения с обращениями.

Также они сопоставляют и сравнивают данные отрывки, что помогает активизировать их мыслительную деятельность.



































Ученики слушают запись, пытаются «услышать» обращения, следят за интонацией. Используется аудиовизуальный метод. Попутно учащиеся отдыхают от предыдущих письменных активных видов работ.

После прослушивания ученики работают парно, обмениваются впечатлениями, находят обращения, которые в нём звучали, ставят карандашом необходимые знаки препинания, обосновывая свой выбор.




Ученики делятся своими наблюдениями, вовлекаются в мыслительный процесс и учатся решать проблемные вопросы.











Ученики решают поставленную задачу, выполняя элементы исследовательской работы.




























Ученики переходят к следующему виду работы, у них активизируется внимание. В ходе самостоятельной работы они применяют на практике полученные знания, учатся работать самостоятельно.

Ученики вникают в задание, затем приступают к работе. Ученики 1 группы работают под руководством учителя, остальные – самостоятельно.

Ученики 1 группы из упр. выписывают предложения с обращениями, объясняя знаки препинания. Один ученик работает у доски, на её обратной стороне. Затем происходит взаимопроверка.

Ученики 2 группы сами составляют предложения и учатся уместно использовать в них обращения, попутно следя за постановкой знаков препинания.

Ученики 3 группы также пытаются выполнить работу творческого характера, наблюдая над одной из особенностей обращения – в художественном тексте быть средством выразительности и изобразительности, попутно закрепляя навык постановки знаков препинания при обращении.

Затем ученик из 3-ой группы зачитывает получившийся текст, называет обращение, указывает его роль.














Ученики записывают домашнее задание, слушая объяснения учителя, уточняют его.










Ученики делают выводы по уроку.

Ученики из 2 группы приводят свои примеры, записанные в тетради в ходе выполнения дифференцированного задания, которые предварительно проверил учитель












Ученики прощаются с учителем.





Учащиеся готовы приступить к учебной деятельности. Происходит быстрое включение всех учеников в деловой ритм.

Происходит формирование познавательных мотивов учащихся на данном уроке.











В тетради у каждого появляется следующая запись: «Число. Классная работа. Предложения с обращениями, их роль в речи».



















Предполагаемые ответы:

- Стихотворение наполнено чувством спокойствия и умиротворённости. Это состояние передают такие слова и сочетания слов: «пахнет смолой», «я одурманен», «радуют вести», «светятся в душу», «пою»…

- «Одурманен» (от слова «дурман») - т.е. опьянён, расслаблен. Поэт хочет показать, как весна действует на человека.

«Зыбистый» (от слова «зыбь») – т.е. колеблющийся, дрожащий. Таким образом рисуется особое, возвышенное состояние человека весенней порой.

- В стихотворении рисуется начало мая, т.к. именно в это время цветёт черёмуха.


В каждой тетради и на доске появляется следующая запись:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе,

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе…

Сыпь ты, черёмуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу…


Предполагается, что ученик у доски сделает следующие выводы:

- В первом предложении слово «черёмуха» является подлежащим, выраженным существительным в им. падеже. Во втором предложении это слово не является членом предложения, у него особая роль – назвать предмет, к которому поэт обращается. Т.е. это обращение.


Предполагается, что ученики должны вспомнить, что обращение – это слово (или группа слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, чаще всего выражено существительным в им. падеже, одушевлённым и неодушевлённым, не может быть выражено местоимением. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком при соответствующей интонации. Например, «Сыпь ты, черёмуха, снегом…» или «Пойте вы, птахи, в лесу…» Обращение – «черёмуха» и «птахи». Одушевлённые существительные в роли обращений используются в разговорной и официально-деловой речи, а неодушевлённые существительные – в художественной, поэтической, как средство художественной выразительности.

Сравнивая первые строки 1 и 4 строфы, ученики могут сделать вывод, что автор использовал обращение, чтобы подчеркнуть своё тёплое, любовное отношение к окружающему миру. Автор настолько проникается красотой окружающего мира, что в конце стихотворения обращается к черёмухе как к родному существу. Т.е. роль обращений очень велика. Здесь используется приём олицетворения.





Происходит актуализация внимания учеников. Они настраиваются на изучение темы урока.


Предполагается, что ученики выделят следующие пункты §200:

- Знаки препинания при обращении.

- Строение обращений.

- Употребление обращений в речи.


































Предполагаются следующие ответы ученика 1 группы:

- Обращения всегда выделяются в устной речи интонацией, на письме запятыми. Если оно стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.

- Если перед обращением стоит частица О, то запятая не ставится после частицы.

- Если О – это междометие (можно заменить АХ), то запятая ставится. Примеры: О Русь, ты родина моя! (О – это частица, запятая не ставится). О, мама, почему ты меня упрекаешь? (О=Ах, это междометие, поэтому запятая после него ставится).

Предполагаются следующие ответы ученика 2 группы:

- Обращения разнообразны по своему строению. Они могут быть распространёнными и нераспространёнными. При обращениях могут стоять согласованные и несогласованные определения, приложения. В книжной речи используются ряды однородных обращений. Приводятся примеры.

Предполагаются следующие ответы ученика 3 группы:

- Обращения употребляются в разговорной речи, выражены одушевлёнными существительными, именами собственными. Они нераспространённые и лишь называют того, к кому обращаются, иногда могут содержать оценку того, к кому обращаются.

- Также обращения используются в книжной речи: в официально-деловом, публицистическом и в художественном стилях (особенно в поэтической речи). Обращения выражают отношение говорящего к названному лицу, привлекают внимание читателя к адресату, служат средством художественной выразительности.

- Для каждого стиля характерен свой тип обращений. Для официально-делового стиля – обращения со словами «уважаемый», «глубокоуважаемый». Для разговорного – одиночные обращения, обращения с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Леночка, Костик и т.д.), обращения с сокращённой формой (Сан Саныч, Вер и т.п.). Для художественного стиля характерны разнообразные по строению и способу выражения обращения.

Ученики, повторив ещё раз ранее известные сведения об обращении, устанавливают, что обращения используются в книжной и разговорной речи, в письмах и поэтических текстах, могут содержать оценку говорящего того, к кому обращаются. Обращения произносятся с особой, звательной, интонацией, на письме выделяются знаками препинания.



Ученик делает выводы о том, что обращение используется как в разговорной, так и в книжной речи. Причём в каждом стиле уместны определённые типы обращений. В поэтической речи чаще всего используются обращения, выраженные неодушевлёнными именами существительными, они являются средством художественной выразительности. Обращение может быть распространённым и нераспространённым, при нём могут быть согласованные и несогласованные определения, обращения могут быть однородными. Обращение на письме всегда выделяется знаками препинания. В устной речи они произносятся с особой интонацией.

В тетради появляется следующая запись:

I. 1) – Дашенька, ты читала стихи Сергея Есенина?

- Конечно, Пётр Иванович, ведь это любимый поэт моей мамы.

2) – Наташ, у тебя есть томик Есенина?

- Да, Светик, зайди ко мне за ним.


II. 1) Серебристая дорога, ты зовёшь меня куда?

2) Долга, крута дорога, несчётны склоны гор…

3) Мир вам, рощи, луг и липы!

4) Любя твой день и ночи темноту, тебе, о родина, сложил я песню ту.

5) Отвори мне, страж заоблачный, голубые двери дня.

6) Разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать!

7) О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

(С.Есенин).



Предполагаются следующие ответы:

- Разнообразнее обращения II группы, т.к. они употребляются в книжной речи, в поэтических текстах. Они не только указывают на того, к кому обращаются с речью, но и делают речь выразительнее. Предложения из пункта I уместны в разговорной речи. Они указывают на того, к кому обращаются, а также помогают выразить определённое отношение говорящего к тому, к кому он обращается.

Обращения из предложений под цифрой II используются в поэтической речи. Они являются средством художественной выразительности.

- По этим обращениям можно судить и о тех, к кому обращаются, и о самом авторе. (Приводятся примеры).

- Обращения могут лишь называть того, к кому обращаются с речью (пр-я 2 и 3 из п. I, 3 и 4 пр-я из п. II). Чаще всего они нераспространённые. Также обращения могут играть оценочную роль (1 и 4 пр-я из п. I, 6 пр-е из п. II). И могут быть средством художественной выразительности (1, 5, 7 пр-и в п.II).

- Обращения произносятся с особой, звательной интонацией.








Ученики следят за интонацией при обращениях, учатся слышать их, при этом снимается напряжение и усталость.






На листочках должны появиться следующие пометки:

Хороша ты, о белая гладь!

О лесная, дремучая муть!

О веселье оснеженных нив!





Предполагается, что ученики найдут в стихотворении три обращения и кто-то определит, что после них ставится восклицательный знак, т.к. интонация, с которой чтец исполнял стихотворение, была восклицательной, а в самом стихотворении выражены чувства радости, удивления и восторга по поводу увиденного снега, что выражено в таких словах, как «в сердце ландыши», «хороша», «о веселье», в частице «о».

У учеников получаются предложения: «Хороша белая гладь», «Вот лесная, дремучая муть», «Вот веселье оснеженных нив». Они должны увидеть, что с утратой обращений стихотворение теряет часть своей яркости и выразительности. Обращения помогают выразить отношение к изображаемому, подчёркивают близость человека к природе, их неразрывную связь.





















1-ая группа – выполнено упр. №349. Ученики делают вывод, что обращение не является членом предложения, оно произносится с особой интонацией, может состоять из одного и нескольких слов, всегда выделяются запятыми. В данных предложениях обращения указывают того, к кому обращаются и выражают авторское отношение к лицу.

У учеников 2-й группы учитель сначала проверяет задание индивидуально. (В тетради должны появиться обращения, разные по строению и роли).

Несколько учеников 3-й группы (2-е или 3-е – в зависимости от времени) зачитывают получившиеся тексты и делают вывод о том, что в художественных, поэтических текстах обращение играет совершенно особую роль: они помогают выразить своё отношение к изображаемой картине, передать чувства и эмоции, стать средством художественной выразительности.




















В дневниках появилось д/з.












Предполагается, что учащиеся сделают следующие выводы:

- Обращение – это слово или словосочетание, которое указывает на того, к кому обращаются, на письме всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком. Обращения различны по строению. Употребляя обращение, следует учитывать речевую ситуацию и уместность того или иного вида обращения. Обращение может играть оценочную роль. В художественном, поэтическом тексте обращение является средством художественной выразительности.



17