Урок
по русской литературе
в 5 классе
по теме:
Рассказ И.С.Тургенева
«Муму».
Изображение быта и нравов крепостнической России.
Сострадание и жестокость.
Аннотация:
Рассказ «Муму» учащиеся прочитают дома. Трогательное повествование о судьбе немого дворника Герасима при самостоятельном домашнем чтении затронет такие чувства учеников, которые, возможно, не разбудит чтение в классе. Это, конечно же, не исключает чтения фрагментов рассказа в классе учителем или прослушивания отрывков произведения в исполнении мастеров художественного чтения.
Цели:
Образовательные:
- дать представление о детских годах И.С.Тургенева;
- развить интерес к личности писателя и его творчеству;
- познакомить с историей создания рассказа «Муму».
Развивающие:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;
- формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
- умение работать в микрогруппе: уважать мнение высказывающегося, взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с биографией И.С.Тургенева; привить читательский интерес к его произведениям.
Метапредметные:
1) познавательные:
- формировать логические умения;
- осуществлять межпредметные связи.
2) регулятивные УУД:
- выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоить;
- планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения.
3) коммуникативные УУД:
- соблюдать правила речевого поведения;
- уметь высказывать свою точку зрения.
4) личностные:
- формировать эмоциональный настрой на уроке;
- формировать нравственно-эстетические ценности;
- формировать моральные ценности;
- развивать чувства эмоционального сопереживания;
- воспитать положительное отношение к знаниям.
Словарик.
1. Аннибалова клятва – знаменитый в древности карфагенский полководец Ганнибал поклялся до конца своей жизни бороться с Римом, врагом его родного города. Отсюда и произошло выражение «Ганнибалова (или Аннибалова) клятва.
2. Крепостное право - Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.
3. Прототип - конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для создания образа в литературе.
4. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.
5. Степенный — рассудительно-спокойный, важный.
6. Важный — горделиво-величественный, надменный.
7. Надменный — высокомерный, кичливый.
8. Кичливый — выражающий самомнение, заносчивый.
9. Гипербола – это сильное преувеличение.
Эпиграф:
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя «аннибалова клятва».
И.С.Тургенев.
Ход урока.
1. Тема, цель урока. Вступительное слово учителя. (СЛАЙД 1)
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ.
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ. [pic]
[pic]
Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».
Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.
Вы говорили, что рассказ вам понравился, а это значит, что вы будете активно работать на уроке. Но в ходе уроке, наверняка, встретится много нового и не знакомые вам, в частности, слова. И чтобы вам было понятно, о чем идет речь, я составила словарик. Обращайтесь к нему.
2. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново. (СЛАЙД 2)
[pic]
Учитель читает начало романа Б.Зайцева «Жизнь Тургенева»
«Орловская губерния не весьма живописна: поля ровные, то взбегающие изволоками, то пересеченные оврагами; лесочки, ленты берез по большакам, уходящие в опаловую даль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки по косогорам, с прудиками, сажалками, где в жару под ракитами укрывается заленившееся стадо – а вокруг вся трава вытоптана. Кое-где пятна густой зелени среди полей – помещичьи усадьбы. Все однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты ржами поспевающими, по ржам ветер идет ровно, без конца, без начала, и они кланяются, расступаются, тоже без конца-начала. Васильки, жаворонки… благодать.
Это предчерноземье. Место встречи северно-средней Руси с южной. Москвы со степью. К западу, заходя в Калужскую, к северу – в Московскую, области Тулы и Орла являются как бы Тосканою русской. Богатство земли, тучность и многообразие самого языка давали людей искусства. Святые появились в лесах севера. Тургеневы, Толстые, Достоевские порождены этими щедрыми краями».
- А сейчас мы с вами познакомимся с теми местами, где родился и провел свое детство великий писатель. (СЛАЙД 3)
[pic]
Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью насупротив, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького государства, с правительством, чиновниками, подданными.даже колонии были: разные имения и села, всякие Любовши, Тапки, Холодовы.
Спасское принадлежало Лутовиновым. Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича. Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев – для закупки лошадей с завода, классический «ремонтер». Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела и оставила у себя его портупею: чтобы крепче выходило. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816г. Она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем Иван. (СЛАЙД 4)
Мать, Варвара Петровна, -
из богатой помещичьей семьи Лутовиновых
[pic]
Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер,
происходил из старинного дворянского рода
[pic]
-Откройте свои учебники на странице 19, прочитайте и найдите тот материал о матери И.С.Тургенева, о котором мы не говорили на нашем уроке.
(Главным лицом в доме была Варвара Петровна – мать Ивана Сергеевича. Несмотря на свой ум и образованность, она была жестокой помещицей-крепостницей. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что она не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок).
3. Из истории создания «Муму».
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составил некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжй, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розг и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. С детских лет Тургенев видел, как трудно живется крепостным, видел, какими жестокими были хозяева-помещики.
Навсегда тяжелым бременем легла на душу память о жестоких расправах матери с крестьянами, о ссылаемых людях, о злобных, угрюмых взглядах, которыми часто провожали его мать крепостные. «Как жить? Что делать? – думал Тургенев. – И разве только одна его мать так жестко поступает со своими крепостными крестьянами? Разве не все помещики на Руси такие же? Он решил всю жизнь бороться с крепостным правом. «Это была моя Аннибалова клятва – не я один дал ее себе тогда», - писал он.
Словарная работа.
Аннибалова клятва – знаменитый в древности карфагенский полководец Ганнибал поклялся до конца своей жизни бороться с Римом, врагом его родного города. Отсюда и произошло выражение «Ганнибалова (или Аннибалова) клятва.
Тургенев сдержал свою клятву. Ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхищением его силой и душевной красотой проникнут и рассказ «Муму», который мы уже прочитали и к отдельным эпизодам которого сегодня обратимся.
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет (имя ученика).
4. Индивидуальное задание.
(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)
Ученик: В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
Учитель: Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.
5.Образ барыни.
И так, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку – барыню.
- Как выглядит дом барыни?
(В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившемся балконом).
- Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа?
(Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненасытный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).
- Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события?
(Барский дом запущен, неухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать). (СЛАЙД 5)
[pic]
-Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем?
(Герасим).
6. Образ Герасима.
- А теперь послушайте одну историю.
(Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь).
— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?
( Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил).
— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.
- Как вы думаете, кто является прототипами героев рассказа «Муму»?
Что такое прототип - смотрите словарик.
(Мать Тургенева и дворник Андрей).
- Скажите, что обозначает имя Герасим?
(В переводе с греческого означает «почтенный, внушающий почтение, глубокое уважение»).
Тургенев не даёт нам подробного портрета Герасима. Попробуйте представить его внешний облик, создав словесный портрет героя. ( приём - словесное рисование). Мужчина 12 вершков, сложенный богатырём. Когда он молотил, как рычаг поднимались и опускались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Ухаживал за гусями, чем смахивал на степенного гусака. Громадная фигура, протянул свою огромную ручищу. Ветер играл в волосах и бороде. Отчаянной и радостной решимостью, несокрушимой отвагой, широко распахнулась его грудь, глаза жадно устремились вперёд. (СЛАЙД 6)
[pic]
7.Работа в группах.
1 ряд ищет в тексте отношение Герасима к работе.
2 ряд- Герасим и дворня.
3 ряд- Герасим и барыня.
1 группа.
Отношение к работе.
(Любил во всем порядок, петухи не смели драться, в полчаса все было готово, усердно исполнял свои обязанности. Дело спорилось в его руках. Топор звенел, как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья). (СЛАЙД 7)
[pic]
2 группа.
Герасим и дворня.
(Они его побаивались, никто не смел садиться за его место в застолице). (СЛАЙД 8)
[pic]
3 группа.
Отношение к барыне.
(Она его жаловала как верного сторожа. Считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Порядком ее побаивался, но надеялся на милость). (СЛАЙД 9)
[pic]
8. Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
9.Работа со средствами художественной выразительности.
Поскольку Герасим ничего не может о себе рассказать, представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими.
- Что такое сравнение? Смотрите словарик.
Найдите сравнения в описании работы Герасима.
(Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»)
- Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»?
(Страх, ужас от неизвестности, близости смерти. И до этого страдания никому нет дела).
- С кем ещё сравнивает автор Герасима?
(Герасим «смахивал на степенного гусака»). (СЛАЙД 10)
[pic]
Учитель:«…гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнение переключает внимание читателя, на время уводя от размышлений о тяжкой доле крепостного. Это сравнение завершает каскад, подводя итог первому впечатлению. Но все нам ясно в нем? Давайте всмотримся в слово «степенный», уточнив его значение по словарику.
Степенный — рассудительно-спокойный, важный. Важный — горделиво-величественный, надменный. А надменный — высокомерный, кичливый. А кичливый — выражающий самомнение, заносчивый.
Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.
Давайте сделаем вывод. Каким представляете Герасима? Что помогло раскрыть нам образ Герасима?
Вывод: Оторванный от родного окружения и старой работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был и в родной деревне.
- Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Смотрим в словарик, что же такое гипербола?
(Гипербола – это сильное преувеличение).
- Найдите в тексте гиперболы. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
(Описывая силу Герасима Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать говорит: «сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух коров стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, все всегда делает основательно).
- Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя? (СЛАЙД 11)
[pic]
(Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Учитель: И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.
10. Работа с иллюстрациями.
- Обратимся к иллюстрациям, которые вы подготовили дома.
(Работа с иллюстрациями учеников. Они аргументируют, почему представляют себе Герасима именно таким).
- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был?
(Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни) (СЛАЙД 12)
[pic]
11. Проблемный вопрос..
- Что же произошло с героем? Что его так изменило? Это и будет объектом нашего с вами дальнейшего исследования текста. (СЛАЙД 13) [pic]
Учитель: «А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась позади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки...» (СЛАЙД 14)
[pic]
- Почему Герасим не стал бороться за Муму?
(Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Этот человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает).
- Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли Герасим вернуться в дом барыни после того, как исполнит ее жестокое приказание?
(Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).
- Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно.
Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню? Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?
(Ученики высказывают свою точку зрения)
Учитель: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
Подумайте, кто виноват в смерти Муму? Почему вы так считаете? (СЛАЙД 15)
1. Герасим
2. Барыня
3. Степан, передавший приказ барыни
4. И. С. Тургенев
5. Крепостное право
(ученики высказывают свою точку зрения)
Учитель: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости .
- Вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия «личность» и «крепостное право»?
(Нет, крепостное право – это зависимость, а личность – это свобода. Герасим выбирает свободу).
Учитель: Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет русский народ, бесправный молчаливый народ в условиях крепостного права. Но Герасим своим уходом доказывает, что и молчаливый народ может протестовать и иметь свое мнение.
-Представьте, что нам предстоит составить «лестницу» и расположить на ней героев. На какую ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима?
(Герасима мы поставим на более высокую ступень, чем барыню).
12.Рефлексия
-Одной из главных достопримечательностей старинного парка -заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» является огромный дуб, который посадил в детстве сам Иван Сергеевич.. . Несколько дубков – потомков тургеневского дуба растут в парке Спасского-Лутовинова и на Бежином лугу.
- И у нас на уроке тоже есть свой дуб. Посмотрите на него внимательно, чего на нем не хватает?
(листвы)
13. Самооценка
У вас на столах есть дубовые листочки 3-х цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочек и прикрепить его к дубу.
-Если на уроке вам было интересно и все понятно, то прикрепите зеленый листок.
-Если было не все понятно, то прикрепите желтый листок.
-А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок.
А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его И. С. Тургенев.
14. Оценки за урок.
А сегодня я благодарю вас за работу. Оценки за урок...
15.Домашнее задание. Мини – сочинение « Что особенно мне понравилось в Герасиме?».
26