Статья Поэзия одухотворенной любви и стихия страсти в лирических повестях великого классика русской литературы И.С. Тургенева «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


18

Содержание

Список использованной литературы


19
























Введение

Любовь… сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится

и движется жизнь.

И.С.Тургенев

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Любовь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь в жизни человека – это то чувство, которое заслуживает воспевания. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия.

Русская литература дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты русского отношения к вечной и возвышенной теме любви. Любовь – это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм и возрождающая личность в нравственном качестве. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная индивидуальность.

С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления.

Каждый из художников слова видел проблему любви по-своему. Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Тургеневские повести о любви говорят о важнейших нравственных ценностях, они побуждают задуматься о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки и за те чувства, которые человек внушает окружающим, - и о проблемах более глобальных: о цели и смысле жизни, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Все оттенки, все изгибы, все стадии этого чувства, этого состояния прослеживает он пристально. «Едва ли можно найти даже во всемирной литературе другого писателя, который бы столько посвятил внимания, заботы, разумения, почти философской обработки чувству любви, влюбления», — заметил о Тургеневе Розанов.

Любовь у Тургенева это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти.

Тема настоящей работы: «Поэзия одухотворенной любви и стихия страсти в лирических повестях великого классика русской литературы И.С. Тургенева «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872).»

Цель нашей работы – рассмотрение концепции любви в лирических повестях великого классика русской литературы И.С. Тургенева «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872). Или, говоря точнее, одной из таких концепций, потому что в различные периоды и в разных жанрах творчества Тургенева можно обнаружить разные концепции любовного чувства. В данном случае речь пойдет о той из них, которая сложилась в тургеневских повестях 1850-х годов. ( Г.А. Бялый, используя известные слова Рудина, называл их «повестями о трагическом значении любви») [1 с. 98—101]

Задачи :

-изучить литературу по данной теме;

- проанализировать повести И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»;

- выяснить, как формировалась любовная тургеневская повесть;

-понять, какое место занимала любовь в жизни И.С. Тургенева.

Практическая значимость настоящего проекта обусловлена тем, что содержащиеся в ней наблюдения могут быть применены в практике школьного преподавания. Например, данная работа может быть использована старшеклассниками для подготовки к итоговому сочинению. Данный проект был представлен в 9 классе на уроке литературы, посвященном обзорному изучению творчества И.С. Тургенева.














1. Формирование «любовной» тургеневской повести

Тип «любовной» тургеневской повести, одного из важнейших жанров в творчестве писателя, формируется в 50-е годы девятнадцатого века. «Ася»(1858), «Первая любовь»(1860), «Вешние воды»(1872) при известном различии в сюжетах обладают заметной структурой, смысловой и стилевой общностью. Их герои принадлежат, как правило, к дворянской интеллигенции. Это люди, получившие хорошее воспитание и не чуждые культурных интересов. Композиционным и одновременно духовным центром каждой из повестей является образ молодой женщины, по традиции называемой «тургеневской девушкой», чье сердце ждет идеального избранника и готово раскрыться для большой и сильной любви. «Сдержанная страстность» - так можно было бы определить основную характерологическую особенность этого женского типа, восходящего во многом к любимому Тургеневым образу Татьяны Лариной из пушкинского «Евгения Онегина». Другой литературный источник образа «тургеневской девушки» - независимые, уверенные в себе, пренебрегающие консервативной общественной моралью героини романов Жорж Санд, которую увлекавшейся ею в 1840-е годы Тургенев называл «одной из наших святых».

Тургенев, сочувствующий новоевропейским идеалам раскрепощения личности, в сфере любви понимает это раскрепощение как дарование человеческому и, в частности, женскому сердцу права любить страстно, выбирая предмет любовного влечения по собственной, а не по чужой воле. Согласно новым представлениям, семья, церковь и государство не могут управлять свободой человеческого чувства, оно не должно быть подавляемо ими. Это независимое, свободолюбивое «жоржсандовское» начало наиболее заметно в героине «Аси», которая, в подражание пушкинской Татьяне, первой признавшейся в любви своему кумиру, сама назначает свидание господину Н.Н., и в героине «Первой любви» княжне Зинаиде, чей образ жизни – а она постоянно окружена поклонниками, ежевечернее посещающими ее дачу, - вызывает у юного Владимира смешанное чувство недоумения и восхищения: «Как не боялась она погубить свою будущность? Да, думал я, вот это любовь, это страсть, это преданность». [8 с.110]

Часто в тургеневской «любовной» повести возникает структурная пара: сильный женский персонаж – слабый мужской, слабость которого, исходя из новой концепции любви, правильно бы было объяснить его лишней рефлексивностью и внутренней разочарованностью – плодом традиционного воспитания, где «сдержанность» преобладала над «страстностью» и неизменно подавляла ее. Кроме того, в них присутствуют две стороны: одна – гуманистическая и по эмоциональному наполнению светлая сторона, другая – темная, враждебная идеалам нового гуманизма. Ее появление в тургеневском творчестве уместно связать с переломным для всего русского западничества годом третьей французской революции и начала «мрачного семилетия» в России. 1848 год ознаменовал кризис русского западничества с его высокими гуманистическими идеалами: верой в исторический прогресс и надеждой на рождение новой сильной личности. Революционные потрясения укрепили Тургенева в мысли, что как полное счастье не дается частному человеку в его личной жизни, так полная свобода не суждена человеку общественному в его исторической жизни. И здесь и там, думал он, приходится довольствоваться малым, неполным счастьем и ограничивать свои стремления.

Все рассказываемые И.С. Тургеневым любовные истории несут обязательно трагическую или, по крайней мере, болезненно-трагическую развязку. Идея нового свободного чувства все время наталкивается в них на некое препятствие, суть которого невозможно объяснить наследием традиционной этики.


























2. Поэзия любви и страсти

2.1.Любовь в понимании Тургенева

Любовь у Тургенева, подобно свече, внесенной в заброшенную, темную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она, и счастлива ли?

Кажется, счастье любви не раз было близко и возможно для самого писателя. «Премухинский роман» с Татьяной Александровной Бакуниной, долголетняя сердечная дружба с графиней Елизаветой Егоровной Ламберт, увлечение актрисой М. Г. Савиной, наконец, страстная, хотя и не лишенная внутренней борьбы с собою, сорокалетняя привязанность к знаменитой французской певице и актрисе Полине Виардо.

Мать Тургенева – Варвара Петровна – имела собственное имение в Москве на Остоженке. Зиму она жила в Москве, вместе с ней жил и Иван Сергеевич. В сороковых годах в Москву приехала знаменитая певица и актриса Полина Виардо. Когда Тургенев в первый раз услышал ее пение, он был поражен и восхищен ее талантом. В антрактах он познакомился с ней. В дальнейшем Виардо сыграла большую роль в жизни писателя.

Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртаневеле, в имении Полины.

Любовь к Полине оставалась и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи, но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель по сути превратился в члена семьи Виардо.

В одном из писем к Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого бездонного неба. Тургенева поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. «Я не выношу неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю».

В этом письме приоткрывается характерная особенность писательского облика Тургенева: чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте. Тургенев-художник наделен особым чувством времени, его неумолимого и стремительного хода.

С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки». Писатель избирает цветущий период в жизненной судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности.

Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя образ «тургеневской любви». Как правило, это первая любовь, одухотворенная и чистая: «Однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало – смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях.

Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и – падение… Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, которая окрыляет душу влюбленного человека, не может полностью осуществиться в пределах земного, природного круга. Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей был открыт идеальный смысл любви. Любовь у Тургенева – яркое подтверждение богатых и еще не реализованных возможностей человека на пути духовного совершенствования. Свет любви для него никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Поэтому Тургенев так чутко присматривается к духовной ситуации первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Той любви, которая обещает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. Того чувства, где временное сливается с вечным в высшем синтезе, невозможно в супружеской жизни или семейной любви. Здесь секрет облагораживающего влияния тургеневской любви на человеческие сердца.

Герои Тургенева жаждут не обычного и доступного, а «бессмертного счастья». Счастливая любовь, как они ее понимают, призвана, соединив двоих, не обособить их от огромного мира, а соединить с ним, примиряя разобщенные в практической жизни человека конечную и вечную, относительную и абсолютную, материальную и духовную грани бытия, его «прозу» и «поэзию». Однако для этого влюбленный и сам должен уподобиться во времени вселенной, стать бессмертным, что никому из людей не дано. По словам Блеза Паскаля, «несоразмерность» смертного человека со Вселенной – вот главная и непреодолимая преграда для «бессмертного счастья» Тургеневских героинь. Как на собственном опыте убеждается рассказчик повести «Ася"», у счастья «нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение». [8 с. 48]

Мимолетно счастье и Тургеневских женщин. Это и понятно. Вовсе не сошедшие с икон и в большинстве своем физически пленительные, они вместе с тем пребывают как бы на грани двух миров – материально-земного, ограниченного и идеально-бесконечного.

«Трагическое значение любви» усугубляется для героев Тургенева по существу трагическим же итогом устремленности их к природе. Вечная стихия, которая, по словам Ф. И. Тютчева, «знать не знает о былом» и которой «чужды наши призрачные годы», природа влечет к себе тургеневских героев своей беспредельностью, свободой и внутренним равновесием. Однако те же тургеневские герои не мыслят себя растворенными в природе, как и в Боге, так как означало бы утрату ими своей личностной автономии. Безраздельная власть природы вызывает у них протест и отпор.

И, однако, драматические ноты в творчестве Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в смысле жизни. Скорее наоборот. Оно порождается страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту.


















2.2.«…чистое золото поэзии»

Одной из жемчужин литературного наследия великого русского писателя Тургенева стала небольшая повесть «Ася». Н.А. Некрасов говорил о произведении: «От нее веет душевной молодостью, вся она чистое золото поэзии». «В повести «Ася» (1858) история любви получала предусмотренную обычной тургеневской логикой катастрофическую развязку. Однако за ней следовала посткатастрофическая стадия развития сюжета, повествование превращалось в лирический монолог, происходило эмоциональное возвышение героя-рассказчика (а вместе с ним и читателя) над пережитым конфликтом. Оно и оказывалось его неожиданным разрешением. Здесь нет нравственного перерождения героя, а есть такая поэтизация (в конечном счете — мифопоэтизация) творчески преобразованной в воспоминании любви, которая означает ее превращение в абсолютную ценность, вознесенную над необратимым ходом времени и смертью». [6 с. 286 ]

В сущности, был создан новый поэтический миф о любви, но миф особого рода — постромантический, вписанный в агностическую картину мира, ничем не обязанный ни романтической мистике, ни трансцендентальным абстракциям классического идеализма. Любовь предстала ценностью абсолютной, но при всем том всецело здешней, доступной, в принципе, каждому человеку, потому что ценность эта создавалась субъективным человеческим переживанием и оставалась его достоянием — столь же хрупким, как и оно само, но в его пределах безусловно реальным. А особая структура рассказа-воспоминания, с его все эстетизирующим субъектом, придавала преобразованию любовной темы органичность и убедительность. [6 с. 288]

Отточенная по форме, глубокая по содержанию, повесть отразила всю глубину души писателя, его грустные размышления о человеческих судьбах, о той поре жизни человека, когда он молод, полон надежд и веры в любовь… В повести рассказывается о любви двух молодых людей. Русские Ромео и Джульетта. Но если в трагедии Шекспира причины разлучившие молодых людей ясны, то в повести Тургенева все загадочно и запутано.

Неосуществимость личного счастья в любви наивность стремлений к нему как раз и звучит в повести «Ася», где любовь проявляется как стихия, неподвластная человеку; овладеть ее, подчинить ее себе человек не может. Нельзя угадать такое мгновение, когда эта сила может даться в руки; не сказанное вовремя слово превращает уже почти счастливого человека в одинокого бобыля.

В повести Тургенева «Ася» писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием. Сам городок 3. показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести – «блестящий пурпуром воздух», «девушка Ася, облитая солнечным лучом».

Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н. Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася – девушка довольно странная.

Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же «ложное» положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: «Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... мне предстояло... исполнить трудную обязанность... мысль, что я безнравственный обманщик... так и звенела у меня в голове...» [8 с.40, 44-45] Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.

Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: «Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться». Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.

В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, «у счастья нет завтрашнего дня...».













2.3. Первая любовь Владимира

Много общего с «Асей» имеет завязка сюжета повести «Первая любовь». И здесь, и там пожилой человек повествует о первом своем чувстве. Читая «Асю», мы можем лишь догадываться, кто были слушатели господина Н. Во вступлении «Первой любви» и персонажи, и ситуация конкретизированы. Известно, почему возникло это воспоминание. Герои названы по именам – «хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович». Рассказать историю первой любви – такой вариант препровождения предлагается хозяином дома гостям после вкусного ужина. За столом осталось трое немолодых уже людей. Но только один может признаться, что действительно пережил высокое чувство.

Хозяин дома оказался человеком благополучной судьбы. Он и полюбил, и женился по воле родительской: «…Я ни в кого не влюблялся до знакомства с Анной Ивановной, моей теперешней женой <…>, отцы нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак не мешкая». [8 с.53] «Кругленькому человеку с пухленьким белокурым лицом» помешала распущенность. По собственному признанию, с юности он не влюблялся, а лишь «приволокнулся за девушкой» и «ухаживал за ней так, как я ухаживал потом за другими». Подводя жизненный итог, он вынужден сознаться, что однажды только ощутил высокое чувство к женщине и вел себя искренне – когда малышом питал привязанность к своей нянюшке.

Оказывается, настоящая любовь редкость. Воспоминания о ней сохранил лишь «Владимир Петрович, человек лет сорока, черноволосый, с проседью». Но и он уклоняется от немедленного сообщения: «Я не мастер рассказывать <…>; а если позволите, я запишу все, что вспомню, в тетрадку – и прочту вам». [8 с.54] Это и объясняет продуманную, литературную форму дальнейшего рассказа. В то же время решение закрепить пережитое на бумаге показывает значимость его для повествователя.

В «Первой любви» Тургенев утверждает понимание любви как жестокой и грозной силы, над которой человек не властен. Она, эта сила, дарует человеку счастье, и она же показывает его непрочность, его трагическую сущность. Человек должен, по Тургеневу, пройти длинную цепь стремлений и разочарований, пока жизненный опыт не подскажет ему необходимость отказаться от претензий на счастье, отказаться от личного ради внеличных целей того, что он считает своим нравственным долгом. Только наложив на себя «железные вериги долга», он найдет если не счастье, то во всяком случае удовлетворение, хотя и горькое, от сознания выполненной обязанности, возложенной на себя взамен неосуществимых эгоистических стремлений.

Но в тоже время в «Первой любви» любовь – это отнюдь не просто одно из интимнейших человеческих чувств. У Тургенева любовь – всегда сильная страсть, которую он приравнивает к самым могучим человеческим страстям, способным, перековать человека, сделать его сильным и волевым, способным на подвиг и жертву. В письме Полонскому Иван Сергеевич писал: «Любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше « я», заставляет как бы забывать о себе и о своих интересах… Не одна любовь, всякая сильная страсть, религиозная, общественная, даже страсть к науке, надламывает наш эгоизм. Фанатики идеи, часто нелепой и безрассудной тоже не жалеют головы своей. Такова и любовь».

«Первая любовь» — одно из самых «личных» созданий Тургенева, связанных как с драматической судьбой его родителей, так и с действительными воспоминаниями о своей первой юношеской любви: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью».

Интересно отметить, что прототипом Петра Васильевича, по признанию самого Тургенева, был его отец – человек, которого писатель очень хорошо знал, которым и восхищался и которого всегда очень жалел. Вот что однажды Тургенев рассказал о своем герое и его прототипе: «В «Первой любви»… я изобразил своего отца… Отец мой был красавец… Он был очень хорош – настоящей русской красотой. Он обыкновенно держал себя холодно, неприступно, но стоило ему захотеть понравиться – и в его лице, в его манерах появлялось что-то неотразимо очаровательное…»

От всех страниц этой повести, уводящей нас в юность писателя, от всех изображенных в ней событий и переживаний ее главного героя – Володи, под чьим именем Тургенев, по его собственному признанию, изобразил самого себя, веет такой правдой жизни, что усомниться в ней невозможно. Портрет его не приводится, так как повествование ведется от первого лица. Но можно судить о неопытности юноши, он еще совсем ребенок: лишь месяц назад его покинул гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, воображает себя рыцарем, задумывался, грустил и даже плакал. И однажды Владимир видит девушку среди зелени, в саду – это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его «эти пальчики хлопнули по лбу». Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники - видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает, он исполняет ее причуды: прыгает с высокой стены, участвует в нелепых играх; в конце концов, это лишь первая его любовь, и «что в душе, то и на лице».

Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика?

Тургенев, взгляд которого на любовь к женщине был всегда романтическим, очень поэтично, с большим лиризмом передал в этом произведении расцвет этого чувства и искренность порыва молодого, впервые полюбившего сердца, пережитые им восторг и скорбь. С глубоким волнением поведал он здесь о тончайших движениях юной души, жаждущий счастья.

Мальчик Володя испытывая первое настоящее в своей жизни чувство любви, находится в противоречивом состоянии: между этим чувством и воспитанием. И Владимир не может преступить воспитание, а его отец это делает. Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах». Это говорит о том, что, несмотря на сложные взаимоотношения родителей этого мальчика (это была семья без любви), Владимир получил хорошее воспитание. Отец, каким бы он не был, остается для него непререкаемым авторитетом. Владимир искренне его любит и уважает. Для мальчика он неоспоримый идеал.

В своем отношении к герою Тургенев демонстрирует сочувствие, сопереживание — на его голову свалились проблемы, которые подчас не разрешит и взрослый. Глубину чувства Владимира автор подчеркивает полным отсутствием у него эгоизма — юноша желает лишь счастья своей любимой, он хочет, чтоб она не мучилась и была вместе с тем, кто ей мил. Таким образом, только любовь вызывает расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое.

Наблюдая за Зинаидой, героиней повести, невольно испытываешь обаяние её прелестной, изменчивой внешности и словно слышишь переливы её серебристого голоса. Изменчива внешность, изменчив характер. Она то задумчива, то хитра, то беспечна, то манерность сменяет простоту. Эту психологическую неустойчивость Тургенев также объясняет условиями жизни Зинаиды: «Неправильное воспитание, странные знакомства и привычки, постоянное присутствие матери, бедность и беспорядок в доме, всё, начиная с самой свободы, которою пользовалась молодая девушка, с сознания её превосходства над окружающими её людьми, развило в ней какую-то полупрезрительную небрежность и невзыскательность».[8 с.79] И в то же время она так же чиста в своих чувствах, как и Ася, так же, как и предыдущая героиня, она не в силах противиться порывам своего сердца. «Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную».

Критики же о героине высказывались не особенно лестно. Д. Н. Писарев в статье «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» следующим образом отзывается о героине Тургенева: «О Зинаиде Засекиной (из повести «Первая любовь») не скажу ни слова. Я ее характер не понимаю».

«Сколько во мне дурного, темного, грешного!...» — восклицает сама Зинаида; но о ней же Лушин говорит следующее: «Видно, жертвовать собою сладко — для иных». Она беззаботно играет чувствами влюбленного в нее юноши, она окружена поклонниками («все мужчины, посещавшие ее дом, были от ней без ума — и она их всех держала на привязи — у своих ног»); а между тем она сама становится покорной возлюбленной женатого мужчины, по возрасту годящегося ей в отцы! Странна, противоречива натура героини Тургенева, и высказывание Писарева о ней совершенно обоснованно.

Несомненно, юношеские впечатления оставили в душе героя повести глубокий след. Ему уже за сорок, а он все еще одинок; но воспоминания о юношеской любви кажутся ему самым дорогим из всего, что он пережил. Может быть, тут дело даже и не в самом чувстве, а в том ощущении молодости, которое никогда не вернется: «А что сбылось из того, на что я надеялся? И теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?» [8 с.117]
















2.4. Романтическая любовь и грубая страсть

Сложнее с третьей повестью Ивана Сергеевича, также непосредственно посвящённой первой любви, с «Вешними водами», написанными позднее прочих. Тургенев позиционировал повесть «Вешние воды» как произведение о любви. Но общий тон произведения пессимистичен. Все случайно и преходяще в жизни: случай свел Санина и Джемму, случай и разбил их счастье. Однако чем бы ни кончилась первая любовь, она, как солнце, озаряет жизнь человека, и память о ней остается навсегда с ним, как животворное начало.

Можно сказать, что лирическая героиня фантастическим образом здесь раздваивается - на чернокудрого ангела Джемму и Марью Николаевну Полозову, русокосую сатану в юбке, этакое порождение греховности и неверия во всё нематериальное. Дитя знойного итальянского солнца, Джемма более чем прекрасна. Вот как Тургенев описывает её встречу с Саниным: «В кондитерскую, с рассыпанными по обнажённым плечам тёмными кудрями, с протянутыми вперёд обнажёнными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати и, увидев Санина, тотчас бросилась к нему... и повлекла за собою. Не из нежелания повиноваться, а просто от избытка изумления Санин не тотчас же последовал за девушкой - и как бы упёрся на месте: он в жизни не видывал подобной красавицы». [8 с.122]

Марья Николаевна тоже хороша - настоящая степная дива, но не красотой берёт она мужчин, а вернее - губит их. Едкий ум - философский склад ума, склад ума философа-материалиста, способность подвергать всё сомнению, пробовать на зуб, наслаждаться разумно и в то же время раблезиански жизнью. Чувство Санина к ней - это страсть, вернее, не страсть даже, а то, что можно назвать похотью, наваждением, мороком, что не длится долго и всегда заканчивается глубоким стыдом и раскаянием - это, собственно, и произошло с Дмитрием Павловичем Саниным в конце концов.

«Вешние воды» можно назвать уходом Тургенева к своим повестям пятидесятых годов. Это возвращение к старым мотивам и идеям - может быть, желание подвести итоги жизни? Тургенев признавался в том, что содержание повести в молодости он «пережил и перечувствовал лично». Но в отличие от их трагических концовок «Вешние воды» завершаются сюжетно менее драматично. Глубокий и волнующий лиризм проникает в повесть.

Специфичность «Вешних вод» - в сочетании двух устойчивых у Тургенева мотивов. То, что Санин оказался рабом страсти после пережитой любви к Джемме, должно указать на способность русского человека слепо подчиняться стихийному течению жизни и ее странным капризам. Вторая часть повести строится как «доказательство» этого. Тема любовного рабства, подчинения воли ясно обозначена в произведении.

И если образ Джеммы выражает для Тургенева живой идеал красоты и гармонии, то образ Полозовой несет в себе прежде всего идею чувственной роковой страсти.

Конец повести выражает мысль «безысходно трагическую». Теперь Полозова - «властительница», а Санин - «раб» ее, «закрепощенный человек». Это рабство, безусловное подчинение, т. е. именно крайность, в которой нашла завершение сюжетная коллизия «Вешних вод», и должно указывать на невозможность окончательно выяснить загадку человеческой жизни. Тем самым в повести намечена та тема, которая потом, в более поздних произведениях писателя, будет прямо поставлена как тема самостоятельная.

Любовь – могучее чувство, перед которым человек бессилен, как и перед стихиями природы. Тургенев не освещает нам всего психологического процесса, а останавливается на отдельных, но кризисных моментах, когда накапливающееся внутри человека чувство вдруг проявляется вовне – во взгляде, в поступке, в порыве. Он делает это через пейзажные зарисовки, события, характеристики других персонажей. Вот почему при небольшом наборе героев в повести каждый образ, созданный автором необычайно ярок, художественно завершен, прекрасно вписан в общую идейно-тематическую концепцию повести.























Заключение

Мы выяснили, что Тургенева всё - о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом - о кипении жизни, «юной и свежей». В «Асе», «Первой любви» и «Вешних водах» автор рассматривает чувство любви как неизбежное подчинение и добровольную зависимость, рок, господствующий над человеком. Иван Сергеевич развивает философию любви как силы, подчиняющей себе человека, превращающей его в раба. Но в то же время - сладостное обаяние первой любви, красота чувства... И пускай оно часто ведёт к гибели, пускай отказаться от всего этого невозможно. Недаром в «Вешних водах» автор делает известное лирическое отступление: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя - и что бы там впереди её ни ждало - смерть или новая жизнь - всему она шлёт свой восторженный привет».

Тургеневский феномен любви обретает комплекс устойчивых черт, позволяющий, по мысли В.М. Марковича, говорить о наличии в них «концептуально-структурного инварианта» истории любви: «...настоящая жизнь начинается для человека только на уровне страсти. <…> жертвенное самозабвение роднит страсть с высшими проявлениями духовности. Однако столь же очевидно, что страсть лишена их неотъемлемого отличительного признака, которым является свобода: в повести Тургенева человек, охваченный страстью, возвышается над собой невольно и в известном смысле даже подневольно. Возвышение оборачивается порабощением – такая связь представлена у Тургенева неизбежной.

<…> Достигая в страсти истинной полноты бытия, человек расплачивается за это страданием и гибелью – такая связь у Тургенева тоже неизбежна».[6 с. 278-279]














Список использованной литературы



  1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.

  2. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова, "Русское слово", М., 1861.

  3. Курляндская Г.Б. Концепция любви в творчестве Тургенева // Спасский вестник. Тула, 2005. Вып. 12.

  4. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 50-х годов. - Тула: Приокское книжное издательство, 2007.

  5. Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. – М., 1999.

  6. Маркович В.М. Избранные работы./БАН – СПб: Ломоносовъ, 2008.

  7. Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1983. Т.1-2.

  8. Тургенев И.С. Повести. – Красноярск, 1984.

  9. Тургенев в современном мире. – М., 1997.

  10. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003.