Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа с углублённым изучением иностранных языков № 1900"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 9 класса (ФГОС)
по УМК Г.И. Беленького
Составлена Л.Н.Лебедевой
Москва
Пояснительная записка
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Рабочая программа по литературе в 9 классе создана на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по учебным предметам/ Литература. 5-9 классы, М., «Просвещение», 2011 г., Программы для общеобразовательных учреждений Литература.5-11 классы/под редакцией Г.И. Беленького.- М. Мнемозина.2015 г., Рабочей программы. Литература.5-9 классы/ под редакцией Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина.2015 г. (2-е издание, стереотипное), Образовательной программы школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Изучение курса реализуется через учебник Снежневской М.А., Хреновой О.М. Литература.
9 класс. Учебник-хрестоматия в 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2013.
Начальный этап литературного образования (5-9 классы) предполагает достижение учащимися определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.
Каждое произведение, предназначенное для изучения, разбирается с учетом его идейно- художественного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически, программа фиксирует внимание учителя на некоторых важных нравственных и художественных проблемах. В 9 классе, завершающем неполное среднее образование, школьникам преподается краткий курс литературы в историческом освещении – от «Слова о полку Игореве»до некоторых произведений XX века.
В соответствии с программой и учебным планом школы на изучение литературы в 9 классе выделено 3 часа в неделю (102 ч. в год).
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников;
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
развитие навыком грамотного и свободного владения литературной речью.
Результаты освоения предмета « Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место и роль учебного курса.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение.
.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели;
уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое);
уметь понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;
владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
определять собственное отношение к явлениям прошлого и современной жизни;
уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;
осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебной программы
Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.
Из литературы Древней Руси.
Возникновение литературы на Руси. Общая характеристика древнерусской литературы.
Для чтения и изучения
«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Образы русских князей. «Золото слово» Святослава и основная идея произведения. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Переводы «Слова…».
II. Из литературы XVIII века.
«Столетье безумно и мудро…»
Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм.
М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта.
Для чтения и бесед
«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.
Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
Для чтения и бесед
Д.И. Фонвизин. «Всеобщая придворная грамматика».
А. Н. РАДИЩЕВ. Жизнь писателя.
Для чтения и изучения
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Общая характеристика.
Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».
Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.
Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести.
Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
III. Из литературы XIX века
«Золотой век» русской литературы
О двух способах изображения жизни в литературе. Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века.
В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Жуковский-переводчик.
Для чтения и бесед
В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море», «Я Музу юную, бывало...».
А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.
А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи с повторением изученного).
Для чтения и изучения
«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар»,
«Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.
«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах.
Образ автора. Широта охвата действительности, Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе.
Для чтения и бесед
«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти. Жанр пьесы.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи с повторением изученного).
Для чтения и изучения
«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.
Для самостоятельного чтения
«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.
Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обри- совки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.
«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.
Для самостоятельного чтения
«Портрет», «Нос».
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Свои люди — сочтемся». Тишка — Подхалюзин — Большов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).
Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.
Для чтения и изучения
«Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.
Для чтения и бесед
«Тройка», «Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».
Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). Понятие о лирическом герое.
IV. Из литературы XX века
Литература великих и трагических лет.
А. А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».
Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.
Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.
В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.
Для чтения и бесед
«Разговор на одесском рейде...» — широта диапазона любовной лирики поэта.
Новаторство Маяковского в стихосложении. «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.
С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».
Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.
Для чтения и бесед
«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения.
М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки « шариковщины ». Булгаков-сатирик.
Для самостоятельного чтения
«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Принцип «жить не по лжи». Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).
V. Из зарубежной литературы
А.Данте. Сведения о жизни и творчестве.
«Божественная комедия» (обзор). Дантовская модель мироздания. Тема поиска истины и идеала. Смысл названия.
У. Шекспир. Сведения о жизни и творчестве.
«Гамлет» (в сокращении). Нравственные искания Гамлета. Понятие «гамлетизм». Женские образы трагедии. Понятие катарсиса.
И.Гете. Сведения о жизни и творчестве.
«Фауст» (избранные сцены). Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии. «Вечные образы» Фауста и Мефистофеля. Фауст в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья.
Уроки повторения и обобщения литературоведческих знаний.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока Ко-во
часов
Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Краткое теоретическое введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.
1
Сознательное чтение всех видов текста. Конспектирование учебного материала. Пересказ учебной статьи. Ответы на вопросы по прочитанному материалу.
Из литературы Древней Руси (5 ч.)
Возникновение литературы на Руси. Общая характеристика
1
Определение связи произведения с эпохой. Воспроизведение узловых сцен и эпизодов в авторской последовательности или выборочно, согласно аналитическому заданию (для характеристики образа-персонажа, особенностей композиции, идейного замысла и др.). Характеристика и оценка героев. Понимание основных проблем, композиционных особенностей произведения, авторской позиции. Отбор материала для домашнего сочинения по «Слову о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве». Судьба рукописи. Историческая основа «Слова…». Художественные картины «Слова». Мотивы "Слова…" в позднейшей литературе.
4
Из литературы XVIII века (12 ч.)
Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм.
1
Определение связи произведения с эпохой. Определение родов и жанров произведений.
Общая характеристика изучаемых произведений: их идей, тематики, конфликта, композиции, сюжета, особенностей языка.
Выявление особенностей характеров героев, способов их раскрытия.
Выявление способов выражения авторского сознания в изученных произведениях.
Построение логичного, доказательного суждения при ответе на проблемный вопрос.
Раскрытие значения творчества писателей XVIII века для истории литературы и нашего времени; продолжение и развитие патриотических, гражданских традиций древнерусской литературы в литературе XVIII века.
Умение выявлять основные черты литературных методов и направлений: Просветительского классицизма, сентиментализма.
Участие в диспутах, аргументированная защита своей позиции.
Самопроверка полученных знаний, основанная на заданиях учебника.
Умение давать аргументированные ответы с использованием теоретического материала и текста изучаемого произведения в кратких и развернутых письменных работах.
М.В.Ломоносов. Личность и деятельность
1
Ода 1747 года. Образ России.
1
. Д.И.Фонвизин. Общая характеристика творчества. «Недоросль». Знакомство с персонажами. Способы выражения авторской позиции. Тема чести и достоинства человека. Положительные образы комедии. Авторский идеал. Проблема воспитания в комедии. Способы создания отрицательных персонажей. Особенности конфликта и композиции. Сюжетные линии и их взаимосвязь.
4
А.Н.Радищев. "Радищев, рабства враг…". Знакомство с произведением «Путешествие из Петербурга в Москву». Пафос свободолюбия и гуманизма
1
Г.Р.Державин. Этапы жизни и творчества. «Властителям и судьям». Обвинительный пафос стихотворения. Анакреонтические стихотворения.
2
Н.М.Карамзин. «Слово о писателе». Лиризм повествования в произведении «Бедная Лиза». Сентиментализм. Основной конфликт, раскрытие внутреннего мира героев.
2
Из литературы XIX века (61 ч.)
«Золотой век» русской литературы. О двух способах изображения жизни в литературе. Романтизм и реализм. Романтизм и классицизм. Взаимосвязь романтизма и реализма.
2
Определение связи произведения с эпохой. Определение родов и жанров произведений.
Общая характеристика изучаемых произведений: их идей, тематики, конфликта, композиции, сюжета, особенностей языка.
Выявление особенностей характеров героев, способов их раскрытия.
Выявление способов выражения авторского сознания в изученных произведениях.
Построение логичного, доказательного суждения при ответе на проблемный вопрос.
Сопоставление героев с их прототипами.
Установление взаимодействия героев относительно главного конфликта произведения, объяснение их группировки и на этой основе объяснение системы образов эпического и драматического произведений.
Характеристика ритма, эмоционального тона, строфики, стихотворных размеров лироэпического произведения.
Выявление способов выражения авторского сознания в произведении (повествование от лица героя, лирический герой, соотношение автора и рассказчика).
Общая характеристика изучаемого произведения (его родо-жанровые особенности, идеи, тематика, конфликт, композиция, сюжет, особенности языка, значение для нашего времени). Определение авторской позиции и своего отношения к ней.
Сопоставление героев, тематики, проблематики, особенностей художественного изображения двух или нескольких произведений.
Сопоставление литературных произведений с произведениями других искусств (с использованием Интернета).
Применение в анализе произведений понятий, связанных с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе), со структурой художественного произведения (тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий). Определение функциональной роли средств изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика, пейзаж, интерьер), изобразительно-выразительных средств языка, характеристика особенностей стихотворной речи.
Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений и фрагментов эпических произведений с учетом жанровых и интонационных особенностей текста. С передачей при чтении личного отношения к событиям и героям.
Оценка лирического произведения на основе личностного восприятия и осмысления идейно-художественного своеобразия.
Участие в диспуте, отстаивание и защита своей позиции.
Участие в коллективной и парной работе по проектным заданиям.
Пересказ изученных художественных текстов с сохранением основных стилевых особенностей источника и выражением собственной оценки.
Виды письменных работ.
Анализ законченных фрагментов изученного художественного текста или отдельного произведения (рассказ, стихотворение). Определение значения выразительных средств языка, особенностей авторской речи, элементов стилистики текста.
Изложения подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием.
Сочинения разных жанров:
. В.А.Жуковский. Поворотные моменты жизни поэта. Романтический мир элегии «Море».
2
А.С.Грибоедов. Личность писателя и его время. «Горе от ума». Особенности жанра. Основа противостояния героев. Смысл названия комедии. Драматизм и комические краски финала. Отражение основного конфликта времени.
7
А.С.Пушкин. Время Пушкина. Лирика. Основные мотивы.
Поэзия свободы и дружбы. «К Чаадаеву», «К морю», «19 октября», «Арион», «Послание в Сибирь» и др.
Любовная лирика. «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна», «На холмах Грузии», «Я вас любил» и др.
Образы природы в лирике поэта. Болдино в жизни и творчестве. «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Элегия» («Мой путь уныл…», 1830), «Бесы», «Осень».
О роли и значении поэзии. Стихотворения «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др.
«Евгений Онегин». Особенности романа в стихах. История создания. Автор и его герой. Образы персонажей. Нравы и быт поместного дворянства, московского барства, петербургской аристократии. Понятие критического реализма.
«Моцарт и Сальери». Особенности «маленькой трагедии».
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Лирика. Основные мотивы.
Поэт и общество. «Смерть поэта» как поэтическая инвектива. Стихотворения «Поэт» (как программное в творчестве), «Пророк».
Поэтическая исповедь. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «И скучно и грустно…», « Выхожу один я на дорогу», «Дума».
Поэзия любви. «Как небеса твой взор блистает», «Слышу ли голос твой», «М.А.Щербатовой», «Отчего», «К портрету», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Образ отчизны в лирике. «Родина», «Прощай, немытая Россия…».
Лермонтов-переводчик. «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..» (из Байрона).
«Герой нашего времени» как первый русский психологический роман. Время создания, структура романа, особенности композиции. Романтизм и реализм в романе. Типичность образа героя. Понятие «лишнего» человека.
Н.В.Гоголь. Петербург 30 – 40-х годов. Жизненные источники повести «Шинель».
Поэма «Мёртвые души»: история создания, замысел, его осуществление. Приемы типизации, их роль. «Россия мертвых душ»: образы помещиков и чиновников. Души живые и мёртвые. Роль лирических отступлений. Образ Руси-тройки.
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Истинная и страстная любовь к народу. «Тройка», «Размышления у парадного подъезда».
Любовная лирика. Стихи «Панаевского цикла».
А Н.Островский – «Колумб Замоскворечья». Комедия «Свои люди — сочтемся». Особенности языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).
9
8
1
8
8
2
8
3
2
Из литературы XX века (20 ч.)
Литература великих и трагических лет. Введение.
А.А.Блок. О личности поэта. Многогранность творчества.
Слагаемые образа родины в поэзии Блока. «Россия», «Родина».
Поэт и жизнь. «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье…», «Земное сердце стынет вновь…».
Любовная лирика. «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты - как отзвук забытого гимна…»
В.В. Маяковский. Грани творчества поэта. Маяковский-лирик. «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение…», «Разговор на одесском рейде…».
Маяковский–сатирик. «Гимн обеду», «Подлиза» и др.
С.А.Есенин. « Жизнь его – пророческий духовный подвиг». «Красивое, как и вся жизнь, скоротечно, непрочно». Человек и природа в стихах Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы…», «С добрым утром!».
Цветопись, песенность стиха. «Отговорила роща золотая…», «Листья падают». «Край любимый», «Гой ты, Русь моя родная…», «Я покинул родимый дом…» и др.
Любовь ко всему живому. «Собаке Качалова».
М.А.Булгаков. Личность и писательская деятельность. Повесть «Собачье сердце». «Полиграф Полиграфович действует. Шариков и Швондер. Шариков и «шариковщина». Сущность явления «шариковщины» - сатирическая направленность повести.
А.И.Солженицын. Личность и творчество писателя. Рассказ «Матренин двор». Судьба Матрёны.
1
4
4
3
3
2
Определение связи произведения с эпохой, в нем отраженной, временем его написания, с некоторыми особенностями творчества писателя и литературных направлений.
Выявление способов выражения авторского сознания в изученных произведениях.
Построение логичного, доказательного суждения при ответе на проблемный вопрос.
Общая характеристика изучаемого произведения (его родо-жанровые особенности, идеи, тематика, конфликт, композиция, сюжет, особенности языка, значение для нашего времени). Определение авторской позиции и своего отношения к ней.
Сопоставление героев, тематики, проблематики, особенностей художественного изображения двух или нескольких произведений.
Сопоставление литературных произведений с произведениями других искусств (с использованием Интернета).
Применение в анализе произведений понятий, связанных с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе), со структурой художественного произведения (тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий). Определение функциональной роли средств изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика, пейзаж, интерьер), изобразительно-выразительных средств языка, характеристика особенностей стихотворной речи.
Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений и фрагментов эпических произведений с учетом жанровых и интонационных особенностей текста. С передачей при чтении личного отношения к событиям и героям.
Характеристика ритма, эмоционального тона, строфики, стихотворных размеров лирических произведений.
Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений и фрагментов эпических произведений с учетом жанровых и интонационных особенностей текста. С передачей при чтении личного отношения к событиям и героям.
Оценка лирического произведения на основе личностного восприятия и осмысления идейно-художественного своеобразия.
Виды письменных работ. Анализ законченных фрагментов изученного художественного текста или отдельного произведения (рассказ, стихотворение). Определение значения выразительных средств языка, особенностей авторской речи, элементов стилистики текста.
Из зарубежной литературы (8 ч.)
А.Данте. «Божественная комедия» (обзор с разбором фрагментов).
У. Шекспир. «Гамлет» (избранные сцены).
И.Гете. «Фауст» (избранные сцены).
2
3
3
Определение связи произведения с эпохой, в нем отраженной, временем его написания, с некоторыми особенностями творчества писателя и литературных направлений.
Выявление способов выражения авторского сознания в изученных произведениях. Общая характеристика изучаемого произведения (его родо-жанровые особенности, идеи, тематика, конфликт, композиция, сюжет, особенности языка, значение для нашего времени). Определение авторской позиции и своего отношения к ней.
Итоговые занятия
Состав УМК
Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: в 3 ч./под ред. ГИ. Беленького. – М.: Мнемозина.
Набор ЦОР к учебнику размещен в Интернете на сайте school-collection.edu.ru (каталог для ученика).
Беленький Г.И., Красновский Э.А., Леонов С.А и др. Методические советы к учебнику для 9 класса. Литература: пособие для учителя/под ред. Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина.
Поурочное планирование к учебнику «Литература. 9 класс». Размещено в Интернете на сайте school-collection.edu.ru (каталог для учителя).
Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Литература. 9 класс» размещены в Интернете на сайте school-collection.edu.ru (каталог для учителя).
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.