Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 с.Угаян»
МО «Алданский район»
Научно – исследовательская работа по теме:
«Картины зимней природы в стихотвоениях русских и якутских поэтов»
Работу выполнила: Олесова Лиза 9 класс
Руководитель: Авелова Марина Анатольевна
2012г.
Рецензия
на научно - исследовательскую работу
«Картины зимней природы в стихотворениях русских и якутских поэтов»
(Сопоставительный анализ)
Ученицы 9 класса
Олесовой Елизаветы
Мастерство поэтов поражает. Они умеют найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком. Их поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. А в этом и есть актуальность этой темы, без которой нет смысла в жизни…
Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, художественного анализа, заключения и списка литературы. Цель исследовательской работы это найти черты сходства и различия в стихотворениях разных поэтов о родной природе. Объяснить о прямом и переносном значении слов в стихах. Показать, что стихами поэт выражает любовь и уважение к своей родной земле. А объектом для исследования она взяла сопоставительный анализ стихотворений о зимней природе русских и якутских поэтов.
НИР «Картины зимней природы в стихотворениях русских и якутских поэтов» (сопоставительный анализ) можно считать состоявшейся и рекомендовать к доработке и подготовке её конкурсного варианта.
29.10.2012.
Председатель НПК «Шаг в будушее»
МКОУ АР СОШ №37
Кузьмина А. А.
Содержание
Введение _______________________________________________2.
Основная часть___________________________________________2.
Художественный анализ стихотворений
С.А.Есенин «Берёза»
Изобразительно-выразительные средства (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)_________________________________3.
С.С.Капитонов «Хатыннар сайыны
Изобразительно-выразительные средства (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворении_________________________________4.
И.Г.Баишев «Маннайгы хаардар»
Изобразительно-выразительные средства (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворении_________________________________4.
Заключение______________________________________________5
Приложения_____________________________________________6
.
Использованная литература________________________________7.
Введение
В младших классах, читая книжки со стихами, я всегда искала глазами картинки на страницах, стараясь лучше понять о смысле написанного, потому что так мне было легче представить картину описанного.
А сейчас, прочитав много стихов, я хочу узнать о сходстве и различии стихотворений русских и якутских поэтов.
Актуальность моей темы в том, что на уроках литературы, я очень люблю выразительно читать стихотворения о родной природе, и всегда задумываюсь над художественным языком автора, описывающим необычные пейзажи.… Как это ему удается разглядеть скрытые вещи в белых облаках, синих небесах, широких морях, зелёных лугах и лучах солнца? Так интересен и загадочен мир природы. Все ли поэты могут видеть мир природы таким незабываемым и неповторимым образом, который так трогателен и нежен? И этот яркий образ светлым и тёплым воспоминаем, навсегда, остаётся в нашей памяти.
В своих стихотворениях поэты не только возвеличивают и восхваляют щедрую красоту и необъятную мощь своей родины, но и умеют примечать то, что скрыто от глаз обычных людей. И тогда мы видим совсем другую картину: не просто белый снег, который выпал сегодня утром, а «живую» зиму, которая пришла и «заботливо» укрыла землю своей тёплой и пушистой шалью. А в произведениях разных писателей, зиму, мы тоже видим разной. Давайте проанализируем! Для начала я отобрала схожие друг с другом по тематике и по сюжету стихотворения.
Цель моей исследовательской работы:
- Найти черты сходства и различия в стихотворениях разных поэтов о родной природе.
- Объяснить о прямом и переносном значении слов в стихах.
- Показать, что стихами поэт выражает любовь и уважение к своей родной земле.
Гипотезой моего доклада является то, что стихами о природе поэты не только описывают красоту родной природы, времени года, но и выражают своё отношение к ней.
Задача моей исследовательской работы это - ВЫЯВИТЬ, КАКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СПОСОБСТВУЮТ СОЗДАНИЮ И РАСШИРЕНИЮ ЗНАЧЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВ: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Почему нас волнует стихотворное поэтическое произведение, заставляет испытывать особое чувство эстетического удовольствия? Как удается поэту иной раз всего несколькими строками вызвать в нашем представлении целостную картину? Почему слова, всем нам хорошо знакомые в жизни, в поэтическом тексте как бы приобретают особое качество – становятся многозначительными, надолго запоминаются, приобретают характер ярких и мудрых изречений. Для выражения сложного мира человеческой души поэты используют ассоциации и образы природы. Они не просто рисуют состояние души, а ее "биение", движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык. В этих четырех строчках Ф.И.Тютчева сконцентрировано то - истинное отношение к Природе, которое изначально присуще нашей русской цивилизации. Невероятно мастерство поэтов в создании живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. В художественном образе интегрируется "звук цвета" и "цвет звука". Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. В стихотворениях природа всегда живая и очеловеченная.
А объектом для исследования я взяла сопоставительный анализ стихотворений о зимней природе русских и якутских поэтов.
Основная часть.
Сначала я выбрала стихотворения о зимней природе и нашла семь стихотворений великих поэтов. Выбор стихотворений о зимней природе:
А.С.Пушкин «Зимнее утро»,
Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою»,
С.А.Есенин «Береза»,
А.Фет «Чудная картина»,
С.С.Капитонов «Хатыннар сайыны туhууллэр»,
И.Г.Баишев «Маннайгы хаардар».
С.С.Васильев «Эриэккэс да дойдулаах эбиккин!»
Все они предназначались своей родной природе, но я остановила свой выбор на трех самых известных стихотворениях:
1) Стихотворение С.А.Есенина «Берёза»,
2) Слова якутской песни С.С.Капитонова«Хатыннар сайыны туhууллэр»,
3) Стихотворение И.Г.Баишев (Билинни суруйааччы) «Маннайгы хаардар».
Ход исследования:
В ходе работы я искала в трех стихотворениях изобразительные средства, которые описывали картины зимней природы, и нашла в них характерные признаки, по которым угадывала значения. И вот что получилось в сравнительной таблице: Например,
В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Береза» есть постоянные эпитеты:
«Белая береза» - белого цвета, «пушистые ветки» - ветки от снега стали похожи на мех, «снежная кайма» - похожа на белую скатерть, «белая бахрома» - ветки стали похожи кисточки.
метафоры, которые имеют скрытое сравнение: «сонная тишина» - означает сон, покой; «золотые огни» - блеск снежинок; «серебро» - свет снега сравним с серебром; «и горят снежинки» - сверкание снега.
Олицетворения – это наделение неодушевленных предметов качествами живых существ: Например,
«Принакрылась снегом», « И стоит береза», «А заря лениво, обходя кругом».
Береза в стихотворении Есенина похожа на грустную и скромную девушку, которая укуталась в пушистую и белоснежную шаль.
Оттон саха билинни хоhоонньутун С.С.Капитонов ырыатын тылларын ылан кордоххо: Холобура , « Хатыннар сайыны тууhууллэр» диэн ырыа5а. Маннык тэннээн коруулэрэ – сравнениялар эбиттэр:
«Кэтэhин маанылаах кыргыттар» -кэрэ кыыс курдуктар,
«Куѳх солко сэбирдэх симэ5и» - сэбирдэхтэрэ киэргэл курдуктар, куѳх ѳннѳѳх солко былааччыйа кэппит курдуктар.
Киhиэхэ холооhуннара - Олицетворениялара: «Утуйа тураллар хатыннар»,«Хатыннар сайыны туhууллэр», «Кэтиэххит кэhиини»,«Оччо5о солконон суугунуу, кѳрсуѳххут уйгулаах ыhыа5ы»,«Дуоhуйа туойсуоххут тойугу, Астына аахсыаххыт айхалы…»
Бу ырыа5а хатыннар эмиэ эдэр мааны кыргыттарга холоноллор, кинилэр сайын кэлэрин кэтэhэ утуйа - туhуу турар курдуктар.
3) Уhус И.Г.Баишев хоhоонноруттан «Маннайгы хаары» ылан кѳрдѳххѳ. Кистэлэн тэннээн кѳруулэрэ - метафоралара: « Хаар, хаар кыыдамныыр, Кыырпахтара кыламныыр».Тэннээн кѳруулэрэ - сравнениялара: «Алаас – сырдык, ып – ыраас , Остуоруйа дойдута», «Суѳгэй курдук сѳруун хаар».Киhихэ холооhуннара – олицетворениялар: «Куугэнниирэ кѳтѳр хаар», «Куѳгэлдьийэ ункуулуур»,«Сурэхпитин уоскутар». Бу хоhоонно хаарбыт эмиэ астына саныыр о5о сааспытын санатар уонна эдэр кыыс о5о5о маарынныыр, кини суурэр – кѳтѳр, ункуулуур.
Природа Баишева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить, играть, веселится и летать.
Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа.
Заключение:
Изображая природу как живое существо, поэты наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Маннайгы хаар» Баишев изображает первый снег - снежинку. Мы не только видим движение снежинки, как он постепенно падает на землю, «медленно танцуя», «весело играя», но и чувствуем его прикосновение, которое успокаивает наше сердце. Живое богатство поэтов природы ограниченно. Да, природа наша живая, возвышенная, красивая, и не просто красива, ее красота величественна.
Таким образом, писатели и поэты рисуют картины природы, пользуясь художественным языком, и пришла к выводу, что все поэты рисуют картины природы, одинаково изображая пейзажи красочными, яркими и неповторимыми красками, но образы у всех получаются разные, например: у Пушкина зима отождествляется с образом сердитой старухи, либо доброй волшебницы (приём контраста). У Есенина образ зимы – это красивая и скромная девушка. А для Фета зима жизнерадостная бойкая. У Тютчева – зима как - будто заколдована. У якутских же поэтов зима отличается суровостью и холодностью, поэтому она ассоциируется со сказочным образом – Чыысхаана. А в данных произведениях образ зимы сравнивается с образом молодой и
грустной девушки (в песне «Хатыннар сайыны туhууллэр») и маленькой танцующей девочки (в стихотворении «Манннайгы хаар»).
Приложения:
1).А.С.Пушкин «Зимнее утро»,
Мороз и солнце ; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена.Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег милый для меня.
2).С.С.Капитонов
«Хатыннар сайыны тууhууллэр»
Алааhым са5атын таптааннар
Утуйа тураллар хатыннар,
Сылаас хаар са5ыннах биhигэр
Хатыннар сайыны туhууллэр
Ол туулгэ кѳстѳллѳр кун туннэр
Сандаара дайаллар сарыаллар,
Иhиллэр Оhуокай тойуга,
Куѳрэгэй кѳччуйэр уруйа…
Кэтэhин маанылаах кыргыттар
Кылбаарар кыhынны хатыннар,
Кэм кэлиэ –кэтиэххит кэhиини –
Куѳх солко сэбирдэх симэ5и.
Оччо5о солконон суугунуу
Кѳрсуѳххут уйгулаах ыhыа5ы,
Дуоhуйа туойсуоххут тойугу,
Астына аахсыаххыт айхалы…
Утуйун,утуйун хатыннар
Туhээн дуу чаас аайы сайыны
Ханнык да чысхааннаах тымныылар
Кыайбаттар ырыаны, тапталы!
3).Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
4).А.А.Фет «Чудная картина…»
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
5).С.А.Есенин «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
6).И. Г. Баишев «Маннайгы хаардар»
Хаар, хаар кыыдамныыр,
Кыырпахтара кыламныыр,
Урун мѳhуурэ –
Куугэнниирэ кѳтѳр хаар –
Куѳгэлдьийэ ункуулуур.
Хаар, хаар ууллар хаар,
Тымныы – ѳссѳ да ыраах,
Сѳбугэр сылаас.
Алаас – сырдык, ып – ыраас
Остуоруйа дойдута.
Хаар, хаар, тунал хаар
Хаатыыскалыыр хаарыан хаар,
Арылыйар хаар
Уку – туку тыам сирин
Тупсарда5ын ба5аhын!
Хаар, хаар,ча5ыл хаар,
Уон ѳнунэн оонньуур хаар,
Кустуктанар хаар ,
Суѳгэй курдук сѳруун хаар -
Сурэхпитин уоскутар.
7).C.C.Васильев – Борогонскай «Эриэккэс да дойдулаах да эбиккин!»
Улускэннээх сууруктээх,
Ѳлуѳнэлиир ѳрустээх,
Суотту курдук хочо баарын билбэппин.
Эн оннук кэрэ хочолоох буоллаххына,
Эриэккэс да дойдулаах эбиккин!
Кѳмус алтан туорахтаах,
Кѳнньуѳс тор5о мырааннаах,
Суотту курдук кытыл баарын билбэппин.
Эн оннук кэрэ кытыллаах буоллаххына,
Эриэккэс да дойдулах эбиккин!
Солко нусхал суугуннаах,
Состуой толоон хонуулаах,
Суотту курдук сыhыы баарын билбэппин.
Эн оннук кэрэ сыhыылаах буоллахына,
Эриэккэс да дойдулаах эбиккин!
Ырыа – тойук алгыстаах,
Ыччат билэ дьоннордоох,
Суотту курдук дойду баарын билбэппин.
Эн оннук кэрэ дьоннордоох буоллаххына,
Эриэккэс да дойдулаах эбиккин!
Использованная литература:
Учебная хрестоматия по литературе 5 кл. национальных школ ( Под ред: К.М. Нартова) 1993г.
Литература. Устный и письменный экзамены ( Е.П.Педчак) 2003г.
Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы. Якутск 2003г.
Сборник стихов якутских поэтов. Якутск.2007г.