Уроки французского- уроки доброты

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Разработка урока по творчеству Распутина

Уроки доброты в произведении В.Г. Распутина

"Уроки французского" 



Как правило, заключительный урок по произведению В. Г. Распутина «Уроки французского» проходит под общим названием «Уроки доброты». Предлагаю свой вариант логического завершения работы над данным произведением.

Цели:

  1. Раскрыть идейное содержание произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

  2. Развивать навыки анализа художественной прозы.

  3. Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.

Оборудование: Портрет писателя, рисунки учащихся, таблички с литературными терминами.

Индивидуальные задания:

  • Раскрыть литературные термины: автобиография, антитеза, композиция.

  • Подготовить краткую биографическую справку о писателе.

  • Найти в тексте различие высказываний автора и героя.

  • Подготовить краткие литературные характеристики героев.

Ход урока

I. Вступительная беседа

- Ребята, как вы понимаете, что такое добро?

- Кто для вас является добрым человеком?

Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…

- Сегодня мы вновь поговорим о произведении В. Г. Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы. Во многом на его мировоззрение повлияло тяжёлое детство.

Слушаем подготовленного ученика с краткой биографической справкой:

Сознательное детство его (В. Г. Распутина), тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своем творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам. ( Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина»)

II. Выявление авторской позиции.

- От какого лица ведётся повествование?

Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое произведение называется автобиография. (Индивидуальное задание)

- Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?

Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

Ищем в тексте цитаты с различием детского и взрослого голосов.

(Индивидуальное задание)

Детский голос

  • «Больше на меня не обращали внимания, я отошёл в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило.»

  • «Я вертелся меж Вадиком и Птахой…. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же: «Перевернул. Перевернул. Перевернул!»»

  • «Во мне всё как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово.»

  • «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня.»

  • ««Упал», -брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.»

  • «После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.»»



Взрослый голос

  • «Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество.»

  • «Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом.»

  • «Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками.»

  • «Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного.»

  • «При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких.»

III. Работа над композицией рассказа.

-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?

Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста.

Раскрываем литературный термин композиция. (Индивидуальное задание)

Составляем композиционный ряд, озвучивая каждый соответствующий эпизод рассказа, наглядно иллюстрируем подходящими рисунками ребят.

Предисловие – завязка (поступление в школу )- предыстория (жизнь в деревне)- эпизод1 (голод и одиночество) - кульминация1 ( игра в «чику», драка) - эпизод2 ( занятия с учительницей) - эпизод3 (первая посылка) -эпизод4( игра в «замеряшки» и «пристенок») - кульминация2 (разоблачение) – развязка (отъезд учительницы) - послесловие (вторя посылка).

Анализируя данную последовательность, ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше и больше по мере того, как она начинает принимать большее участие в жизни мальчика. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо.

- Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?

-Почему он перестал бояться французского языка?

-Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?

-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

-Все ли герои рассказа добры и благородны?

IV. Литературные характеристики героев.

Рассказываю учащимся, что Валентин Григорьевич Распутин-мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.

Далее ребята создают литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков. (Проверка домашнего задания)

«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)

Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу. (Индивидуальное задание)

V. Обобщение знаний.

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В. Г. Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.





[pic]





Герою противопоставлен автор, об этом уже упоминалось в начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных (это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных (жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.



Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения, которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».

- Ребята, вспомните всё, о чем говорилось ранее: позицию автора, строение рассказа, характеристики героев, литературные приёмы. В совокупности всё это поможет нам раскрыть идею рассказа. Для чего он был создан?

Учащиеся высказывают свои мысли и предположения.

-Вдумайтесь в смысл названия произведения.

-Какое слово вы считаете главным в названии?

Читаем в толковом словаре значение слова урок.

УРОК.

  1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.

  2. Учебная работа, заданная школьнику на дом.

  3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

  4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.

  5. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).

На первый план выходит третье значение слова, недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»

  1. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»

  2. «И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»

VI. Итог урока.

- Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание: сочинение «Как я узнал, что такое добро»