Опорные схемы-конспекты по русской литературе Литературные направления (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Опорные схемы-конспекты по русской литературе

8 класс

Литературные направления

  1. КЛАССИЦИЗМ



Классицизм (classicus – образцовый, первоклассный) – художественное направление в искусстве и литературе XVII – начала XVIII в.в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.



Классицизм



XVII век



во Франции



идеи гражданственности, идеи просвещенной монархии

и единства наций



принцип рационализма, культ разума,

подражание природе



деление литературы на жанры



высокие низкие

(ода, героическая поэма, (комедия, сатира.

трагедия) басня)

я з ы к

торжественный, обыденный,

величавый разговорный

г е р о и

монархи (царь и король), крестьяне,

полководцы, крупные слуги

государственные деятели



П.Корнель, Ж.Расин, Мольер (Франция);

Шиллер (Германия);

Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов

К.Ф. Рылеев, А.С. Грибоедов (Россия)





Принцип 3-х единств

  1. единство места (действие происходит в одном месте);

  2. единство времени (событие происходит в течение суток);

  3. единство действия (единая сюжетная линия)







  1. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ



Сентиментализм (фр. sentiment – чувство, чувствительность) – направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.



Сентиментализм



в Европе



в середине XVIII века



внутренний мир простого человека,

его личные переживания



г е р о и

человек простой, незнатный



демократизация литературы

(идеи нравственного равенства людей, естественности, простоты, органической связи с природой – культ природы и чувства)



я з ы к обогатился живой разговорной речью

(преимущественно речью дворянских просвещенных кругов)



ж а н р ы

элегия (стихотворение, проникнутое грустью);

послания к друзьям, дневники,

путевые заметки, мемуары, повести и романы



англ. Ричардсон «Кларисса Гарло»;

Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»;

франц. Жан Жак Руссо «Юлия или новая Элоиза»;

нем. Гете «Страдания молодого Вертера»

русский сентиментализм

Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев,

ранний Жуковский







  1. РОМАНТИЗМ

Романтизм (фр. romantique) – литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце ХVIII – начале XIX века.

Романтизм

в конце XVIII – начале XIX века

в Западной Европе

характерно расхождение между мечтой и

действительностью


связано с острой неудовлетворенностью социальной

действительностью, разочарованием в окружающем и порывом к иной жизни, к смутному, но притягательному идеалу


провозглашение культа человеческой личности,

утверждение человеческой индивидуальности


г е р о и

бунтари, борцы за справедливость


новый литературный жанр

лироэпическая поэма


Д.Байрон, В.Скотт (Англия)

В.Гюго, П.Мериме (Франция)

поэты-декабристы, В.А. Жуковский,

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов



Байронический герой

Унылый романтизм и безнадежный эгоизм.

А.С. Пушкин

Его отличает глубина и сила чувств, острое восприятие несовершенства мира, где он не находит отклика на свои сокровенные желания, где не может осуществиться его мечта. Поэтому он постоянно испытывает одиночество, непреодолимую тоску.

Байронический герой – бунтарь-одиночка. Он противостоит массе. Он – аристократ духа, наделен высоким происхождением. Стремится к добру и справедливости. От неосуществимости этого стремления проистекает его неверие в жизнь, холодный скептицизм, пессимизм.

В любви, как и в ненависти, герой Байрона не знает границ, однако его любовь никогда не приносит счастья. Всегда загадочно и его прошлое. Исключительность героя подчеркивается и его необычной внешностью, которая свидетельствует об особых душевных качествах.

Герой Байрона представляется полулегендарной личностью.



  1. РЕАЛИЗМ

Реализм (лат. realis - действительный)направление в литературе

XIX-XX веков, целью которого является правдивое воспроизведение действительности и воспроизведение жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах.

Реализм

20-е годы XIX века

глубокое всестороннее изображение человека и

социальных условий его жизни


народность и историзм

г е р о и

характерные для определенного времени,

определенной страны и среды явления


Стендаль, Бальзак (Франция);

Диккенс, Теккерей (Англия);

Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой,

Достоевский, Чехов (Россия)



  1. НЕОРОМАНТИЗМ



Неоромантизм (греч. neos – “новый» и романтизм) – литературное направление, берущее начало от романтизма, возрождение романтических традиций в литературе конца XIX – начала XX века с последующим переосмыслением и дополнением романтических умонастроений.



Неоромантизм



в конце XIX – начале XX века



в Европе



реакция на натурализм и пессимизм,

на безверие декадентства



тесно связан с романтизмом



воспевание мужества, подвигов и героики приключений



г е р о и

мужественный и необыкновенный человек,

нередко противостоящий обществу (изгой) или

отчужденный от народа (сверхчеловек)



Р.Киплинг, Р.Стивенсон, А.К. Дойл,

Э.Л. Войнич, Г.Ибсен, Ф.Г. Лорка, Д.Лондон

К.Бальмонт, З.Гиппиус, С.Городецкий