Работа по литературе для 6 класса.
1. Вид работы: для тематического контроля.
Цель контроля: проверить уровень усвоения учащимися материала по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» в соответствии с требованиями учебной программы.
2. Перечень проверяемых образовательных результатов:
1. Определять тему и основную мысль произведения.
2. Находить основные изобразительно-выразительные средства в произведении, определять их художественные функции.
3. Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики изучаемых произведений.
4. Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, данными в разделе «Теория литературы» в содержании программы, как инструментом анализа и интерпретации художественного текста.
5. Представлять развернутый (3-5 предложений) устный или письменный ответ на обсуждавшийся ранее или новый вопрос.
6. Выражать личное отношение к изученному или самостоятельно прочитанному художественному произведению, аргументировать свою точку зрения, опираясь на особенности авторского стиля, авторскую позицию.
3. Перечень проверяемых элементов содержания:
Михаил Юрьевич Лермонтов.
1. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.
2. «Тучи». Приём сравнения как основа построения стихотворения.
3. «Утёс». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
4.Структура работы.
задания Краткое описание задания
Проверяемый результат
Проверяемый элемент содержания
Уровень: базовый (Б), повышенный (П)
1
Развернутый ответ на проблемный вопрос к предложенному тексту.
1, 3, 4, 5
1, 3
Б
2
Развернутый ответ на проблемный вопрос к предложенному тексту.
2, 4, 5
2, 3
Б
3
Задание на сопоставление фрагментов художественных текстов.
1, 5, 6
1, 3
П
5. Время, отводимое на выполнение работы: 45 минут.
6. Дополнительные материалы и оборудование.
Работа выполняется учащимися в тетрадях для контрольных работ.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Таблица 1 Критерии оценивания заданий 1-2
а) учащийся даёт прямой связный ответ на все вопросы, опираясь на авторскую позицию, аргументирует свои тезисы,
подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют.
4
б) учащийся даёт прямой связный ответ на все вопросы, опираясь на авторскую позицию,
но
недостаточно полно аргументирует свои тезисы,
и /или отчасти подменяет анализ пересказом текста;
и/или допускает одну фактическую ошибку.
3
б) учащийся понимает суть вопросов,
но
дает ответ только на 1 вопрос,
и/или искажает авторскую позицию,
и/или ограничивается изложением своей точки зрения,
и/или не все тезисы аргументирует,
и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста,
и/или допускает одну фактическую ошибку.
2
в) учащийся понимает суть вопросов,
но
дает ответ только 1 вопрос,
и/или искажает авторскую позицию,
и/или ограничивается изложением своей точки зрения,
и/или не все тезисы аргументирует,
и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста,
и/или допускает две фактические ошибки.
1
в) учащийся не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос,
и/или подменяет анализ пересказом текста,
и/или допускает более двух фактических ошибок
0
Таблица 2
Критерии оценивания сопоставительного задания 3
Баллы
1. Умение сопоставлять художественные произведения
а) учащийся сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику
2
б) учащийся сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики
1
в) учащийся, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа
и/или не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику
0
2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
а) учащийся даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),
при необходимости формулирует свою точку зрения,
аргументирует свои тезисы,
подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют
2
б) учащийся понимает суть вопроса,
но
не даёт на него прямого ответа,
и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел),
и/или ограничивается изложением своей точки зрения,
и/или не все тезисы аргументирует,
и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста,
и/или допускает одну-две фактические ошибки
1
в) учащийся не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос,
и/или подменяет анализ пересказом текста,
и/или допускает более двух фактических ошибок
0
3. Следование нормам речи
а) допущено не более двух речевых ошибок
1
б) допущено более двух речевых ошибок
0
Максимальный балл
5
Рекомендуемая шкала перевода в 5-балльную систему:
«5» - 11-13 баллов
«4» –8-10 баллов
«3» –5–7 балла
«2» – 4 балла и менее
8. Варианты контрольной работы.
Вариант 1
Часть 1.
Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс» и выполните задания 1-2. На вопросы дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3 – 5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утеса?
2. Какой художественный прием лежит в основе стихотворения? Как вы думаете, почему именно этот прием Лермонтов использовал для передачи главной мысли стихотворения?
Часть 2.
На вопрос 3 дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3 –5 предложений). Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
3. Сопоставьте стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Утёс» и «Расстались мы, но твой портерт…» Чем различается воплощение темы непрочности человеческих отношений в этих произведениях?
***
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
Вариант 2
Часть 1.
Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» и выполните задания 1-2. На вопросы дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3 – 5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1. В чём Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек? Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?
2. Какой художественный прием лежит в основе стихотворения? Как вы думаете, почему именно этот прием Лермонтов использовал для передачи главной мысли стихотворения?
Часть 2.
На вопрос 3 дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3 – 5 предложений). Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
3. Сопоставьте стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Тучи» и «Прощай, немытая Россия…» Чем различается воплощение темы родины в этих произведениях?
***
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей*,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
(*ПАША [тур. pasha] В султанской Турции, в Египте (до 1952 г.) и некоторых других мусульманских странах: почётный титул высших военных и гражданских сановников; лицо, носившее этот титул).