Методическая разработка внеклассного мероприятия Литературный бал

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Звучит вальс И.Штрауса.

Кружатся три пары в вальсе!



Выходят двое ведущих.


Девушка.

Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; Толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мертвой на устах,

Обыкновенной рамой бала,

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят.


Юноша.

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих;

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым.

Их легкий стан обозначают.

Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд:

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

Девушка. Добрый вечер, дамы и господа!


Юноша. Добрый вечер, милостивые государыни и милостивые государи!

Девушка. Мы счастливы, что вы прибыли на наш бал, посвященный Году литературы!


Юноша. Балы в жизни российского дворянства занимали значительное место, являясь не только развлечением, но и формой общения. Там создавалось общественное мнение, добивались признания света…


Девушка. В непринужденной обстановке обсуждались государственные и дипломатические проблемы. Раут был строго регламентирован. Сегодня мы попытаемся воссоздать некоторые его элементы.


Выходит распорядитель


Распорядитель. Господа! О балах в русской литературе написано немало прекрасных строк. Давайте назовем эти произведения. Итак: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» - провинциальный бал у Лариных, балы в Москве и Петербурге; «Дубровский», «Пиковая дама», «Борис Годунов»; М.Ю.Лермонтов «Маскарад», Н.В.Гоголь Мертвые души» - бал у губернатора; Л.Н.Толстой «Война и мир».

Девушка. Бал для юной девушки, которую только начинали вывозить, это повод для волнений – там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная…

Видео. Отрывок из к/ф «Война и мир». Вальс Прокофьева - танец Наташи Ростовой.


Юноша. Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб. А дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими взрослыми дочерьми – «на ярмарку невест».


Девушка. Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сиянье.


Юноша. Самый большой зал в доме отводился под танцы. Здесь почти не было мебели, только кресла и стулья вдоль стен. Несколько гостиных в доме предназначалось для игроков в карты. Еще несколько комнат обставляли мягкой мебелью и отводили для тихой беседы.


Распорядитель. Танцы являлись основой вечера и следовали в общепринятом порядке. Полонез, вальс, экосез, галоп, венец бала - мазурка, кадриль, танец-шутка - котильон.

Наш бал открыт вальсом, но в большинстве своем бал открывался другим танцем, полонезом.  

Видеофрагмент. Полонез из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».


Во время видеофрагмента слова ведущих:


Юноша: Этим танцем открывался любой бал. По сути своей это было торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй - хозяйка с самым именитым гостем.


Девушка: Если на балу присутствовал Император, то полонез открывал он с хозяйкой дома, а второй парой шел хозяин с Императрицей. Первая пара задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца. Сам танец мог продолжаться около часа.


Фрагмент закончен.


Распорядитель: Господа, мы наблюдали величественный и изящный танец - полонез.

Что ж, а теперь давайте обратим свое внимание к другому бальному танцу. К польке.


Юноша: Первые упоминания о польке как о бальном танце относятся к 1825 году. Редкому танцу выпадала честь произвести такую сенсацию и заставить о себе столько говорить, писать, печатать и фантазировать чуть ли не по всему земному шару, как то случилось в 1844 г. с полькой.


Девушка: Повсеместный успех польки объясняется тем, что она, как и вальс, имеет живой ритм, состоит из незамысловатых вращательных движений. И мы сейчас попробуем эти движения разучить.


Распорядитель: У нас в гостях учитель танцев со своими учениками. Их мы попросим научить нас движениям польки.

 

Мастер-класс. Полька.


Звучит мелодия мазурки.

Юноша: А помните в «Евгении Онегине»:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Девушка: Мазурка! Кстати мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал! Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.


Юноша: Разумеется! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку.


Девушка: Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!... Она часто начиналась предложением и через два часа оканчивалась согласием на него…


Видеофрагмент. Танцуют мазурку.


Выбегают две девушки в бальных нарядах. Сценка их разговора на балу.

Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!

Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!

Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.

Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.

Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.

Сашенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!

Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают.


Юноша: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.


Девушка: В салоне на балах, можно было заняться заполнением альбомов, и их чтением. Прекрасные дамы делали себе альбомы, в которых восторженные кавалеры и любезные подруги писали стихи, эпиграммы, комплименты, и рисовали всё, что захочется выразить!

Юноша: Альбомы пушкинской поры вели не только барышни или юноши, но и взрослые дамы, а порой и солидные господа. Как правило, в таких альбомах писали не столько сами их хозяева, сколько друзья и знакомые. 

Девушка: Стихи в альбом – жанр особый, легкий. Сродни мазурочной болтовне, им не пренебрегал и сам Пушкин.


Юноша:


В альбом Анны Керн:

Мне изюм

Нейдет на ум,

Цуккерброд

Не лезет в рот,

Пастила нехороша

Без тебя, моя душа.


В альбом Княжны Абамелек.

Когда-то (помню с умиленьем)

Я смел вас нянчить

с восхищеньем,

Вы были дивное дитя.

Вы расцвели – с благоговеньем

Вам ныне поклонюсь я.

За вами сердцем и глазами

С невольным трепетом ношусь

И вашей славою и вами,

Как нянька старая, горжусь.


Распорядитель: В начале 19 века был популярен танец вальсового характера Алеман. Иначе его называют «вальс втроем». Танец имеет французские корни. В эпоху наполеоновских войн большинство танцующих мужчин находилось в действующих войсках. Возможно, поэтому оставшиеся кавалеры вынуждены были танцевать с двумя дамами одновременно. Русские любители танцев исполняли его на семейных балах

Алеман Господа!


Алеман. Танцуют воспитанники школы искусств


Юноша. Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Они проводились как в ходе танцевального отделения, так и во время перерыва между танцами, в составе, так называемых, дивертисментов.


Девушка. Примером бальных игр и забав являются живые картины, жмурки, отбивание дамы, похищение веера, жмурки, ручеек.


Распорядитель: Уважаемые дамы и господа, а не поиграть ли нам в фанты?!

Мы придумали для вас множество забавных заданий! 

Ваши фанты в этой коробке! И сейчас мы определим, кто что будет делать!

(Распорядитель вытаскивает из коробки фант и возвещает, что этому фанту делать)

Фанты 


Юноша: А теперь давайте вспомним, в какие карточные игры играют герои литературных произведений. У Лариных играли в вист, бостон, ломбер. Герои «Пиковой дамы» играют в «фараон» и «штосс».


Сцена игры в карты. Театр «Собеседник».

Юноша. Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – «карне» или «агенд» – куда вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести к дуэли между кавалерами.

Девушка. Именно из-за вальса Онегина с Ольгой Ленский вызвал друга на дуэль. Наиболее громкие дуэли того времени связаны с именами Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.

Сцена из дуэли на экране в это время читаются строки:


Юноша:

 Вот и окончен бал...погасли свечи...

И на полу остатки конфетти...

Унёс с собой полжизни этот вечер,

Оставив лишь короткое "Прости..."

Устало собирая шлейфом блёстки,

Последний раз по залу я пройдусь...

Всё получилось мимолётно...просто...

Только я всё ещё боюсь,

Что возвратится ночь та отраженьем

Зеркального синонима судьбы...

И снова ты с тем самым выраженьем

Шептать мне будешь ложно о любви...

И что тогда? Где прятаться от боли?

Как удержать желаемое "да"?

Я за любовь плачу сегодня кровью,

Чтоб успокоить сердце навсегда!


На фоне видео фрагмента «Котильон с цветком» слова ведущих:


Девушка: Ни один бал в XIX веке не проходил без котильона.  Котильон очень напоминает массовую танцевальную игру, возглавляемую одной парой, хорошо знающей танец. В фигуры котильона входили такие танцы, как вальс, мазурка, полька. Длился танец не менее двух часов, поэтому всегда был завершающим танцем бала.


Юноша: После котильона гости шли ужинать, или, если бал продолжался после ужина, то и котильон переносился на это время, а после его окончания все разъезжались. Котильон предоставлял танцующим множество возможностей для ухаживания, разговора о нежных чувствах, для решительного объяснения и потому был любимейшим из бальных танцев. Многие и ездили-то на бал только за тем, чтобы поучаствовать в котильоне.


Видеофрагмент еще длится с минуту и заканчивается.


Девушка: Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу.


Юноша: Улица заполнялась экипажами. Часто разъезжались по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".



Распорядитель: Итак, Дамы и Господа, прощальный вальс…


Звучит вальс Г.В.Свиридова из кинофильма «Метель».

Танец в исполнении воспитанников Школы искусств


Слова под музыку


Юноша: 

Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели 
В забавах и знакомствах.

Девушка: 

Довольны все и стар, и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро


Распорядитель: Мы благодарим всех, кто посетил наш бал!