Рабочая программа по родной литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

Протокол № _____

от ___________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

________________

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

_______________

Приказ от ----- №

 



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родная русская литература» для 10 класса

на 2016 - 2017 учебный год.

Ступень _____________________________________







34 часа за учебный год

Составитель: Шхамузова А.Т.

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории








г. Усть-Джегута

2016 г.

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по родной русской литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

1. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) – для 1-4 классов; или ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.

  1. Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от ______ № ________);

  2. Учебный план ОУ (утверждён приказом от____ № ____);

  3. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от____ № ____);

  4. Примерные программы по учебным предметам. Родная русская литература. 10-11 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2016 -2017 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнаукиот ____________№______.


Цели и задачи обучения родной русской литературы в 10 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.

Изучение курса представляет собой содержание литературного процесса от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В основе программы лежит историко-литературный принцип. Логика расположения материала в программе курса помогает увидеть бег времени, показать соотнесение истории, бытовых реалий и литературы. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Специфика курса определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Поэтому эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать язык без обращения к художественной литературе. Особое значение эта взаимосвязь литературы и русского языка имеет для развития речи.

Художественная литература как вид искусства связана с иными формами общественного сознания – моралью, религией, философией, наукой. Соответственно наука о литературе и критика взаимодействуют с общественными и гуманитарными науками – языкознанием, искусствоведением, этикой, историей, психологией, логикой и др.

Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Целями обучения предмета «Родной русской литературы» в 10 классе является :

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Основными задачами обучения являются:

  • сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;

  • на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;

  • выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;

  • показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;

  • определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;

  • объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;

  • выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;

  • воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников;

  • выработать навыки грамотной устной и письменной речи;

  • совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть;

  • формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.


Содержание учебного предмета «Родная русская литература.» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение.Россия в первой половине XIX века. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века.. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.

Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского

творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Романтическая поэма Лермонтова «Демон».

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов».

Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как

проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)


Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика оТургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.

Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество.

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»., широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый

поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого.

Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись  [link] Основные виды учебной деятельности

Раздел 1.

Введение. Фольклор.


2

Учится различать жанры устного народного творчества, развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения, умение сравнивать и анализировать;развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения,способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации.

Раздел 2.

Из древнерусской литературы.


2

Систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

Раздел 3.

Из литературы 18 века.


3

Воссоздание    атмосферы эпохи  18в.,  выявление особенностей  развития  литературы.

Раздел 4.

Из русской литературы 19 века.


14

Выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 9-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Раздел 5.

Из русской литературы 20 века (продолжение).

13

Выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 9-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XX в., дать общую характеристику литературы I половины XX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Итого:


34




























Приложение.

Оценивание результатов обучения по литературе.

Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  1. коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.

  2. языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.

  3. навыки правописания – орфографические и пунктуационные.


Требования к объему сочинений и изложений


Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками:

  • первая ставится за содержание и речевое оформление;

  • вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:

Речевые ошибки


К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  1. употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  2. неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  3. нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  4. употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  5. пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  6. стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Стилистические ошибки

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  1. неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;

  2. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);

  3. смешение лексики разных исторических эпох;

  4. употребление штампов;

  5. речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

  1. бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  2. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

  3. стилистически неоправданное построение слов;

  4. неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку и она клюнула);

  5. неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  1. словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

  2. морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).

  3. синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)

- нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);

- разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например, Кусты, они покрывали берег реки);

- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

- отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть, сложив руки; хохотала как резаная).

Орфографическая ошибка

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо –«юю» по правилу написано другое







Нормы оценивания сочинений и изложений

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается

1 негрубая орфографическая

1 пунктуационная

1 грамматическая


«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические


1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические


0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых)

6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных.

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.


Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).

Оценивание устных ответов учащихся (учитывается знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения).




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 В КЛАССЕ

ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.


урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Форма контроля


план

факт

1

1



Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века .

Урок изучения нового материала

Организа-ция совмест-ной учебной деятель-ности

2

1



А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество.


Лекция

Конспект

3




Лирика А.С. Пушкина.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

«К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность».

Лекция

Вырази-тельное чтение, анализ стихотворений.

4

1



Лирика любви в творчестве А.С. Пушкина. «Храни меня мой талисман», «Я вас любил…», «К ***», «На холмах Грузии…»

Практикум

Вырази-тельное чтение, анализ стихотво-рений.

5

1



А.С. Пушкин драматург.

Проблема народа и власти в трагедии «Борис Годунов».

Практикум

Беседа

6

1



Петербургская повесть

«Медный всадник» .


Лекция

Конспект

7

1



Р.р. Написание сочинения по творчеству А. С. Пушкина.


РР

Аналити-ческое чтение

8

1



М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта.

Лекция

Беседа

9

1



Лирика М.Ю. Лермонтова. Тема судьбы поэта и поэзии в обществе. Мотив одиночества

Лекция

Вырази-тельное чтение, анализ стихотворений.


10




Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова.


Практикум

Анализ эпизодов

11




Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Философский смысл поэмы

Практикум

Анализ эпизодов

12

1



Образ России в лирике Лермонтова. «Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия...».

Практикум

Анализ эпизодов

13

1



Р.р. Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова.

РР

Анализ эпизодов

14

1



Н. В. Гоголь: очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», комедия «Ревизор»

Практикум

Анализ стихотворений

15

1



Поэма «Мёртвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков – «новый антихрист» буржуазного мира.

Практикум

Анализ стихотво-рений

16

1



«Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель».

«Невский проспект»

Лекция

Проблем-ные задания, беседа

17

1



«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Гоголя.

Лекция

Проблем-ные задания, беседа

18

1



Особенности языка произведений Н.В.Гоголя.

Практикум

Анализ стихотворений

19

1



Русская литература второй половины XIX века.

Практикум

Аналитическое чтение

20

1



А. Н. Островский.

Очерк жизни и творчества.

Практикум

Аналитическое чтение

21

1



Драма «Гроза».

История создания. Место действия. Своеобразие конфликта .

Практикум

Аналитическое чтение

22

1



Обитатели города Калинова. Система образов, приёмы характеристики героев пьесы

Практикум

Анализ сцен

23

1



Р.р. Написание сочинения по творчеству А. Н. Островского.

РР

Анализ сцен

24

1



И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути .

Практикум

Аналитическое чтение

25

1



Роман «Обломов».

Проблематика. Композиция .

Практикум

Анализ образов

26

1



Образ главного героя.

«Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода .

Практикум

Анализ сцен

27

1



Обломов и Ольга Ильинская.

Обломов и Агафья Матвеевна .

Практикум

Анализ сцен

28

1



Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.

Практикум

Чтение наизусть

29

1



И. С. Тургенев: очерк жизни и творчества

Практикум

Чтение наизусть

30

1



Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция.

Практикум

Чтение наизусть

31

1



Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой

Практикум

Чтение наизусть

32

1



Образ Базарова в романе.


Урок памяти

Чтение наизусть

33

1



Женские образы в романе.

Лекция

Анализ эпизодов

34

1



Смерть Базарова. Эпилог романа.

Лекция

Конспект

35

1



Ф. И. Тютчев: жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы поэзии.

Практикум

Проблем-ные задания, беседа

36

1



Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева.

Лекция

Проблем-ные задания, беседа

37

1



А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии.

Практикум

Анализ образов

38

1



А. К. Толстой: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта.

Практикум

Конспект

39

1



Н. А. Некрасов: личность и судьба поэта. Основные темы и идеи лирики Некрасова .

Лекция

Проблемные задания, беседа

40

1



Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция .

Лекция

Проблемные задания, беседа

41

1



Женские образы в поэме .

Практикум

Анализ образов

42

1



Образы народных заступников в поэме .

Практикум

Анализ образов

43

1



Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

РР

Сочинение

44

1



Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» и революционная агитация в России.


Практикум

Анализ образов

45

1



Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

Практикум

Анализ образов

46

1



М. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя.

Урок изучения нового материала

Проблем-ные задания

47

1



«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи.

Урок изучения нового материала

Ответ на проблем-ный вопрос

48

1



Ф. М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир. История создания романа «Преступление и наказание».

Урок-лекция


Беседа

49

1



Петербург Достоевского – один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых» .

Урок изучения нового материала

Ответ на проблем-ный вопрос

50

1



Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя .

Урок изучения нового материала

Ответ на проблем-ный вопрос

51

1



Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина

Урок изучения нового материала

Ответ на проблем-ный вопрос

52

1



«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа.

Практикум

Анализ образов

53

1



«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове

Урок изучения нового материала

Ответ на проблем-ный вопрос

54

1



Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М.Достоевского.

РР

Сочинение

55

1



Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма .

Урок изучения нового материала

Беседа


56

1



Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция .

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

57

1



Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова.

Урок изучения нового материала

Ответ на проблемный вопрос

58

1



Безухов – любимый герой Толстого .

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

59

1



«Что есть красота?» Наташа Ростова .

Урок изучения нового материала

Ответ на проблемный вопрос

60

1



Написание сочинения по творчеству Л.Н. Толстого.

РР

Сочинение

61

1



Художественный мир

А. П. Чехова. Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг.

Урок изучения нового материала

Ответ на проблем-ный вопрос

62

1



Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад»

Урок изучения нового материала

Ответ на проблем-ный вопрос

63

1



Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога

Практикум

Анализ эпизодов

64

1



Система образов в пьесе «Вишнёвый сад». Главный образ пьесы.


Практикум

Анализ образов

65

1



Написание сочинения по творчеству А.П.Чехова.

РР

Сочинение

66

1



Русская литературная критика XIX века.

Урок изучения нового материала

Ответ на проблемный вопрос

67

1



Русская литература XX века. Серебряный век.

Урок изучения нового материала

Ответ на проблем-ный вопрос

68

1



Литература и духовная культура.

Практикум

Тест



























Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Учебные пособия других авторов, используемые учителем для подготовки к учебным занятиям:

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Мещерякова М.И.

Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.

М.: Айрис-пресс

2013

2.Методическая литература:

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.

Поурочные разработки по литературе. 9класс.

М.: «ВАКО»

2014

2.

Барковская Н.В.

Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология».

Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ.

2012


3.


Научно-методический журнал «Литература в школе»



4.

Кучина Т.Г., Лебедев А.В.

Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.

Метод. пособие. - М.: Дрофа,

2014

3. Литература для учащихся

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Под ред. П.А.Николаева.-

Русские писатели 19 века. Библиографический словарь в 2-х ч

М.: Просвещение

2013

2.


Книги из серии «Писатель в школе»



3.


Книги из серии «Школа классики».

М.: Олимп: ТКО АСТ.


4.


Справочники по литературе




Информационное обеспечение:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9-11 классы. CD-ROM for Windows, 2010.

2. http://school-collection.edu.ru/

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, ВЛ.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD-ROM for Windows, 2010.

5. Средства ИКТ.

Анализ выполнения программы


Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Кол-во часов

%

Кол-во часов по программе







Проведено фактически








Разница в часах










Причины





































Выполнение программы








Дата выполнения








Подпись учителя





















ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Причина

изменений в программе

Способ корректировки

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись