Рабочая программа по литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 Ленинского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан



Рассмотрена

На заседании ШМО учителей филологического цикла

Руководитель_____________________

Протокол № 1 от 30.08.2016г


Согласована

Заместитель директора по УВР

______________Е.П. Пазухина


Утверждена

Директор___________Е.В. Верёвкина

Приказ №142 –ОД от 31.08.2016г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 КЛАСС

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД



УМК: Литература. 9 класс. Планирование строится на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной».



.

Содержание





Пояснительная записка

3

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы

9

Требования к уровню подготовки обучающихся

11


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по литературе

13

Содержание программы курса литературы 9 класс

17

Календарно-тематическое планирование

28

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

49









1.Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учеб­ный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, форми­рования их речевой культуры и коммуникативных навы­ков. Изучение языка художественных произведений спо­собствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной рус­ской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяет­ся тем, что он представляет собой единство словесного ис­кусства и основ науки (литературоведения), которая изу­чает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, об­ладающая такими важными отличиями от собственно на­учной картины бытия, как высокая степень эмоциональ­ного воздействия, метафоричность, многозначность, ассо­циативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубеж­ными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим цен­ностям бытия, а также к духовному опыту русского наро­да, нашедшему отражение в фольклоре и русской класси­ческой литературе как художественном явлении, вписан­ном в историю мировой культуры и обладающем несомнен­ной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны рас­ширяет представления учащихся о богатстве и многообра­зии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в лите­ратурном произведении при помощи слов, языковых зна­ков, осваивается нами не только в чувственном восприя­тии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художе­ственным исследованием», «человековедением», «учебни­ком жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

-формирование духовно развитой личности, обладаю­щей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознани­ем, чувством патриотизма;

-развитие интеллектуальных и творческих способно­стей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции и самореализации личности;

-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и ана­лиз, основанный на понимании образной природы искус­ства слова, опирающийся на принципы единства художе­ственной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или лю­бом другом речевом высказывании), и создание собствен­ного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио­графический поиск, находить и обрабатывать необходи­мую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

-использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возмож­ность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззрен-ческие ориентиры, которые позволят им адекватно вос­принимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым лите­ратурной классикой, является одним из главных направ­лений школьного литературного образования и способ­ствует постановке таких его приоритетных целей, как:

-воспитание духовно развитой личности, испыты­вающей потребность в саморазвитии и внутреннем обога­щении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

-формирование гуманистического моровоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

-формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

-воспитание чувства патриотизма, любви к Оте­честву и его великой истории и культуре, а также ува­жения к истории и традициям других народов;

-развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красо­те человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

-приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисцип­лины и вида искусства.

Результаты изучения учебного предмета

Технология деятельностного метода предполагает умение учителя создать специальные условия , в учащиеся , которых опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно обнаруживает, осмысливает, формирует учебную проблему и решает ее в процессе учебно-познавательской деятельности ( под руководством учителя). Развитие личности обеспечивается благодаря освоению универсальных учебных действий.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литера­тура», являются:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональ­ному Отечеству, уважительного отношения к русской ли­тературе, к культурам других народов;

-использование для решения познавательных и ком­муникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Ли­тература» в основной школе проявляются в:

-умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для под­тверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказыва­ниях, формулировать выводы;

-умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих инте­ресов;

-умении работать с разными источниками информа­ции, находить ее, анализировать, использовать в самосто­ятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной шко­лы состоят в следующем:

-в познавательной сфере:

-понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпо­хой их написания, выявление заложенных в них вневре­менных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур­ных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-владение элементарной литературоведческой терми­нологией при анализе литературного произведения;

-в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям рус­ской литературы и культуры, сопоставление их с духов­но-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произве­дениям русской литературы, их оценка;

-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

-в коммуникативной сфере:восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное вос­приятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств рус­ского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать уст­ные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связан­ные с тематикой, проблематикой изученных произведе­ний, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явле­ния словесного искусства; эстетическое восприятие произ­ведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функ­ции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литератур­ных произведений.

Место учебного предмета в учебном плане:

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Данная программа предназначена учащимся 9А, 9Б классов МБОУ СОШ №1 г. Уфы и рассчитана на 2015/2016 учебный год





  1. Перечень нормативных документов, используемых при составлении программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 N 1047 (ред. от 14.08.2015) "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2013 N 30213)

  3. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253
    "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 29.04.2014г № 08-546 «О федеральном перечне учебников».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»».

  6. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 N 729 (ред. от 16.01.2012) "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 N 15987)

  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189).

  8. Приказ Министерства образования Республики Башкортостан № 905 от 29.04.2015г «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год».

  9. Основная образовательная программа Основная образовательная программа основного общего образования, Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №1 .

































Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы обучающийся должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.







4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.


Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.


При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.






  1. Содержание программы курса литературы 9 класс

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.







  1. Календарно - тематическое планирование

на 2015-2016 учебный год по литературе для 9 класса

(34 учебных недель, 3 часа в неделю)



УМК: 1. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1/В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский; под ред. В.Я Коровиной – 18-е изд.- М.: Просвещение 2011 год.

2. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2/В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский; под ред. В.Я Коровиной – 18-е изд.- М.: Просвещение 2011 год.


п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Использование элементов УМК

Планируемые виды деятельности обучающихся

Сроки проведения 9А

Сроки проведения 9Б

Корректи-ровка

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Стр.3-8 читать, задание1-5, стр.8 выполнить.

Читать и анализировать высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

03.09





Литература Древней Руси (3 ч.)







Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Стр8-34

читать.

Составить план «Слова…». Сопоставить с летописным источником: найти сходства и различия

05.09.



Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

Стр.8-34

читать.

Анализировать текст произведения по вопросам и заданиям, выявить его жанр.

07.09.



Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения


1

Стр.8-34,

Задание 1-3 выполнить.

Выразительно читать и комментировать : «Вступление», «Золотое слово» Святослава.

10.09.




Русская литература ХVIII века ( 9ч. )







Характеристика русской литературы ХVIII века.

1

Стр.35-42

читать.

Составить тезисный план .

14.09.



М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

Стр.42-58 читать. задание1-5 стр.58 выполнить.

Пересказать прочитанную статью о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка.

17.09.



Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

Стр.59-67

читать.

Пересказать статью учебника о Державине. Выразительно читать оду «Властителям и судиям». Анализировать оду.

19.09.



Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

1

Стр.68

анализ текста

Ответить на во­просы: как пред­ставляет Гораций задачи поэта; что нового вносят в осмысление темы творчества русские поэты?

21.09.



А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»


1

Стр.68-71

читать.

Чтение глав «Путешествия из Петербурга в Москву»

24.09.



А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

Стр.71-75

читать.

Читать главы «Путешествия из Петербурга в Москву»

26.09.



Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Стр.75-104 задание1-3 выполнить.

Подготовить общение о писателе. Работать со словарем: дать определение сентиментализму.

28.09.



Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.


1

Стр.104 задание 3 выполнить.

Анализировать стихотворение «Осень».


01.10



Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека.


1

Стр.75-104

читать.

Написать домашнее сочинение: почему ускользает от человека счастье?

03.09.




Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)







Золотой век русской литературы (обзор)


1

Стр.105-112 читать.

Читать статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм»

5.10.



В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1

Стр.114-140

читать.

Найти материал о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составить таблицу или план.

8.10.



В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

Стр.114-140

читать.

Читать балладу «Светлана»

10.10




А.С.Грибоедов «Горе от ума» (10)







А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.


1

Стр.141-147

читать.

Читать статьи учебника о Грибоедове, воспоминания современников о писателе. Составить таблицу.

12.10.



«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями. Анализ 1 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

Стр.148-158,1,2 действие комедии читать.

Кратко пересказать сюжет 1 действия. Выразительно читать монологи , комментировать и анализировать их.

15.10..



«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии.

1

Стр.148-158,3,4 действие комедии читать.

Читать наизусть монологи Чацкого и Фамусова. Сопоставить монологи (по плану).

17.10.



«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия


1

Стр.158-166

читать.

Подготовить устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.

19.10.



«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия


1

Стр.158-166

читать.

Выразительно читать наизусть монолог Чацкого.

22.10.



«Молодое поколение в комедии.

1

Стр.158-166

читать.

Подготовить цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.

24.10.



Нравственный идеал Грибоедова А.С.

1

Стр.158-166

читать.

Подготовить цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.

26.10.



И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой


1

Стр.158-166

читать.

Читать статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», записать основные положения (конспект или план-конспект)

29.10.



Подготовка к сочинению обучающего характера по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Стр.148-166

читать.

Написать сочинение

31.10.



Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума».

1

Стр.148-166

читать.

Написать сочинение

7.11.




А.С.Пушкин (18)







А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

1

Стр.167-171

читать.

Пересказать статью учебника (сжато)

9.11.



Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

1

Стр.172-190

читать.

Анализировать стихотворение «Анчар»

12.11.



Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина


1

Стр.172-190

читать.

Пересказать статью учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительно читать стихотворения «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар».

14.11.



Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина


1

Стр.172-190

читать.

Рассказать о друзьях А.С.Пушкина, выразительно читать стихотворения на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

16.11.



Любовная лирика А.С.Пушкина

1

Стр.172-190

читать.

Подготовить сообщения о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.

19.11.



Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения.

1

Стр.172-190 читать.

Ответить на вопросы, в том числе и проблемные

21.11.



РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся).

1

Стр.190-199

читать.

Анализировать стихотворение по предложенному плану

23.11.



Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

1

Стр.190-199

читать.

Выполнить тестовые задания

26.11.



«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Стр.190-192

читать.

Дать характеристику героям, комментировать текст.

28.11.



«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Стр.193-199 главы 1-4 читать.

Читать роман,

ответить на вопросы

30.11.



Онегин и столичное дворянское общество.

1

Стр.200-242 главы 1-4 читать.

Читать роман,

ответить на вопросы

3.12.



Онегин и поместное дворянское общество

1

Стр.200-242 главы 5-8

читать.

Читать роман,

ответить на вопросы

5.12.



Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Стр.200-242 читать главы 5-8

Ответить на проблемные вопросы.

7.12.



Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Стр.200-242 читать. главы 5-7.

Дать сравнительную характеристику: подготовить монологический ответ с цитированием.

10.12.



«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин.

1

Стр.200-242 глава 8 читать.

Ответить на вопросы.

12.12.



Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Стр.215-242

читать.

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

14.12.



«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

Стр.199-214

читать.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

17.12.



РР Подготовка к сочинению по роману.

1

Стр.198-214

читать.

Написать сочинение.

19.12.




М.Ю.Лермонтов (15ч. )







Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

1

Стр.250-252

читать.

Выразительно читать стихотворения, ответить на вопросы.

21.12.



«Я к одиночеству привык...»

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Стр.252-254

читать.

Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал основным в лирике; согласны ли вы с мнением, что стихотворение «Парус» - «ключ к поэзии» Лермонтова»?

24.12.



Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

Стр.255-259

читать.

Анализировать стихотворения на тему поэта и поэзии.

26.12.



Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Стр.260-286

читать.

Выразительно читать стихотворения. Анализировать любовную лирику.

28.12.



Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Стр.260-286

читать.

Выразительно читать стихотворный текст. Анализировать стихотворения.

16.01.



Роман «Герой нашего времени». История создания романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Стр.287-315

читать.

Ответить на вопрос: Какова основная проблема романа?

(письменно)

18.01.



Печорин как представитель «портрета поколения». Повесть «Бэла»

1

Стр.287-315

читать.

Ответить на вопрос: Как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера..

21.01.



Печорин и Максим Максимыч.

1

Стр.287-315

читать.

Ответить на вопро­сы по тексту.


23.01



«Тамань» Печорин в обществе «честных контрабандистов»

1

Стр.287-315 вопр1,3 выполнить. стр.303 читать.

Письменно от­ветить на во­прос: с какими новыми противоречиями в характере Пе­чорина вы стакиваетесь, читая «Та­мань»?

25.01.



«Княжна Мэри». Печорин и «водяное общество»

1

Стр287-315

читать.

Прочитать повесть «Княжна Мери», составить характеристику Грушницкого по плану.

28.01.



Можно ли назвать Печорина фаталистом?

1

Стр.287-315

читать.

Письменно ответить на во­просы: «Поче­му именно гла­ва «Фаталист» - разгадка все­го романа?»

30.01.



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа.

1

Стр.287-315

читать.

Ответить на проблемные вопросы, подготовить монологические высказывания.

1.02



Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.


1

Стр.287-315

читать.

Подготовить краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

4.02.



Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Стр.313-315

читать.

Выполнить контрольную работу.

6.02.



Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Стр.313-315

читать.

Выполнить контрольную работу.

8.02.




Н.В.Гоголь (10ч.)







Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

Стр.319-323

читать.

Подготовить собщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи.

11.02.



Цикл «Петербургские повести»

1

Стр.319-323

читать.

Ответить на вопросы

13.02.



Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

Стр.323-367 главы 1-6 читать.

Объяснить смысл названия на основе прочитанного текста, жанра произведения (письменно)


15.02.



«Неотразимо страшные идеалы ог­рубления»: Манилов и Коробочка

1

Стр.323-367 главы 1-6 читать.

Читать главы 2, 3; заполнить таблицу «Сравнитель­ная характери­стика помещи­ков в поэме» по разделам: зна­чение говоря­щей фамилии, внешность, дом и постройки, положение кре­стьян, отноше­ние к предложению Чичико­ва (Манилов и Коробочка)

18.02.



«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрёв

1

Стр.323-367 вопр1-4 выполнить. стр.324-325 читать.

Прочитать гла­вы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Ноздрёв); подго то­вить рассказ-характеристику помещика Собакевича

20.02.



«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина

1

Стр.323-367 главы 1-6 читать.

Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещи­ков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику Плюшкина

22.02.



«Город никак не уступал другим губернским городам»

1

Стр.323-367

читать.

Прочитать гла­вы 7-10. Инд. задание: пересказать «Повесть о ка­питане Копейкине», картины жизни чиновни­ков.

25.02.



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Стр.323-367 главы 7-12 читать.

Дать характеристику городу и героям литературного произведения. Ответить пись­менно на во­прос «Кто же он? Стало быть, подлец?»

27.02.



«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме

1

Стр323-367 главы 7-12 читать.

Групповые за­дания:

1) подготовить сообщение об образе русского народа в по­эме; 2)прокомментироватьлириче­ские отступле­ния в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму?

1.03.



РР Поэма в оценке Белинского.

Подготовка к сочинению.

1

Стр.323-367

глава 12 читать.

Написать сочинение.

4.03




Русская литература второй половины ХIХ века (8ч.)







А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

1

Стр.391-396

читать.

Рассказать о писателе на основе прочитанного. Охарактеризовать героев.

6.03



А.Н.Островский. Комедия как жанр драматургии.

1

Стр.391-396

читать.

Дать характеристику героям.

11.03.



Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии.

1

Стр.3-14

читать.

Рассказать о писателе.

13.03.



Л.Н.Толстой. «Юность». Формирование личности героя повести.

1

Стр.3-14

читать.

Определить черты личности героя

15.03



А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

1

Стр.15-40

читать.

Анализировать рассказы: дать монологические ответы.

18.0



Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

1

Стр.367-390

читать.

Рассказать о писателе на основе прочитанного.

20.03.



Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

1

Стр.367-390

читать.

Д ать характеристику внутреннему миру герою.

22.03.



РР Подготовка к домашнему сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? (На примере одного-двух произведений).

1

Стр.367-390

читать.

Написать сочинение

3.04.




Русская литература ХХ века. Проза (8ч.)







Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.


1

Стр.41-44

читать.

Подготовить сообщение об особенностях русской литературы ХХ века: жанры, литературные направления.

5.04.



И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Стр.44-60

читать.

Анализировать рассказ: дать монологические ответы.

8.04.



М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

1

Стр.111-118

читать

Анализировать с раскрытием художественного своеобразия произведение, сформулировать нравственные проблемы произведения.

10.04.



«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

1

Стр.111-118

читать.

Анализировать с раскрытием художественного своеобразия произведение, сформулировать нравственные проблемы произведения.

12.04.



М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

1

Стр.167-190

читать.

Анализировать рассказ: дать монологические ответы.

15.04.



А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Стр.233-277

читать.

Рассказать о писателе , подготовить презентацию о нем.


17.04.



«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Стр.233-277

читать.

Анализировать рассказ с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

19.04



Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Стр.233-277

читать.

Написать домашнее сочинение: как вы понимаете заключительную фразу произведения?

22.04.




Русская литература ХХ века. Поэзия (12ч.)







Русская поэзия Серебряного века.

1

Стр.61-72

читать.

Конспектировать лекцию.

24.04.



А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.


1

Стр.61-75

читать.

Подготовить сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительно читать стихотворения.

26.04.



А.А.Блок. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации.

1

Стр.61-75

читать.

Анализировать стихотворения. (письменно)

29.04.



С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке.

1

Стр.76-96

читать.

Выразительно читать стихотворения и сделать их анализ.

3.05



В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1

Стр.97-110

читать.

Подготовить сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительно читать стихотворений наизусть.

6 .05



М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

1

Стр.119-129

читать.

Выразительно читать наизусть стихотворения и уметь их анализировать.

8.05.



М.И.Цветаева.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

1

Стр.119-129

читать.

Выразительно читать наизусть стихотворения и уметь их анализировать

10.05.



Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1

Стр.148-166

читать.

Выразительно читать наизусть стихотворения и уметь их анализировать

13.05.



А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.


1

Стр.130-147

читать.

Подготовить сообщение о творчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительно читать стихотворения наизусть.

15.05.



А.А.Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

Стр.130-147

читать.

Выразительно читать наизусть стихотворения и уметь их анализировать

15.05.



Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.


1

Стр.194-207

читать.

Подготовить сообщение о творчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительно читать стихотворения наизусть.

17.05.



А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

1

Стр.208-230

читать.

Подготовить сообщение о творчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительно читать стихотворения наизусть.

20.05.




Из зарубежной литературы (3ч.)







Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Стр.315-326

читать.

Ответить на вопросы

22.05.



У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

1

Стр.326-335

читать.

Ответить на вопросы

22.05.



И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

1

Стр.336-347

читать.

Ответить на вопросы

24.05

.


Поэзия республики Башкортостан.

1

Выучить стихотворение.

Выявить уровень литературного развития учащихся.

24.05.

.


Внек. чтен. Литература республики Башкортостан. .

1

Внеклассное чтение на лето

Ответить на вопросы. Выявить уровень литературного развития учащихся.

27.05.



















  1. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса.



Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:


1. Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011.


Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

 

1.  Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2009

2.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.

3.  Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4.  Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

5.  Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2008.