Урок литературы Как неразгаданная тайна, или Что есть любовь?

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: На уроке сопоставляются и анализируются произведения А.П.Чехова "О любви, И.А.Бунина "Кавказ и А.И.Куприна "Куст сирени". Выявляются элементы сходства и отличительные стороны произведений, их героев, рассматриваемых сюжетов. Учащиеся наблюдают, анализируют, делают выводы.В �...





Урок – исследование

Автор конспекта: Костикова Т.М.

«Как неразгаданная тайна»,

или что есть любовь?


( По рассказам Чехова А.П. «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени )



  • Итак, любовь. Она ли не воспета,

Любви ль в веках не воздано своё!

Влюблённые великие поэты

«Сильна как смерть» твердили про неё.

В. Солоухин.

  • Если сколько голов – столько умов,

то сколько сердец – столько родов любви.

Л.Н. Толстой.

Цели урока:

  • Выявить идейно-художественные особенности изучаемых произведений; показать многомерность понятия «любовь»;

  • Развивать навыки анализа художественного текста, умения сравнивать эпизоды текста, героев, их характеры, обобщать и делать самостоятельные выводы;

  • Воспитывать внимательное отношение к душевному состоянию человека и потребность в собственном суждении о любви.


Ход урока:

1.Вступительное слово.

Понятие любви бесконечно разнообразно. Оно не имеет однозначного определения, ибо каждый любит по-своему, влюбляется иначе, чем другой, переживает своё чувство не так, как другие… Но во все времена люди одинаково мечтали проникнуть в тайны любви. Всем нужна эта тайна.

Итак, любовь. Она ли не воспета,

Любви ль в веках не воздано своё!

Влюблённые великие поэты

«Сильна как смерть» твердили про неё.

Тема любви неисчерпаема в литературе. Она всегда нова и неповторима. В неповторимости её мы убедились, читая рассказы Чехова, Бунина и Куприна. Это разные, совершенно не похожие друг на друга истории любви, заставляющие сопереживать, сравнивать, размышлять. И может быть, итогом этих размышлений будет ваше читательское определение: что есть любовь, которая непременно случится в вашей будущей жизни.


Для того чтобы нам с вами легче было ориентироваться в содержании произведений, обозначим их ключевые моменты :

  1. Произведение

  2. Форма повествования

  3. Герои

  4. Пейзаж

  5. Динамика повествования


6. Идея произведения; проблемы, затронутые в повествовании.

7. Авторская позиция

  1. Любовь в жизни героев


2. Анализ рассказа А.П. Чехова «О любви».

Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Ему всегда были интересны люди, их взаимоотношения, чувства. Об этом и его рассказ «О любви».

-Кто ведёт повествование? (Алёхин)

-Назовите героев рассказа. (Алёхин Павел Константинович, Луганович Дмитрий и его жена Анна Алексеевна)

-Расскажите о героях, их отношениях.

-Вспомните, какую роль может играть пейзаж в произведении?(1/ фон, обстановка действия; 2/ средство обрисовки образа-персонажа; 3/ способ передачи авторского отношения к жизни)

-Какова роль пейзажа в этом рассказе? (широта, размах, величие русской природы противопоставлены футлярной действительности, внутренней ограниченности человека)

-На протяжении какого периода мы наблюдаем за взаимоотношениями героев?

( События развиваются в течение нескольких лет, мы имеем возможность наблюдать за развитием взаимоотношений между Алёхиным и Анной Алексеевной: от симпатии к любви, от любви к разочарованию )


- В чём разочаровываются герои? ( Прошли годы, а они по-прежнему держат свои чувства при себе, как результат – испорченная, несчастливая жизнь.)


-Какова идея рассказа? (Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Запоздалое объяснение, пропущенное счастье)


Прежде чем мы определим авторскую позицию, предлагаю вам 2 точки зрения о герое рассказа Алёхине.


1. «Читая рассказ Чехова «О любви», я невольно задумался над тем, как я отношусь к главному герою – Алёхину. Нельзя отрицать, что он человек честный, поскольку приехал в деревню и начал работать, чтобы уплатить долг своего отца. Но постепенно Алёхин начал опускаться.… Случалось, что он засыпал в сарае или в сенях. К тому же ему не нравилось вести сельское хозяйство, он делал эту работу «не без некоторого отвращения».

Когда Алёхин влюбился в Анну Алексеевну, он показал себя с лучшей стороны: не стал разбивать счастливую семью…»

2. «…Герой влюбился в Анну Алексеевну.… Это поставило его в сложную ситуацию. Он стал пленником своих бесконечных размышлений, боялся открыть чувство любви самому себе, боялся, что всё это выльется наружу и создаст кучу неудобств. Он не мог разрушить семью, предать дом, в котором ему верили и где его любили. Даже когда он понял, что всё то, что мешает ему любить, ненужно, мелко и обманчиво, Алёхин мог оставить всё, погнаться за своей любовью, но он этого не сделал. Несмелость и нерешительность помешали его любви. Нет, я не обвиняю этого героя, мне жаль его.… Как много нужно человеку времени и душевных сил, чтобы осознать, что любовь превыше всего…»


- Чьё мнение вам ближе и почему?


- А как мыслил сам Чехов? Подтвердите это словами текста. («…Как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить…»)


- Чем, по-вашему, для героев этого рассказа стала любовь?


Для героев этого рассказа любовь стала испытанием на долгие годы, которая не увенчалась успехом из-за слабоволия, нерешительности главного героя.


3. Анализ рассказа И.А. Бунина «Кавказ».


Иван Бунин – непревзойдённый мастер лирического рассказа. А любовь всегда была одной из главных его тем. Произведения Бунина наполнены светом и молниеносной, обжигающей силой любви. В то же время его рассказам свойственна некоторая недосказанность, что настраивает читателя на раздумья, заставляет домысливать судьбу героев самостоятельно. Поэтому зачастую у каждого читателя свой финал. Постараемся выяснить, как видите вы дальнейшую судьбу героев рассказа «Кавказ».


- Какова форма повествования?

- Назовите героев. ( Я, Он, Она)

- Почему у бунинских героев нет имён? (Обобщённый смысл)

- Расскажите о функции пейзажа в тексте произведения. (Средство обрисовки образа-персонажа)

- Докажите своё мнение, опираясь на текст. (Ученик пользуется таблицей, которую заполнял дома: картина природы – настроение героев; цитаты из текста)

- Какова динамика повествования? (Сразу обращаем внимание на текст, с первых строк – стремительность в развитии сюжета; временные рамки -3-4 недели)

-Сначала мы следим за парой влюблённых, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть…. Кто в ней виноват?

- Как объяснить концовку рассказа? Что делал герой перед тем, как свести счёты с жизнью и что этим хотел сказать автор?


- Рассказчик говорит подробно о том, как герой искал свою жену, ревновал, переживал, страдал, но почему же автор, описывая самоубийство, рассказывает о последних действиях его как о фарсе, как о чём-то театральном, недостойном сожаления и сочувствия? В чём тут дело?


Бунин смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. Возможно, он предпочёл смерть не потому, что, как человек, как муж, испытал личное оскорбление. А потому, что оскорбили, прежде всего, офицера, задели его честь.


- В качестве домашнего задания вам были предложены вопросы: Какие чувства вызвали у вас поступки героев? или Над чем заставил задуматься рассказ Бунина «Кавказ»?

(ответы учеников)

Рассказ Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом Чехова сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. У Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. Но главная идея произведения состоит в том, что читатель должен увидеть обратную сторону любви: любовь не только счастье, но и страдание, и боль.

Оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» своё счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Тревожно оттого, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким. Радость же была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

Авторская позиция заключается в следующем: счастье одного может привести к трагедии другого.


- Чем же была любовь для героев рассказа «Кавказ»? (Любовь – борьба, они пытались обрести счастье, пытались побороться за свою любовь.)


- Мы обсудили рассказы Чехова и Бунина. Чем они похожи, а чем различаются? (стр.58 «Из Геленджика и Гагр…» - зачитать, сделать вывод о нерешительности героини, которая, как чеховский Алёхин, не может решительно изменить свою жизнь, цепляется за прошлое…)


4. Анализ рассказа А.И. Куприна «Куст сирени».


«Если сколько голов – столько умов, то, сколько сердец – столько родов любви», - так понимал любовь Л.Н. Толстой. И подтвердить эту мысль нам поможет ещё одно произведение о любви. Рассказ Куприна «Куст сирени». Это одно из ранних произведений писателя, но, как и другие его рассказы, побуждает читателя к раздумьям, позволяет понять, что большое, настоящее чувство встречается не каждому в жизни, но если это происходит, то нужно это ценить, беречь, суметь пронести через всю жизнь. И всё это под силу только по-настоящему любящим сердцам.


- Форма повествования?


-Герои произведения? Что мы о них узнали? Понравились ли они вам и почему? Укажите особенности их характеров, пользуясь заготовленной дома таблицей. (Сравнительная характеристика, вывод о самоотверженности героини)


- Встретился ли вам пейзаж в произведении? Как вы думаете, почему Куприн не счёл нужным обратиться к пейзажу? ( Развёрнутый пейзаж отсутствует, писатель открыто выражает своё отношение к героям и ко всему, что происходит с ними, поэтому не считает нужным добавлять подтекст, который, как правило, заключается в пейзаже. Но элемент пейзажной зарисовки всё-таки единожды встречается в тексте: «…белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком». Белая ночь, безусловно, создаёт атмосферу романтики, подчёркивает авантюрное начало предприятия. Кроме того, в этой единственной пейзажной зарисовке автор воспользовался метафорой.)


- В течение какого времени разворачиваются события? (2 дня, но и этих двух дней достаточно для того, чтобы понять о жизни и взаимоотношениях героев абсолютно всё)


-Как вы думаете, какова идея произведения? (Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини)


- Что же хотел сказать Куприн своему читателю? Определите авторскую позицию. (Ученики предлагают свои ответы о внимании героев друг к другу, о согласии, о готовности к самопожертвованию, о том, что все проблемы решаются героями сообща и т. д. Всё сказанное ими следует подвести под слова Л.Н. Толстого «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»


- Что же на этот раз вы скажете о любви героев? Чем она стала для них? (Любовь – счастье)


5. Заключительная часть. Рефлексия. Выводы по уроку


Итак, мы обсудили три произведения, все они о любви. Стало ли понятнее для вас, что есть любовь, удалось ли вам разгадать её тайну?

Слушаем ответы учеников: что есть любовь по их мнению?

Представьте себя на месте героев, как бы поступили вы?

Любовь – уникальное чувство по той простой причине, что она неповторима. Она бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, но в любом случае она – удача, которая не каждому встречается на жизненном пути. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Так говорил И. Бунин и также вторил ему И. Тургенев: «Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная…».

«Тайна сия велика есть» - это древнейшее изречение о любви, но даже спустя тысячелетия, тайна любви не открылась людям, потому-то она и притягивает, и завораживает, и каждому по-прежнему хочется постичь её. Да здравствует любовь!




(Таблица заполняется в процессе работы над анализом произведений и решением поставленных проблем)




























Создание «мозаичного» целого, составленного из отдельных рассказов.






Кто ведёт повество

вание


Герои


Пейзаж

Динамика

Проблемы

произведения


Авторская позиция


Любовь

в жизни

героев


А,П,Чехов

«О любви»

Алёхин

Алёхин Павел Константинович – хоз деятель, избран в почётные мировые судьи.

Дм.Луганович – товарищ председателя окружного суда,

  • 40 лет.

Анна Алексеевна Л. –его жена, 22 лет

(состоятельные люди)


Широта, размах русской природы

Противопоставлены «футлярности» человека

Постепенно. События развиваются в течение нескольких лет: от симпатии к любви. От любви к разочарованию.

Проблема отношений между мужчиной и женщиной.

Запоздалое объяснение, пропущенное счастье.

« [pic] …как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить…»

[pic]

Муж жена

[pic]

Автор


[pic]


Любовь-

испытание


И.А. Бунин

«Кавказ»

От первого лица





Я – повествователь

ОНА – замужняя женщина

Он - офицер

Всюду описания природы, передающей настроение и душевное состояние героев.

Временные рамки ограничены. 3-4 недели. Стремительность в развитии сюжета с первых же строк.

Противоречивость любви.

Любовь – это большое счастье, а также страдание и боль.

Счастье одного может привести к трагедии другого.


Он Она

[pic]

[pic] Я


?

[pic] [pic]


Любовь –

борьба


А.И.Куприн

«Ветка сирени»


Автор




Николай Евграфович Алмазов, «молодой небогатый офицер, слушатель лекций в Академии ген.штаба…»

Вера – его жена.

Ед-ый раз.

«Белая петербургская ночь» создаёт атмосферу романтики,

подчёркивает авантюрное начало предприятия


2 ДНЯ

Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Любить – значит жить жизнью того, Кого любишь.


Ник Вера



[pic] [pic]

= одно целое

Любовь -

счастье





7