Картины подневольного труда в стихотворении
Н. А. Некрасова «Железная дорога».
Народ – созидатель духовных и материальных
ценностей. Мечта поэта о прекрасной поре
в жизни народа
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представлений о Н. А. Некрасове как великом русском поэте, мастере поэтического слова, о народности лирики Некрасова; создать условия для ознакомления с картинами-образами в стихотворении «Железная дорога».
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о мастерстве поэта; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть устным словесным рисованием на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям Н. А. Некрасова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять умения произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, практическая работа).
Интернет-ресурсы:
К уроку литературы. Стихотворение Н. А. Некрасова и картина К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». – Режим доступа : http://literatura5.narod.ru/nekrasov_savicky.html
Оборудование: портрет Н. А. Некрасова; репродукция картины «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого; плакаты – эпиграфы к уроку: «“Железная дорога” есть... поэма о творческом народном труде» (К. И. Чуковский), «Благослови же работу народную и научись мужика уважать» (Н. А. Некрасов).
Основные понятия и термины: народность лирики.
Сценарий урока
«Железная дорога» есть... поэма о творческом народном труде.
К. И. Чуковский
Благослови же работу народную и научись мужика уважать.
Н. А. Некрасов
I. Постановка целей и задач урока.
– Некрасовская Русь всегда в дороге. Поэтом написано много стихотворений, в которых образ дороги, мотив дороги дан в развитии, рассмотрен с разных точек зрения. Назовем для примера такие стихотворения, как «В дороге», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «Еще тройка», «Железная дорога». Одно несомненно – это дорога России, а ее путь – это и его путь. Некрасов-поэт чуток к изменениям, совершающимся в народной жизни.
В стихотворении «Железная дорога» мы наблюдаем (и в этом особенность лиры Некрасова!), как голос поэта сливается с голосом народа:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Народные интонации, речевой склад народного языка принял поэт в свою душу. Муза его удивительно отзывчива на чужую радость и чужую боль:
Да не робей, за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Увидели в стихотворении мы и писателя-сатирика. При этом Некрасов намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей и чувств, глубоко погружается в психологию сатирического персонажа. Например, так построен саморазоблачительный монолог генерала «Был я недавно в стенах Ватикана...».
Но главный образ в стихотворении – образ народа-созидателя. Об этом мы сегодня и намерены говорить, анализируя стихотворение «Железная дорога». Погрузимся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на художественные приемы, помогающие поэту нарисовать картины подневольного труда.
II. Изучение нового материала.
1. Устный рассказ учителя «Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года». (См. Ресурсный материал.)
2. Выразительное чтение стихотворения наизусть учеником.
3. Работа с эпиграфом.
– Что предваряет текст стихотворения? (Эпиграф.)
– В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)
– Кто участвует в диалоге? (В диалоге участвуют отец и сын.)
– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу.)
– Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении же говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой.)
– Таким образом, мы убедились, что Н. А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.
К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ.)
4. Анализ стихотворения.
– Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х частей.)
– О чем говорится в первой части? (Поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона.)
– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; лед неокрепший; речка студеная; морозные ночи. Сравнения: лед… словно тающий сахар; листья лежат, как кове; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)
– Давайте выразительно прочитаем эту часть, пытаясь передать великолепие природы.
– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот о чем думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. Что нам рассказывается в этой части? (Во 2-й части показаны страдания мужиков-строителей.)
– Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? (Они как бы противопоставляются друг другу. В первой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во второй – ужасаемся картинами подневольного труда.)
– Какие картины вы рисуете в своем воображении?
– Как называет голод поэт? (Царем.)
– Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.)
– Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.
...Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей...
– Какой художественный прием встретился нам здесь? (Олицетворение.)
– Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? (Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили.)
– Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? (Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной...)
– Что из себя представляет третья часть? (Спор поэта и генерала.)
– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц.)
– Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? (Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу.)
– А вы согласны с таким мнением? (Высказывания учащихся.)
– Что мы видим в четвертой части? (Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)
– Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н. А. Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.
Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в тексте стихотворения.
...Труды роковые кончены...
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках...
– О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть.)
– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?
...С Богом, теперь по домам, – поздравляю!
Шапки долой – коли я говорю!
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимки дарю.
– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.
...Все заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной...
– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)
– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.)
– Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «“Железная дорога” – есть... поэма о творческом народном труде».
Ш. Практическая деятельность: сопоставление стихотворения Н. А. Некрасова и картины К. А. Савицкого. (См. Ресурсный материал.)
– Перед нами иллюстрация картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 года и текст стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Давайте попытаемся сравнить эти две работы.
Вопросы для сравнения:
– Какова главная мысль художника? Поэта?
– Какие краски выбрали поэт и художник для выражения своей основной мысли?
– Что мы видим на полотне художника и какие возникают при этом мысли и чувства?
– Видит ли К. А. Савицкий выход из данного положения?
– Какие картины рисует поэт в стихотворении, что за мысли и чувства вызывают у нас как читателей?
– Как природа помогает понять авторский замысел?
– Что сближает поэта и художника?
– Является ли картина К. А. Савицкого иллюстрацией к стихотворению «Железная дорога»?
IV. Сообщение учащегося «Народность лирики Н. А. Некрасова».
Учитель вносит свои дополнения, уточнения.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.
Мы поняли, что болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но пафос стихотворения заключается в том, что поэт возмущен пассивностью народа, его долготерпением. Хотя понимает, что не так скоры по времени и просты пути, ведущие к «выпрямлению народа».
Однако Некрасов призывает «мужика уважать», особенно его труд, тяжелый, непосильный, изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он необходим.
На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем.
Цензура в свое время отчетливо поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивают демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.
Народность лирики Н. А. Некрасова позволяет говорить о нем как о поэте национального значения. Профессор, доктор филологических наук Ю. В. Лебедев писал: «В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил о “всемирной отзывчивости” русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни».
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?
Домашнее задание.
1. Выучить наизусть стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога», подготовиться к участию в конкурсе выразительного чтения.
2. Подготовить 5–6 вопросов (письменно) для анализа выразительного чтения одноклассников.
Ресурсный материал
Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года
19 февраля 1861 года Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.
Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков.)
Н. А. Некрасов переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н. Г. Чернышевского, писателя, друга Некрасова: «В день объявления воли я пришел и застал его в кровати. Он был в крайне подавленном состоянии, кругом лежали разные части “Положения” о крестьянах. “Да разве это настоящая воля! – говорил Некрасов. – Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами”».
А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога» (1864). В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842–1851 годах Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.
Все это припомнилось Н. А. Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.
Стихотворение Н. А. Некрасова и картина К. А. Савицкого
«Ремонтные работы на железной дороге» (1874)
Константин Аполлонович Савицкий (1845–1905) – активный участник «Товарищества передвижных художественных выставок». Его картины – яркий протест против войны («На войну», 1880), религиозного дурмана («Встреча иконы», 1878), эксплуатации простого народа («Ремонтные работы на железной дороге», 1874).
Картина «Ремонтные работы на железной дороге» написана в тот же год, что и «Бурлаки» И. Е. Репина: обе картины близки по идейной направленности. Рассмотрим внимательно картину К. А. Савицкого, чтобы понять замысел художника.
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Но чем же отличается главная мысль стихотворения от идеи картины? Непоэтические на первый взгляд картины природы («кочи, и моховые болота, и пни») становятся прекрасными под волшебным «лунным сиянием», это части огромного – «родимой Руси». В природе есть многое, что кажется некрасивым, но это наша Родина. И только от самого человека зависит, как он будет видеть свою родную землю: глазами любящего сына или критическим взором ценителя прекрасного. В жизни народа тоже есть много ужасного и уродливого, но, по мысли Некрасова, это не должно заслонять главного: созидательной роли простого труженика. Рассказчик именно после страшных картин подневольного труда предлагает Ване присмотреться внимательно к строителям железной дороги и учиться «мужика уважать».
Поэт говорит о том, что этот труд совсем не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но такой труд достоин уважения, так как он необходим. Осознание созидательной силы труда дает Некрасову веру в будущее.