Тема урока: «Баллада И. Гете «Лесной царь» и перевод В.А. Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе».
Цели урока:
- углублять и расширять знания и умения, видеть затруднения в изучаемом материале, устанавливать их причину, проектировать способы преодоления затруднений;
- развивать аналитическое проникновение в текст художественного произведения, навыки конструирования модели причинно-следственных связей между художественным приемом, авторским отношением и образом литературного героя;
-воспитывать внимательного, вдумчивого, аналитически мыслящего читателя.
Оборудование: Презентация, тексты баллад И. Гете, В.А. Жуковского, музыкальная баллада Шуберта «Лесной царь», карточки со схемами, иллюстрации к балладе «Лесной царь», фотографии И. Гете, В. Жуковского.
ХОД УРОКА
Наш урок мы начнем с презентации И. Гете «Лесной царь» и музыкальной баллады Ф. Шуберта «Лесной царь». В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку мы возьмем следующие слова:
«Лучше перевода «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник, Это просто другой «Лесной царь». Русский «Лесной царь» из хрестоматий и страшных детских снов».
М. Цветаева. «Два «Лесных царя»
1. Мотивация
Учитель: Обратимся к эпиграфу, как вы понимаете его содержание?
(М. Цветаева пишет, что лучшим переводчиком баллады «Лесной царь» И. Гете стал В.А. Жуковский. И. Гете - немецкий поэт. Мы не знаем немецкого языка, поэтому читаем произведения поэта в переводе. В.А. Жуковский был очень искусен как переводчик, он умел переводить поэтические тексты, что приравнивается к тому, что поэт должен вновь сочинить стихотворение, при этом передать содержание оригинала. Жуковскому перевод «Лесного царя» удался, и никто из переводчиков не смог превзойти его. Баллада «Лесной царь» Жуковского передает эмоциональное напряжение, которое испытывают герои поэмы. Страшные картины заставляют и читателей волноваться и переживать. И это благодаря хорошему переводу и таланту 2-х мастеров слова : И. Гете, и В.А. Жуковского ). Какое отношение эпиграф имеет к нашему уроку?
(Эти строки важны в понимании содержания баллады «Лесной царь». Они ярко характеризуют особенность поэтического мастерства, выражают позицию автора).
2. Актуализация
Задание классу: Тест. На доске написан ряд литературоведческих терминов. Выберите из них те, которые относятся к произведению, изучаемому на уроке.
1. Стихотворение 13. Диалог
2. Рассказ 14. Проза
3. Поэма 15. Литературный герой
4. Пейзаж 16. Вступление
5. Авторская позиция 17. Монолог
6. Эпилог 18. Худ.способы, приемы,
средства
7.Баллада
8.Музыкальность
9. Драматический сюжет
10. Лиро-эпическое произведение
11. Пейзажный зачин
12. Трагический финал
Ключ (7,8,9,10,11,12,13,15,18).
Учитель:
- Почему вы думаете, что именно эти термины имеют отношение к изучаемому произведению? Зачем нужно на этом уроке и на многих других знать значение литературоведческих терминов?
(Используя значение этих и других терминов, мы научимся глубоко анализировать произведение, проникать во внутренний мир героев, оценивать авторскую позицию и понимать, какими художественными средствами и способами пользовался автор для раскрытия темы и создания образов героев).
- Обратимся еще раз к термину «литературный герой». Кто является главным героем баллады И.Гете «Лесной царь»? Почему вы так считаете?
(Баллада называется «Лесной царь», автор подробно раскрывает поступки, характер героя, его нравственные качества, поэтому главным героем является именно он).
Учитель: Давайте прослушаем балладу И.Гете на немецком языке, на языке оригинала.( Звучит аудиозапись).
- Что вы поняли?
- Что особенного, на ваш взгляд, в балладе немецкого поэта?
-Кто герои баллады?
-Какое трагическое событие положено в основу?
- При изучении художественных произведений мы давали уже характеристику литературным героям, что нам в этом помогало?
(План характеристики литературного героя, который записан у нас в тетрадях).
Мы уже знаем, что эпизод произведения, даже его фрагмент при внимательном изучении дает нам богатый материал, помогающий создать образ литературного героя. Какие способы аналитических действий мы уже умеем выполнять?
(Внимательно и выразительно читать эпизод, выделять в нем поступки, взгляды героя, оценивать их, находить некоторые художественные средства).
Выполнение пробного действия.
Учитель: Выразительно прочитаем балладу « Лесной царь» в переводе В.Жуковского.
(Читают ученики).
- Какими предстает перед нами в этой части баллады характеры героев, их внутренний мир?
-Каким представляется мальчику Лесной царь?
-Видит ли лесного царя отец?
-Почему видение является только сыну?
-Что погубило мальчика?
- Появляется ли в тексте баллады ее автор?
- Какие художественные средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев?
- Какова авторская позиция?
- Какова связь между приемами и раскрытием образов?
- Есть ли что-то новое, трудное в задании, то, что вы не умеете делать?
(Мы не умеем находить способы и средства и устанавливать связь между ними и созданием образа героя).
Если вы не умеете этого делать, то как же вы будете выполнять задание?
(Мы попробуем выполнить это задание).
Выполнение пробного действия.
Сумели ли вы, выполняя это задание, найти все художественные средства, без которого литературное произведение перестает быть книгой, которую читают и изучают поколения, а образы героев потеряли бы все свои лучшие качества? Сумели ли вы определить авторскую позицию?
(Нет, мы не справились с этим заданием, нам легче просто описать внешность героя, перечислить его отдельные качества, мы не смогли найти все художественные средства и не понимаем, зачем это нужно).
3. Постановка проблемы
Учитель: Сейчас мы поймем, почему вы не сумели справиться с пробным заданием. Восстановим действия, которые вы совершали:
-читали текст ;
-находили ключевые строчки и слова, которые раскрывают характер героя, его внутренний мир;
-пытались выявить те художественные приемы и средства, которые помогают автору создать образ героя и высказать свое отношение к нему.
Именно здесь у нас возникли затруднения.
Сформулируйте еще раз более грамотно и четко причины возникновения затруднений.
(Нам не хватает знаний для осуществления такого глубокого анализа, который помог бы выявить художественные приемы, средства и способы. Мы затрудняемся не только в нахождении, но и в определении, какой именно прием используется. Мы понимаем, что автор хорошо относится к героям, но определить характер этого отношения, способы его выражения не умеем).
4. Проект выхода из затруднений
Учитель: Итак, мы подошли к тому, что вы готовы сформулировать тему урока. Какова же она?
Какие цели мы перед собой поставим, чтобы устранить возникшие
затруднения?
(-научиться находить те художественные способы и средства, с помощью которых автор создает образ литературного героя, раскрывает свое отношение к нему;
-научиться определять роль этих средств в создании образа героя;
-научиться оценивать авторскую позицию и определять ее).
Какими вы видите средства достижения этих целей?
(Составление модели анализа).
Составим такую модель:
Художественный прием -----------его роль в раскрытии образа и поступков.
5. Реализация проекта
Находим важнейшие художественные приемы, используемые в балладе И.Гете:
а) драматическое развитие сюжета ------------
- Найдите примеры в тексте (Соревнование между командами, 3 группы, по рядам, по цепочке)
«ездок запоздалый, с ним сын молодой»,
«лесной царь в глаза мне сверкнул»
«Дитя, оглянись…веселого много в моей стороне»
«лесной царь со мной говорит»
« он золото, перлы и радость сулит»
«лесной царь созвал дочерей»
«лесной царь нас хочет догнать»
« мне душно, мне тяжко дышать»
«ездок оробелый не скачет, летит»
« младенец тоскует, младенец кричит»
«ездок доскакал»
«в руках его мертвый младенец лежал»
б) диалог -------------- любовь к сыну, ощущение
вины перед ним, но понимание
того, что у отца есть более
высокий долг – защитить сына
« Дитя, что ко мне ты прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул»
« О нет, то белеет туман над водой»
в) пейзажный зачин пейзажные зарисовки ---------
« Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?»
« Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи,
Из золота слиты чертоги мои»
«то ветер, проснувшись, колыхнул листы»
« в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей: при месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
г) трагический финал ------
« Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал»
- Что вы можете сказать по поводу авторской позиции?
(Нет прямой оценки поступков героев, но за каждой фразой чувствуется понимание автором трудностей выбора).
Продолжаем анализ баллады, раскрывая тему урока и выполняя его цели. - - Какая сцена является главной в балладе «Лесной царь»».
(Встреча с лесным царем).
- Какую роль она играет в композиции поэмы?
(Она наиболее полно раскрывает личностные качества героев).
- На каком художественном приеме построена баллада?
(На диалогах).
Читая балладу, мы видим, как нарастает давление лесного царя на ребенка и старика-отца мальчика; как отец пытается спасти сына, стремясь уйти от погони лесного царя.
- Как называется художественное средство, которое обозначается словом «нарастание»?
(Градация).
Проанализируйте с помощью схемы градации, каким образом идет это нарастание давления:
Нарастание приемов, используемых
автором ( создание сравнительной таблицы, которая передает состояние героев).
Работа в группах, каждая группа анализирует по схеме свой фрагмент.
Первая из групп письменно вычерчивает таблицу в тетради и приводит доводы о состоянии чувств старика и ребенка, вторая – доводы о состоянии чувств ребенка и Лесного царя, третья – доводы о состоянии Лесного царя и старика.
То ветлы седые стоят в стороне
Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.
Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать
Лесной царь
Дитя, оглянись; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне
Ко мне, младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей
Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой
Учитель: Подводим итоги нашего анализа использования схемы градации.( Обучающиеся делают вывод, сравнительные таблицы вывешиваются на доске).
Вот так, талантливо используя этот прием, Жуковский раскрывает перед читателями все лучшие качества героев, в центре внимания автора поведение человека в запутанном сложном мире, где рок, судьба играют значительную роль. Но при этом человек все-таки может сделать выбор, выбор между добром и злом.
- Какова же, по вашему мнению, авторская позиция, отношение к героям?
(Автор не дает прямой оценки от своего имени поведению героев, но мы чувствуем, что Жуковский гордится силой духа старика, ее убежденностью в своей правоте и верности принятого решения, ее готовностью выдержать любые испытания).
6. Первичное закрепление
Учитель: Какой новый способ действия сегодня на уроке мы усвоили, какие новые знания приобрели?
(Нахождение художественных способов и приемов, их определение, раскрытие каждого приема в создании образа героев, выявление авторской позиции).
Что дают нам новые знания и умения?
(Понимание значения художественных приемов в создании образа литературного героя. Мы раскрыли для себя новое понятие «авторская позиция» и поняли ее важнейшее значение в системе художественных приемов).
7. Самостоятельная работа
Учитель: Содержание произведения, его тему и идею, характеры героев очень ярко проявляет речь героев, употребляемая ими лексика. Посмотрите и послушайте заранее приготовленную учениками нашего класса балладу
( Видео.Ученики инсценируют эпизод из поэмы).
- Удалось ли исполнителям передать драматизм диалога, его напряжение?
Задание для самостоятельной работы: найдите в речи старика и ребенка, лесного царя примеры лексики высокого и низкого стиля.
(Высокая: чертоги, перлы, сулит, дуброве, созвал, пленился).
( Низкого: приник, колыхнул, ветлы)
- Как характеризует героев лексика?
( Речь героев ярка, выразительна, образна, полна глубокого напряжения, печали. Автор использует не только высокую лексику, но и низкую, ту, на которой говорит простой народ.
- Справились ли вы с заданиями и что помогло вам добиться успеха?
(Нам помогли добиться успеха новые полученные на уроке знания и умения. Мы научились находить художественные приемы, применяемые автором, рассматривать их роль в создании образов героев. Тем самым мы добились выполнения целей урока).
8. Включение в систему знаний
Учитель: Как вы считаете, где применяются полученные вами сегодня знания и умения?
(При анализе сложных жизненных ситуаций, из которых нужно обязательно найти выход, при выполнении анализа любого другого художественного произведения, также мы используем новые знания и умения как доказательство их нужности при выполнении самых разнообразных заданий).
Проанализируем финал баллад И.Гете и В. А. Жуковского.
(Иоганн Вольфганг Гете написал балладу « Лесной царь» в 1782г. Он описывать смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа – Лесного царя. Мотив заимствован из датской легенды, переведенной на немецкий язык Иоганном Готфридом Гердером. В его версии фигура злого духа называется Ольховым Королем – Королем Эльфов. В немецком варианте – философскую притчу о вековечном споре жизни и смерти, надежды и отчаяния ; охоты смерти за жизнью и красотой, воплощенными в образе младенца, враждебность мира иного по отношению к героям – все это является характерными чертами романтизма. У Жуковского ребенок гибнет от страха, у Гете – от лесного царя. Это 2 вариации на одну тему.)
- Какой новый прием использует Жуковский и как этот прием раскрывает авторскую позицию?
(Автор использует прием характеристики одного героя другим. Лесной царь - враг и злодей, который мучил и искушал младенца. Отец – защитник слабого существа, успокаивающего и утешающего ребенка. Сын – беззащитное существо, жертва, которая покорно повинуется обстоятельствам)
9. Рефлексия
Учитель: Вернемся к эпиграфу урока. Раскрыли ли мы его содержание?
(Да, мы убедились в том, в России настоящий поэт способен не только писать стихотворения, но заниматься переводами и подходить в этому творчески, по-новому.
Что было для вас самым интересным на уроке? А самым трудным?
Считаете ли вы, что трудности можно преодолеть? Что для этого нужно?
Желаю вам успехов в преодолении трудностей на пути к вершинам знаний!
10. Домашнее задание:
1.Обязательное для всех: прочитать балладу В.Жуковского
« Светлана». Выявить в балладе худ. приемы и средства, используемые автором. Записать в тетрадь художественные приемы и средства выразительности с примерами.
2.Творческое на выбор: а) нарисовать иллюстрацию к любой сцене поэмы;
б) написать балладу о женихе Светланы ( как он жил вдали от любимой)
в) создать презентацию к балладе В.Жуковского «Светлана» или к биографии поэта.