Тесты по литературе в 8 классе по творчеству М. А. Осоргина, А. П. Чехова, Н. С. Лескова, Л.Н.Толстого.
Литература 8 класс.. М. А. Осоргин «Пенсне».
Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца, – но лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах, – и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка.
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, – живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живёт жизнью менее индивидуальной и заметной.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 2) повесть;
3) быль; 4) история.
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) играет роль вставного эпизода.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
1) тема бездуховности;
2) тема нравственности и безнравственности;
3) тема вещей, живущих особой жизнью;
4) тема труда.
А4. Какой художественный приём положен в основу самой ситуации, предложенной во фрагменте?
1) эпитет;
2) сравнение;
3) гипербола;
4) олицетворение.
А5. С какой целью автор начинает повествование с риторического вопроса?
1) не знает, как по-другому начать повествование;
2) показывает отношение человека к вещам;
3) удивляет читателя;
4) подчёркивает пустоту человеческой жизни.
В1. Укажите художественный приём, основанный на изображении неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ («часы шагают», «печка мыслит», «кресло сидит», «книги дышат»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его вещей, обстановки в комнате.
В3. Из фрагмента выпишите название предмета, который характеризуется автором, как «добродушный комик».
В4. Во фрагменте найдите эпитеты, с помощью которых описывается почтовая марка.
С1. В чём хочет убедить читателя рассказчик, начиная своё повествование с риторического вопроса? В чём никто не должен сомневаться?
Литература. 8 класс. А. П. Чехов «О любви»
Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой. Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком...
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) роман;
2) повесть;
3) быль;
4) рассказ.
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией любовного сюжета;
4) является одним из этапов развития сюжета.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
1) тема несостоявшейся любви;
2) тема долга;
3) тема крестьянского труда;
4) тема добра и зла.
А4. Какую форму имеет повествование в произведении А. П. Чехова «О любви»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
А5. С какой целью рассказчик говорит о том, что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»?
1) выявить отношение героя к любви;
2) выявить внутреннюю пустоту героя;
3) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;
4) подчеркнуть узость взглядов героя.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей», «мокрые»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Я поцеловал…»).
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Мы провожали…» выпишите слово, которое объясняет, что утратили герои в силу своих предрассудков.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Я поцеловал…» найдите словосочетание, которое свидетельствует о том, что любовь героев обречена.
С1. С какой целью подробно описывается расставание Алёхина с Анной Алексеевной?
Литература. 8 класс. Н. С. Лесков «Старый гений».
Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.
Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, потому что
должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе. Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, – "лишь бы только доехать до Петербурга".
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой
приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется,
началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами – сначала самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бранится – намекает, что "это нечестно", но должник её был зверь травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал. А между тем время уходит, приближается срок закладной – и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.
Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург "хлопотать".
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является одним из этапов развития сюжета.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
1) тема доброты и жестокости;
2) тема денег;
3) тема труда;
4) тема богатства и бедности.
А 4. Что определяет образ жизни великосветского франта?
1) забота о людях;
2) непосильный труд;
3) развлечения;
4) постоянная помощь родным.
А5. С какой целью автор подробно описывает отсутствие каких-либо ответов великосветского франта на письма доброй старушки?
1) выявляет жалость героя к людям;
2) показывает бессердечие человека, его внутреннюю пустоту;
3) характеризует психологическое состояние героев;
4) подчёркивает социальное положение героя.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («блестящее», «хорошее», «мимолётного»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Дело это…»). В3. Напишите значение слова хлопотать.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Старушка…» найдите слова, указывающие на состояние старушки, приехавшей в Петербург.
С1. Какие проблемы общества затрагиваются писателем на данном этапе развития сюжета?
Литература. 8 класс. Л.Н.Толстой "После бала".
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий
б) цикличность излагаемых событий
в) антитеза
г) ретроспектива
2. Каков тип композиции рассказа
а) рассказ в рассказе
б) повествование от первого лица
в) последовательное авторское изложение событий
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение в) восторг
б) возмущение г) пренебрежение
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы с солдатом
в) важность утра, следующего за балом
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза д)звукопись
б) подбор эпитетов е) описание одного героя
в) прямая авторская оценка ж) внутренний монолог
г) цветопись
6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя
б) на балу надел «маску» добропорядочности
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы
7. Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
в) идея личной ответственности человека
г) осуждение деспотизма
8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) «домодельные» сапоги
9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
10. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом
Ключи.
1. М. А. Осоргин «Пенсне». Ответы
А 1. 1.
А 2. 1.
А 3. 3.
А 4. 4.
А 5. 3.
В 1. Олицетворение.
В 2. Интерьер.
В 3. Чайник.
В 4. Вечно юная и суетливая сплетница.
С1. Начиная своё повествование с риторического вопроса, рассказчик удивляет читателя. В первой же фразе содержится утверждение-вопрос, что вещи «живут своей особой жизнью». «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит… раздвинутые ножницы кричат», – это утверждение обосновано с помощью языковых средств, олицетворений, метафор. Олицетворение наделяет одушевлённый предмет свойствами одушевлённого: часы, как говорится идут, но у автора они не просто идут, а шагают, а хрипящий бой передан как хворь и кашель
Рассказ «Пенсне» юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое. Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище... Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают», «кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет, увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует», как кажется писателю.
2. А. П. Чехов «О любви».
А1. 4.
А2. 3.
А3. 1.
А4. 3.
А5. 1.
В1. Эпитет.
В2. Поступок.
В3. Любовь.
В4. Расстались навсегда.
3. Н. С. Лесков «Старый гений»
А1. 4.
А2. 1.
А3. 1.
А4. 3.
А5. 2.
В1. Эпитет.
В2. Поступок.
В3. Требовать что-либо.
В4. Отчаяние.
4. Л.Н.Толстой "После бала".
1. в) антитеза
2. а) рассказ в рассказе
3. в) восторг
4. б) особое значение сцены расправы с солдатом
5. в) прямая авторская оценка ж) внутренний монолог
6.в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
7. в) идея личной ответственности человека
8. г) «домодельные» сапоги
9. б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
10. б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее