План открытого урока по литературе в 9 классе по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


План открытого урока по литературе в 9 классе по теме

«Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»»



Цель урока: 

  1. Мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”; формировать умение вчитываться, вдумываться в текст;

  2. Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;

  3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.

Задачи урока:

когнитивные:

  • формировать умение работать с текстом художественного произведения, выделять из текста необходимую информацию для характеристики образа литературного героя;

  • уметь работать с классификационными и систематизирующими схемами и таблицами для характеристики образа персонажа;

  • способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного текста;

  • предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут иметь достаточно полное представление о помещиках - героях поэмы Гоголя, об их пороках и сохранившихся положительных качествах, приводить примеры;

операциональные:

  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;

  • уметь анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя;

  • способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать персонажи по тем или иным аспектам;

Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через решение нестандартных проблемных ситуаций, проблемный способ изложения новой темы, проецирующийся на личный опыт воспитанников;

  • коммуникативная компетенция: учащиеся учатся дискуссировать;

  • ценностно-смысловая компетенция: учащиеся получают осознанное представление о человеческих пороках, способных привести личность к духовной деградации; учащиеся учатся толерантно относиться к чужому мнению;

  • информационная компетенция: в ходе урока учащиеся знакомятся с новыми литературоведческими терминами и понятиями;

  • культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень учащихся.

Формы организации урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Оборудование: учебник, поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», презентация, средства ИКТ.



Ход урока

Какой огромный, какой оригинальный сюжет!

Какая разнообразная куча!

Вся Русь явится в нем!

Н.В. Гоголь

1. Оргмомент

Приветствие. Сообщение темы урока. (Слайд 2)

Задачи. (Слайд 3) 

В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, представляющих лицо помещичьей России. Раскрывая характеры Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина, автор выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство.

2. Мотивация учебной деятельности

 Как известно, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке: Манилов (2 глава), Коробочка (3 глава), Ноздрев (4 глава), Собакевич (5 глава), Плюшкин (6 глава). Почему именно так? Часто ссылаются на слова Гоголя из “Четырех писем к разным лицам по поводу «Мертвых душ» ” (письмо 3-е) : “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого.

  Одной из особенностей таланта Гоголя является «страсть узнать все», «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя.

Я, надеюсь, что на уроке мы поучимся НВ Гоголя «ловить душу человека», вглядываться в лица, искать в них светлое начало, даже если на лица эти наложили свой страшный отпечаток время, пережитые невзгоды, а самое главное – государственный строй.

3.Работа по анализу образов помещиков

Класс разделен на 5 групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков).

Для анализа образов помещиков предлагается план. (Слайд 4)

1) Портретная характеристика.
2 Изображение помещичьей усадьбы и отражение в ней характера героя.
3) Роль интерьера.
4) Отношение героя к хозяйству, крестьянам, сфера интересов.
5) Речевая манера и отражение в ней характера героя.
6) Отношение к продаже мертвых душ.
7) Каков герой?

Последовательность посещения персонажей поэмы Чичиковым (слайд 7) не случайна: от помещика к помещику все глубже оскуднение человеческой души, поглощенной жаждой наживы или быссмысленным расточительством, что связывается как с бесконтрольным владением « душами» других, богатством, землей, так с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель.» 



Далее представители каждой группы рассказывают кратко обо всех помещиках.

Манилов. (Слайд 8)

Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ. Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.  

      1) Характер героя не определен, не уловим. 
     «Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»
 
     Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.
 Манилов не смыслит в сельском хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его вина, что он не хозяйственник?

Манилов - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. "как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост", но эти прожекты не воплощаются в жизнь. 
     Манилов не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
  

Его приятная улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.

Вместо настоящего чувства - у Манилова приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы ” (в доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета — горки золы).

- Что более всего раздражает читателя в этом, по сути, незлом, даже добросердечном человеке? (Пустой мечтатель, бездельник, в нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки. О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности.)

- Да, Манилов – мечтатель. Но разве это недостаток мечтать о лучшей жизни? («Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание» Генри Торо)

- Манилов «более мертв», чем, скажем, Ноздрев или Плюшкин, у которых, конечно же, есть «свой задор»? Куда бы вы теперь переместили Манилова на «шкале деградации»?

2) внешность - В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»; 
    отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»;
 
     Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.


3) образование - Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным,
  но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице. 
     Он во всем проявляет «прекраснодушие», живость манер и любезное щебетание в разговоре.
     Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.
 
     Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.
 
     У Манилова чаще всего встречаются слова в речи: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…
 
     Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов.
 
     Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.
 
     Манилов тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена Манилова изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование.
 
         Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость.

    4) Качества: положительные - восторженности, симпатии ( Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимства.
 
     человеческие Манилов - семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
 
     Манилов - помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.
 
     Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают…
 
    
     Заключение. 
     Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.
 
     В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.
 
    Он – пустое место, ничто.
      И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы. 
     Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.



Коробочка. (Слайд 11)

Коробочку Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота.

Во внешности героини Гоголь указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.

Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душами". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом.

Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души. 
    Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души..
 
    Помещица Коробочка бережлива, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, так как в помещении полумрак. Ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни.    Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. Все у нее идет в дело. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?", Автор подчеркивает типичность этого образа. Тупость Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.


Вопросы к учащимся(Слайд 12)

- Почему, по-вашему, в галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единственная женщина? (Страшнее во стократ, когда пороком изуродована женщина, чьё главное предназначение – дарить жизнь.)

- Найдите описание глаз помещицы Коробочки. (Его нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем. Почему?)

- «Дубинноголовая» - подберите синонимы. (Упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая, скопидомка…)(Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но… По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Ограниченность, «дубинноголовость» ее, по определению Чичикова, не знает предела.)

- Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки! (Коробочка - аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка.)

- Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах? (Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям)



    Ноздрёв. (Слайд 14)

Ноздрев – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. Он бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, в любую минуту от объяснений в любви к новому другу может перейти к грубости и драке, речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями. Это лгун по призванию и по убеждению. Ноздрев сознательно громоздит один вздор на другой. Ведет он себя вызывающе, нагло, агрессивно.

«Страстишка» Ноздрёва - «нагадить ближнему» просто так, забавы ради, без какого-либо расчёта, а из чисто «эстетического» удовольствия – это что-то вроде невинного розыгрыша, шутки этакого богатыря, не знающего, куда девать буйную энергию?  Расчета в его действиях, действительно, нет. А действует он из чисто «эстетического» удовольствия. Жажда получать все мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем, подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов — «Эх, братец! Как покутили!»

На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу. Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души. Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его. Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н. Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое. Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место. На одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой - пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении

О Ноздреве Гоголь делает вывод: «Человек-дрянь». Коротко и ясно!



Собакевич. (Слайд 17)

Очень ярким представителем класса помещиков является Михаил Семенович Собакевич. Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, плут, медведь, а также обжора. Собакевич — богатырь за столом. При анализе эпизода «Обед у Собакевича» можно обратить внимание на обличение такого человеческого порока, как чревоугодие     У этого помещика довольно большая деревня, с крепкими и основательными постройками. В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.

Его дом, «как будто был определен на вековое стояние». Дома крестьян в его деревне «тоже срублены были на диво» - прочно и надежно. Этот факт говорит о том, что помещик Собакевич не только сам заботился о прочности и порядке своего дома, но и давал возможность крепостным крестьянам иметь хорошие деревенские избы. 

Сам Собакевич показался Чичикову «похожим на средней величины медведя»: «Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета», он был весьма неуклюжим и наступал беспрестанно на чужие ноги. 
     Убранство комнат дома Собакевича было «прочное и неуклюжее в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома…». «Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, и каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!».
 
   О городских чиновниках Михаил Семенович отзывается грубо и нелестно: губернатор, по его словам, первый в мире разбойник, полицмейстер – мошенник, все – христопродавцы.
 
     Даже о тех людях, с кем Собакевич, кажется, дружен, он не произносит ни одного хорошего слова, помещик твердо уверен, что в их городе «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».
 
     Собакевич груб и невежественен, отказывается принимать все новое и передовое:«Эти доктора – немцы до французы, я бы их перевешал…Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук!».
 
     Хотя сам Собакевич, по словам Чичикова, настоящий кулак, излишнюю скупость он не приемлет и осуждает: «У меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!». Это тоже характеризует Собакевича, как хорошего хозяина.
 
     Просьбу Чичикова о продаже мертвых душ, Собакевич выслушивает спокойно и просит за это довольно большие деньги. Когда торг состоялся, Собакевич пишет список умерших крестьян с такой аккуратностью и точностью, описывая «ремесло, звание, лета и семейное состояние, что любо было глядеть». Мы понимаем, что он не только крепостной помещик и хозяин своих крестьян, он прекрасно знает людей и ценит их качества. Т.е., говоря словами Чичикова, со своими мужиками Собакевич в ладу и их не обижает.
 
    «Эк наградил-то тебя бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, до крепко сшит», - это изречение Чичикова наиболее точно отражает образ помещика Михаила Семеновича Собакевича.

Плюшкин. (Слайд 20)

Что можно сказать о помещике Плюшкине?

Плюшкин — последний, пятый в галерее образов помещиков. В его имении прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер. Запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, и о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…». Картину «вымершего места» завершает «замок - исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах. История Плюшкина очень печальна. «А ведь было время, когда он был бережливым хозяином! Был женат и семьянин» - с таких слов начинает автор историю Плюшкина. «Все текло живо и совершалось размеренным ходом». Но из-за смерти хозяйки, Плюшкин стал скупее, подозрительнее. И так, постепенно, его дом покидали по разным причинам близкие и родные. «Одинокая жизнь дала сытную пищу для скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становиться ненасытнее. Все добрые чувства Плюшкина заменились скупостью, опустошением и подозрительностью. Из-за его постоянных мелких краж у своих же подданных, почти все крестьяне от него отвернулись. У Плюшкина запасов еды было на 2 с лихом его поместья, но все равно их держал под замком. Все эти запасы еды сгнили. Даже когда Чичиков, по мнению Плюшкина, практически отдает ему просто так деньги, а для большого скупердяя Плюшкина это должно быть просто фурор счастья, то он даже не может хорошо порадоваться. На его лице было не чувство радости, а всего лишь отблеск. Это показывает нам «Мертвую душу» Плюшкина, потому что даже язык не поворачивается назвать её живой.

Вопросы. (Слайд 21)

- Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (Среди всех помещиков он заражен смертельной болезнью более других. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

- Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина? (Сравнивает бегающие глаза с мышами.) Представьте себе этот бегающий взгляд, взгляд безумца?

- Есть мнение, что Плюшкин - это психически больной человек (силлогомания – патологическая тяга к собирательству): причиной может быть физическая или душевная травма и прочие изменения в психике. Во времена Гоголя таких людей «не жалели». А мы в XXI веке понимаем это? (Да, он достоин жалости, но если бы зловещая тень этого безумца не превращала в кошмар жизнь сотен подневольных крепостных!) 

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.



Сходство помещиков и Чичикова .

Слайд 23



4. Подведение итогов урока

- Согласны ли вы с иерархией образов помещиков, представленных Гоголем по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения? Может, вы изменили бы эту «шкалу деградации», если да, то почему?

- Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения.

Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право

5.  Рефлексия. 

Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? (Короткие ответы, можно по рядам пустить листы, на которых кадеты записывают слово и заворачивают край.)

6. Задание для самоподготовки и его комментарий: (Слайд 27)

Задание на дом.

Перечитать 7-10 главы, подготовить ответ на вопрос: «Чем отличается галерея портретов чиновников от галереи портретов помещиков?»

7. Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам.



Использованная литература:

Название учебных пособий и программа: Программы по литературе 5-11 классы. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010. Учебник: В.Я. Коровина. Литература 9 кл. в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2011