Читательская конференция - «Не для войны рождаются
девчонки...» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»)
для 9 кл.
Цель: путем дискуссии доказать, что война - зло для всего человечества, что сочетание «женщина и война» - несовместимы.
Задачи: - воспитание патриотического чувства у учащихся;
уметь анализировать произведение;
развивать осознанное чтение;
научиться отстаивать и аргументировать свою точку зрения
Предварительная работа:
Материалы и оборудование:
одноименная презентация (портрет писателя, кадры главных
героев из кинофильма);
вопросы для осуждения (Приложение 1);
книжная выставка - «Войной испепеленные года»;
музыкальное сопровождение (Моцарт В.А. «Реквием по мечте», Зацепин А. увертюра из худ. фильма «Красная палатка»; звуки метронома), свечи, гвоздики, георгиевская лента, солдатская форма и пилотки (5 – на девочек, 1 – на мальчика)
Участники: танцевальная группа; исполнители стихотворений; учащиеся в роли Васкова Ф.Е., Осяниной М., Комельковой Е., Бричкиной Е., Гурвич С., Четвертак Г.
Ход мероприятия
Звучит «Реквием по мечте» В.А. Моцарта. Танцевальная группа исполняет танец с цветными шарфами. Появляются чтецы, которые, проходя к своему месту на сцене, меняют танцорам цветные шарфы на черно-белые.
Чтец 1: ...Никогда Не была ты женою —
Женихов отобрала
Война... Всю-то жизнь
Оставалась одною,
Женской радостью обделена... (Ю. Друнина)
Чтец 2: Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!... Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! (Д. Самойлов)
Ведущий: Шестьдесят пять лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война — это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.
Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово "герой" в нашем понимании — это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы победы.
Мало кому известно, что медсестры, ваши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита Отечества — это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик... Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли.
- Я, как и вы, не знаю, что такое война. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, они не думали о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни детей.
Чтец 3: Борис Львович Васильев [21 мая 1924, Смоленск]. В этом году мы отмечаем 90-летие со дня рождения писателя. Прозаик, киносценарист, драматург. Участник Великой Отечественной войны. По профессии - военный инженер-испытатель. До демобилизации (в 1954 г.) оставался кадровым военным. Опыт войны лег в основу почти всех его произведений, Повесть «А зори здесь тихие...» (1969), принесла ему широкую известность (удостоена Государственной премии, экранизирована в 1972 г .; режиссер - С. Ростоцкий). Дарование Б. Васильева наиболее ярко раскрывается в теме Великой Отечественной войны. Роман «В списках не значился» (1974), повесть «Завтра была война» (1984), роман «Не стреляйте в белых лебедей» (1975), автобиографическая повесть «Летят мои кони...» (1984)
В 1997 г. писатель был удостоен премии им. А.Д. Сахарова «За гражданское
мужество», премии Президента РФ (1999), «Ники» в номинации «За честь и
достоинство» (2003), Специального приза «За честь и достоинство»
литературной премии «Большая книга» (2009). Борис Васильев - почетный
гражданин Смоленска (1994); награжден Орденами «За заслуги перед
Отечеством» II и III степени (21 мая 1999; 14 июля 2004) - за выдающиеся
заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую
деятельность; «А зори здесь тихие...» - повесть Бориса Васильева потрясает до
глубины души, те пять девчонок тоже не хотели войны!
Писатель рассказывает нам о тех далеких событиях войны. Действие
разворачивается в мае 1942 г., в Карелии, на 171-м разъезде, где были
расположены две зенитные установки, для того чтобы отбивать налеты
немецкой авиации. Комендант разъезда - старшина Федот Евграфович Васков:
(уч-ся 1) Доклад о Васкове Ф.Е.
Главный герой, старшина Федот Евграфович Васков, по "собственному
желанию" получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон:
"Шлите непьющих... Непьющих и это...Чтоб, знаете, насчет женского пола... ".
О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над
ним, называя "пенек замшелый". И действительно, в свои тридцать два года
старшина Васков был "старше самого себя", он немногословен, но многое знает
и умеет. За его плечами неполные четыре класса школы, полковая школа,
женитьба, рождение сына, затем финская война. А после войны он развелся с
непутевой женой, забрал сынишку, а через год «мальчонка его помер, и с той
поры Басков улыбнулся всего три раза: генералу, что ему орден вручал,
хирургу..., да хозяйке своей...».
На протяжении всей повести Васков, как может заботиться о своих девчатах, !
понимая, что не место им на войне, пытаясь хоть как-то облегчить их жизнь. ;
Потеряв трех девушек, он думает только об одном как уберечь последних:
«...последних непременно уберечь он был должен, обязан был перед !
совестью своей мужской и командирской. Хватит тех, что погибли. По
горло хватит, до конца жизни». И остался старшина Васков, один. Один \
среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли?
Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, |
но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал |
он за себя и за них, за его девчонок, его "сестричек". |
Как сокрушается старшина: "Как же жить-то теперь? Почему это так? ;
Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!" Преследуя
вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым
вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати.
Девушек было всего пятеро. Все они не похожи друг на друга.
Помощница старшины, сержант Рита Осянина .
(уч-ся 2) Доклад о Осяниной М.
«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно.
Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось
пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и
прикладывала к губам... Рита выстрелила в висок, и крови почти не
было». Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга
перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту
Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными,
уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной.
Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником
Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава.
Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади,
метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, "более
счастливой девушки просто не могло быть", а потом ... война. И в
первые военные дни не растерялась — спасла чужих детей, а вскоре
узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.
Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в
штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на
учебу в танковую зенитную школу. Строгая, редко смеющаяся девушка.
Для Васкова было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им
вшестером долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же,
смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в
принятом решении. Дважды Осянина выручала старшину, принимая огонь на
себя, и получив смертельную рану, зная положение раненого Васкова, она
не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до
конца, задержать фашистских диверсантов.
Полная противоположность Осяниной — Женька Комелькова.
(уч-ся 3) Доклад о Е. Комельковой
«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться,
переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны.
Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью
уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И
не затаилась, и не ушла...»
Женя Комелькова - одна из самых ярких, сильных и мужественных
представителей из состава девушек — бойцов, показанных в повести. С Женей
в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены.
Сам автор не перестает любоваться ей: "...высокая, рыжая, белокожая.
А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца". Семью Женьки: маму,
бабушку, братишку — всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В
женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень
артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание.
Подруги говорят о ней: "Женька, тебя бы в театр...". Несмотря на личные
трагедии, Евгения осталась жизнерадостной, озорной, общительной. Ее
доброжелательность, оптимизм, уверенность в себе, непримиримая
ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают
восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней
дорогой в обход реки, маленький отряд девушек - бойцов устроил в лесу шум,
изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку
беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от
вражеских автоматов.
Вот Женя «...шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала
плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому
телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас
ударит и переломится Женя, всплеснет руками...»
Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь
распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый,
как ртуть». В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная
смелость.
В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести
угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и,
уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все
окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так
глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет...
«...она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь
убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор,
а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо...»
(уч-ся 4) Доклад о Е. Бричкиной
Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не
пожалела: родом с Брянщины, живя на кордоне, с детства ей пришлось самой
вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину,
убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих
сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные
компании. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего
не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей
взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе
устроить ее в техникум с общежитием... "Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы
тебе!" Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и
концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты,
Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе
лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Этим мечтам не дала
осуществиться война! Лиза тоже погибает, она тонет в болоте, спеша на
помощь своим подругам.
«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в
зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно
копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью
отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза
всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и
Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги
медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и
Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг,
полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать...»
(уч-ся 5) Доклад о Софье Гурвич
«Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по
дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову,
махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась, и понять не успела, откуда
свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой
болью рванулось вдруг сердце... Нет, успела. И понять успела, и крикнуть,
потому что не достал нож: до сердца с первого удара: грудь мешала.»
Соня Гурвич - «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская»
пигалица; худущая, как весенний грач». Из большой и дружной семьи, вместо
танцев бегала в библиотеку, во МХАТ. Она была незаметной и исполнительной.
"Отличница была, - сказала Осянина. - Круглая отличница —ив школе и в
университете». - "Да, - сказал старшина, - стихи читала. - А про себя
подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а
те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой
ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом. "
Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость,
любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает: «Очень велик был на
фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего –
первокурсниц. Для них война была самой страшной... Где-то среди них
сражалась и моя Соня Гурвич».
Соня - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура - "прекрасная
незнакомка", вышедшая из томика стихов Александра Блока. И вот, желая
сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине,
Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара
вражеского ножа в грудь, от «удара на мужика поставленного».
(уч-ся 6) Доклад о Галине Четвертак
«Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.
С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив
руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя
и не соображая.
Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в
беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы
заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а
ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все
на поляне.
Галина Четвертак - сирота, воспитанница детского дома, мечтательница,
наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая
«замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни
возрастом.
Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она
физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст
разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой,
чугунный ужас...» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.
Многие могут осудить Галю Четвертак за трусость, но представим её в военном
обмундировании, с оружием в руках сначала на болоте, потом в лесу. Какие
чувства вызывает Галя у Васкова? Галка -представим её, маленькую -
"Четвертачок", с винтовкой, с вещмешком, без сапога, в одном чулке. В дырку
большой палец торчит, синий от холода". Отношение к ней Федота Евграфыча
определила сама Галка: "Как с маленькой вы..." Ему хочется укрыть её,
уберечь, он берёт её на руки, чтобы она не промочила лишний раз ноги.
Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка.
Записки, побег из детского дома и мечты... стать новой Любовью Орловой.
Обсуждение
1. ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ ТАК НАЗВАЛ ПОВЕСТЬ?
Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.
Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. «Все было пока тихо и мирно, словно не существовало в природе никаких диверсантов.» Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом - кровь, смерть, война. Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие...» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью.
2. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ В ПОВЕСТИ ТАК ПОДРОБНО
РАССКАЗЫВАЕТСЯ О МИРНОЙ ЖИЗНИ ДЕВУШЕК НА 171 -м
РАЗЪЕЗДЕ?
В повести автор использует приём антитезы, который помогает раскрыть
«самое несочетаемое сочетание» явлений - женщина и война. Первая часть
повести не только оттеняет трагизм событий, но всем строем, авторской
интонацией, каждой деталью подчёркивает, что девушки, озорные, весёлые,
ведут себя не так, как положено на войне: «днём разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, загорали, трещали, как сороки, вместо команды - «насмешка полная», «сапоги на тонком чулке», «портянки намотаны, словно шарфики». Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придётся воевать, стрелять, но рядом - смерть, гибель этих полюбившихся нам девушек. Читая начало повести, даже не предполагаешь трагического конца.
КАКИЕ ЭПИЗОДЫ ПРОИЗВЕЛИ НАИБОЛЕЕ СИЛЬНОЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ПОЧЕМУ?
КТО ИЗ ГЕРОЕВ ОСОБЕННО ПОНРАВИЛСЯ И ПОЧЕМУ?
ПОЧЕМУ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ИДЕТ ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ ДЕВУШЕК
ДО ВОЙНЫ?
В женщинах начало всякой жизни. Убийство Женщин - это больше, чем преступление. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: «Надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы га остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь.» Рита Осянина, волевая и нежная., богатая душевной красотой, она - Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр. Лиза с «нетерпеливым предчувствием ослепительного счастья», «ощущением завтрашнего дня», «в неё было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не было места». Талантливость, любовь к поэзии Сони. Воображение, фантазия, мечтательность Гали. Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ярко даёт почувствовать, как " глупо.., несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет ".
6. КАК ВЕДУТ СЕБЯ ДЕВУШКИ В ТРУДНУЮ МИНУТУ, КАК
ПОГИБАЮТ? («тут привыкнуть надо, душой зачерстветь, здоровенные
мужики тяжко и мучительно страдали, пока перекраивалась их совесть. А
тут женщина, мать будущая, в которой самой природой ненависть к
убийству заложена.»)
- Права ли Рита, выстрелив себе в висок?
- Как погибли Соня и Галя, можно ли считать их смерть героической?
- Можно упрекнуть старшину в том, что, зная, что силы не равны, он
принимает бой. А как бы вы поступили, когда бы увидели вместо
предполагаемых двух врагов - 16?
А МОГ(ЛА) БЫ Я УМЕРЕТЬ, КАК ЖЕНЯ ИЛИ РИТА?
КАКОВА РОЛЬ ЭПИЛОГА В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ?
Заключительное слово
(на фоне Зацепин А. увертюра из худ. фильма «Красная палатка»)
Мы привыкли сочетать слова "война" и "мужчины", а здесь девушки и война.
Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок; у Жени - отчаянная и немного безрассудная; у Сони - удар кинжалом в поэзию; у Гали - такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы - "Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...". Но в одном они все, же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели прожить собственную жизнь.
Слезы текли по грязному лицу, он трясся в ознобе, и кричал: «Что, взяли?... Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!... А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!...Лично каждого убью, лично...» (Можно показать отрывок из фильма)
Несовместимы слова «женщина» и «война», поэтому у героя повести сердце болит: «Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев? Война. А потом когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли!»
Чтец 3: Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
Звучит метроном, участники зажигают свечи, минута молчания.
(Учащиеся, принявшие участие в реализации сценария награждаются похвальными листами)
Приложение 1
Читательская конференция - «Не для войны рождаются девчонки...»
(по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие...»)
Вопросы
ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ ТАК НАЗВАЛ ПОВЕСТЬ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ В ПОВЕСТИ ТАК ПОДРОБНО
РАССКАЗЫВАЕТСЯ О МИРНОЙ ЖИЗНИ ДЕВУШЕК НА 171-м
РАЗЪЕЗДЕ?
КАКИЕ ЭПИЗОДЫ ПРОИЗВЕЛИ НАИБОЛЕЕ СИЛЬНОЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ПОЧЕМУ?
КТО ИЗ ГЕРОЕВ ОСОБЕННО ПОНРАВИЛСЯ И ПОЧЕМУ?
ПОЧЕМУ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ИДЕТ ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ ДЕВУШЕК
ДО ВОЙНЫ?
КАК ВЕДУТ СЕБЯ ДЕВУШКИ В ТРУДНУЮ МИНУТУ, КАК
ПОГИБАЮТ?
Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее других?
Почему Женя не затаилась, а приняла бой? Как бы я поступил(а) на
месте Жени?
Права ли Рита, выстрелив себе в висок?
Как погибли Соня и Галя, можно ли считать их смерть героической?
А МОГ(ЛА) БЫ Я УМЕРЕТЬ, КАК ЖЕНЯ ИЛИ РИТА?
КАКОВА РОЛЬ ЭПИЛОГА В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ?