ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету « Литература» для 11 класса составлена на основе следующих документов: 1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012.
2.«Об образовании в Республике Крым.» № 131-ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года.
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
« Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного)общего образования.»
4.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31 декабря 2015г. № 1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования т науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
5.Программа по литературе для 5―11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово ― РС», 2008
6.Основная образовательная программа среднего общего образования 10-11 классы ФК ГОС МОУ « Светловская школа» Джанкойского района Республики Крым.
7.Учебный план МОУ « Светловская школа» Джанкойского района Республики Крым на 2016-2017 учебный год.
Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 кл. В 2 ч. ― М.: «Русское слово», 2009.
Цели:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
-формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Задачи :
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
-овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;
-совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения литературы выпускник научится:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.(1ч.)
Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.
Русская литература начала XXвека(1ч.)
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Писатели-реалисты началаXX века
И.А. Бунин(4ч.)
Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, пре одоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы СВ. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
Домашнее сочинение № 1 по творчеству И.А. Бунина
М.Горький(5ч)
Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в . рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России. Повесть «Фома Гордеев».
Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
А.И. Куприн(6ч.)
Повести «Олеся», «Поединок. Колорит повести.
Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Контрольное сочинение №1 по творчеству И.Бунина, М.Горького, А.Куприна
Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.
Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) Ьаг§оАрраззюпаго (к рассказу «Гранатовый браслет»).
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «АПег!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».
Вн.чт. №1.по творчеству Куприна.
Л.Н. Андреев(1ч.)
Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.
Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.
Внутрипредметныесвязи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева; традиции житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского».
Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».
Серебряный век» русской поэзии.(2ч.)
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).
РР №1. Письменный ответ на проблемный вопрос.
В.Я. Брюсов(1ч.)
Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору.
В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.
К.Д. Бальмонт(1ч)
Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.
«Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта. И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.
Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.
Ко всей теме «Символизм и русские поэты-символисты»
Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).
А.А. Блок(4ч.)
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Вресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».
Преодолевшие символизм.Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.
РР.№2. «Идеальная «Незнакомка» на пороге «страшного мира». Анализ стихотворения.
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
Творчество Иннокентия Анненского (1ч.)
Н.С.Гумилев(2ч.)
Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.
Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» 127Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире железном...», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
Творчество В. Северянина, В.Хлебникова (2 ч.)
А.А. Ахматова(4ч.)
Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием».
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин,
Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Кецшет В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».
Вн.чт. №2.А.Ахматова «Поэма без героя»: мучительный опыт самопознания и оценки всей эпохи.
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
М.И. Цветаева(7ч.)
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность, (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
Контрольное сочинение №2. По творчеству М.И. Цветаевой.
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
Вн. Чт. №3. У литературной карты Крыма.
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — По выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов(5ч.)
А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год»
Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
Возникновение «гнездрассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов.
Вн.№4,№5.Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
РР №3. Конференция .Новые голоса: тема Родины и революции в произведениях Д.Фурманова, А. Фадеева, Исаака Бабеля .
В.В. Маяковский(4ч.)
Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.
Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).
Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
РР№4.Анализ произведений. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
С.А. Есенин(5ч.)
Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Онегина».
Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.
Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».
РР№5. Анализ произведений . Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина
Домашнее сочинение №2.
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
Литературный процесс 30-х — начала40-х годов (1ч.)
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.
Трагизм поэтического мышления Мандельштама.(1ч.)
А.Н. Толстой(6 ч.)
Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Рассказ «Лень Петра», роман «Петр Первый».
Толстого («День Петра»). Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи.
Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произведениях М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С. Соловьева и др.).
Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по мукам».
РР. №6. Анализ эпизодов. Трилогия «Хождение по мукам».
М.А. Шолохов(8 ч.)
Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958). Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».
Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.
РР№7.Художественно-стилистическое своеобразие романа «Тихий Дон».
К С №2.по творчеству М. Шолохова.
М.А. Булгаков(8ч.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.
Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
РР.№8. Проблематика романа (круглый стол).
Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
Б.Л. Пастернак(3ч.)
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Вн.чт. №6. Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.
Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
А.П. Платонов(1 ч.)
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.
Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества », «Старый механик », повесть «Джан ».
В.В. Набоков(1ч.)
Роман «Машенька».
Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И.Бунин.
Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина»
Литература периода Великой Отечественной войны(2 ч.)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.
Домашнее сочинение №3.
А.Т. Твардовский(2ч)
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини..яи др. по выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти».
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
Литературный процесс 50 — 80-х годов
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70- х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и Лр. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
Н.А.Заболоцкий(1ч.)
Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.
Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская лирика.
Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».
А.И. Солженицын(1ч.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича ».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».
У литературной карты России
Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федорова, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.
« Деревенская проза» В. П. Астафьева.(1 ч.)
В.Г.Распутин (1 ч.).
Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
В.М. Шукшин(2ч.)
Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжетаи глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).
Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».
Авторские песни.(1ч.)
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
Лирика Б. Окуджавы2 ч.)
Выучить стихотворение наизусть (на выбор)
КР №1. По предмету «Литература»
Основные направления и тенденции современной литературы(4ч.)
Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
РР№9.Конференция.
РР№10. Отзыв на прочитанные произведения
3.ТЕМАТИЧЕСОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов, тем уроков Количество часов
КР
КС
ДС
РР
ВН.Чт.
Введение.
1
Литература начала 20 века
1
И.А. Бунин
4
1
А.М. Горький
5
А.И. Куприн
6
1
1
Л.А Андреев
1
Серебряный век русской поэзии
2
1
В.Брюсов
1
К. Бальмонт
1
А.А. Блок
4
1
И. Анненский
1
Н. С.Гумелёв
2
И. Северянин ,
В. Хлебников
2
А.А. Ахматова
4
1
М.И. Цветаева
7
1
1
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
5
1
2
В.В. Маяковский
4
1
С.А. Есенин
5
1
1
Литературный процесс 30 - 40-х годов
1
О. Мандельштам
1
А.Н.Толстой
6
1
М.А. Шолохов
8
1
1
М.А. Булгаков
8
1
Б.Л. Пастернак
3
1
А.П.Платонов,
В.В. Набоков
2
Литература периода Великой Отечественной войны
2
1
А. Т. Твардовский
2
Н. Заболоцкий
1
А.И. Солженицын
1
В.П. Астафьев
1
В.Г.Распутин
1
В. М. Шукшин
2
Авторские песни
1
Б.Окуджава
2
1
Основные направления и тенденции современной литературы
4
2
Итого
102
1
3
3
10
6