В.В.Набоков.
Герой и мир в рассказах писателя 20-30-х годов.
Цели:1.Ввести учащихся в мир писателя В.Набокова. Познакомить с особенностями
биографии и творчества писателя.
2.Рассмотреть специфику героя и художественного мира в рассказах писателя
20-30-х годов. Выявить систему мотивов в текстах сборника «Возвращение
Чорба».
Оборудование:
Пакет слайдов.
Рассказы «Письмо в Россию», «Путеводитель по Берлину», «Благость».
Листочки для вопросника.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Чтение стихотворения учащимся.
[pic]
Не все ли равно мне, рабой ли,
наемницей иль просто безумной тебя назовут?
Ты светишь…Взгляну – и мне счастие вспомнится.
Да, эти лучи не зайдут.
Ты в страсти моей и в страданьях торжественных,
и в женском медлительном взгляде была.
В полях озаренных, холодных и девственных,
цветком голубым ты цвела.
Ты осень водила по рощам заплаканным,
весной целовала ресницы мои.
Ты в душных церквах повторяла за дьяконом
слепые слова ектеньи.
Ты летом за нивой звенела зарницами,
в день зимний я в инее видел твой лик.
Ты ночью склонялась со мной над страницами
властительных, песенных книг.
Была ты и будешь. Таинственно создан я
из блеска и дымки твоих облаков.
Когда надо мною ночь плещется звездная,
я слышу твой реющий зов.
Ты – в сердце, Россия. Ты – цепь и подножие,
ты – в ропоте крови, в смятенье мечты.
И мне ли плутать в этот век бездорожия?
Мне светишь по-прежнему ты.
(В.В.Набоков. «Россия». 1919.)
- Это стихотворение Владимира Владимировича Набокова,
русско – американского писателя первой половины 20 столетия.
Для каждого периода литературы характерны свои имена.
18 век – это век М.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина,
19 век – век А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. А чьи имена характеризуют в литературе 20, недавно ушедший
век? Несомненно, одно из имен – В.В.Набоков. В чем заслуга это-
го писателя, а в то же время почему только сейчас Набоковым
действительно заинтересовались, а до недавнего времени он оста-
вался в тени?
[pic]
Попытаемся ответить на эти вопросы, рассмотрев
особенности биографии писателя, его творчества. Выявим специи-
фику героя и художественного мира в раннем творчестве писа-
теля. Особое внимание обратим на рассказы 20-30-х годов, кото-
рые восполняют некоторые из лакун его творческой биографии
и важны для понимания эволюции мировидения писателя.
2.Сообщение - Запишите тему урока.
темы урока. В.В.Набоков.
Герой и мир в рассказах писателя 20-30-х годов.
[pic]
3.Изучение Знакомство с биографией писателя.
нового В.В.Набоков родился в самом конце прошлого века, в 1899 году,
материала. ровно через сто лет после А.С.Пушкина. Совсем недавно, 10 апре-
ля, исполнилось 105 лет со дня рождения писателя.
[pic]
Домашнее начальное образование, полученное Набоковым,
было разносторонним. Оно велось на трех языках ( английском,
французском и русском ). Большое внимание уделялось занятиям
спортом – теннис, бокс, велосипед, шахматы. С детства Набоков ув-
лекался энтомологией.
- Что изучает эта наука? (Жизнь бабочек.)
Бабочки будут постоянно присутствовать в произведениях Набо-
кова.
Художник Добужинский давал юному Набокову уроки ри-
сования. Если добавить к вышесказанному, что частыми гостями
дома Набоковых были известные музыканты того времени, то
представить лучшую среду для развития его таланта просто не-
возможно.
[pic]
О хорошем воспитании и образовании заботились родители
В.Набокова – Елена Ивановна и Владимир Дмитриевич. Отец пи-
сателя был сторонником приобщения России к нормам европей-
ской цивилизации. Семье аристократов вскоре после октябрьского
переворота 1917 года приходится покинуть Россию. Оставив все:
дом, сбережения, друзей,- Набоковы уезжают сначала в Крым, а
через 2 года – весной 1919 года – в Европу.
С 1919 года начались скитания в эмиграции. Сперва – 3 года-
учеба в Кембридже, затем – долгий и непростой период жизни в
Берлине.
[pic]
Берлин 20-х годов. Имея в России все необходимое, Набокову,
потерявшему отца, которого убили на одном из политических со-
браний правые экстремисты, теперь приходилось рассчитывать
только на собственные силы. Набоков становится профессиональ-
ным писателем – Владимиром Сириным. Он считал, что псевдоним
поможет избежать путаницы с его отцом – тоже Владимиром На-
боковым.
В то время Набоков задумывает написать роман под назва-
нием «Счастье». Но первые главы он оттачивал до того, что от
них осталось три рассказа, с содержанием которых вы знакоми-
лись заранее. Как называются эти рассказы?
(«Письмо в Россию», «Путеводитель по Берлину», «Благость».)
[pic]
Все они вошли в сборник «Возвращение Чорба».
-Посмотрим, где происходит действие в рассказах. (Берлин).
-Почему Набоков в период 20-30-х годов своего творчества
выбирает фоном своих произведений именно этот город?
(Сам писатель находится в этом городе. Теперь Берлин для
него новый дом. Он созерцает его и описывает.)
[pic]
-Каким видят Берлин герои рассказов? Обратимся к текстам.
(«Письмо в Россию»: «…в сыром, смазанном черным салом,
берлинском асфальте, текут отблески фонарей…», «…дома - как
туманы..», «..в здешних кабачках чета мелькает за четой...» и.т.д.
«Путеводитель по Берлину»: «На перекрестке вдоль рельс
разворочен асфальт…», «…зоологические сады…в решетках…про-
тив берлинского Зоологического сада большая гостиница...» и.т.д.
«Благость»: «…были видны черепичные крыши Берлина – очер-
танья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам
стекла...», «…чистая площадь в начале бульвара…» и.т.д.)
-Какими красками Набоков рисует Берлин?
(Серыми, дождливыми,черными, иногда с отблесками от от-
ражающих свет предметов.
[pic]
-Как чувствуют себя герои в этом сером, мрачном мире, ко-
торый их окружает?
(Герой одинок, но он находит в себе силы быть счастливым,
продолжает жить несмотря на все неурядицы.)
-Что является причиной одиночества героя из рассказа
«Письмо в Россию»?
(Его любимая осталась в Петербурге, а он эмигрировал в
Берлин.)
-Отчего одинок герой рассказа «Благость»?
(Его бросила любимая, она не пришла на свидание, и он ос-
тался один в этом городе.)
-Много ли друзей у героя из произведения «Путеводитель
по Берлину»?
( Кроме друга-собутыльника мы не видим никого из его
близких.)
-Несмотря на одиночество герои продолжают жить, кроме
того они довольны жизнью. Какое чувство они испытывают, видя
благость других, чувствуя нежность мира?
(Герой испытывает счастье.)
-Докажем примерами из текстов, что герои действительно
счастливы?
(Герой рассказа «Письмо в Россию» заявляет: «Слушай, я
совершенно счастлив. Счастье мое – вызов. Блуждая по улицам,
по площадям, по набережным вдоль канала,- рассеянно чувствуя
губы сырости сквозь дырявые подошвы,- я с гордостью несу
свое необъяснимое счастье. Прокатят века,- школьники будут
скучать над историей наших потрясений,-все пройдет, все прой-
дет, но счастье мое, милый друг, счастье мое останется…»
В рассказе «Благость» герой «…почувствовал нежность ми-
ра, глубокую благость всего, что окружало…сладостную связь
между мной (героем) и всем сущим,- и понял , что радость…ды-
шит вокруг меня (героя) повсюду…Я(герой) понял, что мир…мер-
цающая радость, благостное волнение, подарок…».
Герой рассказа «Путеводитель по Берлину» видит « что-то
ангельское в человеке», с любопытством глядит на все вокруг,
в отличие от своего собеседника он не скучает.)
-Действительно, Набоков наделяет своих героев способнос-
тью быть счастливыми. Но что в рассказах является прямой про-
тивоположностью счастью? Какое потрясение происходит с людь-
ми?
[pic]
(Люди умирают. Например, в рассказе «Письмо в Россию»
семидесятилетняя старушка «покончила с собой на могиле недав-
но умершего мужа…»)
-Так какие же темы, повторяющиеся элементы мы выделили
в рассказах?
(Одиночество, счастье, смерть.)
[pic]
-Какой из них будет лейтмотивом, ведущим?
(Счастье.)
-Да, герой счастлив несмотря на все превратности судьбы.
Он продолжает жить. А что дает ему силы? Почему жизнь не
может сломить героя? Посмотрим.
-Кем являются герои рассказов?
(Писатель, скульптор.)
- Как называют таких людей? ( Творческие, люди искусства.)
[pic]
-Как они оказались в Берлине?
(Они эмигранты.)
-Подумайте, почему Набоков наделяет своих героев именно
такой судьбой?
(Герои похожи на писателя.)
-Каким видят герои мир? Что они замечают вокруг? На что
обращают внимание?
(Они обращают внимание на детали, на мелочи, которые
для других не представляют никакого интереса.)
-Обратимся к рассказу «Путеводитель по Берлину». В чем
видит герой смысл творчества?
(«…смысл писательского творчества: изображать обыкно-
венные вещи так, как они отразятся в ласковых зеркалах буду-
щих времен, находить в них ту благоуханную нежность, кото-
рую почуют только наши потомки в те далекие дни, когда вся-
кая мелочь нашего обихода станет сама по себе прекрасной и
праздничной…»)
-Герои Набокова – писатели, скульпторы – творческие личнос-
ти. Они способны к особому мировидению. Таким был и сам На-
боков. Он часто одухотворяет мир вещей. Приведите примеры
одухотворенности вещного мира.
(«Письмо в Россию»: «…автомобиль…сыро трубит в ухо
ночи…», «…в водопроводе всхлипывает, переливается вода, под-
ступая как бы к горлу дома…».
«Благость»: «…вот прыгает косица девчонки…», «..по па-
нели…бежали большие рыжие листья…».)
-Как в литературе мы называем литературные тропы, харак-
теризующие перенос признаков живого существа на неживой
предмет или понятие?
(Метафора, ее разновидность – олицетворение.)
-А что особое сумел увидеть, подглядеть герой рассказа
«Путеводитель по Берлину»?
(«…подглядел чье-то будущее воспоминание».)
[pic]
-Воспоминание как категория памяти присутствует и в дру-
гих текстах Набокова. Приведите примеры.
(Герой рассказа «Благость» вспоминает последнюю встре-
чу с любимой. Герой рассказа «Письмо в Россию» вспоминает
прошлую жизнь в Петербурге.)
-Вспомним, как называется сборник произведений, в который
вошли эти рассказы.
(«Возвращение Чорба».)
-Заметьте, опять возвращение, и не обязательно как путь по
географическому маршруту. Возвращение мыслями в прошлое, к
тому, что дорого, но утрачено и осталось лишь в памяти. А поче-
му мотив памяти так ярко прослеживается в произведениях пи-
сателя 20-30-х годов? (Что это за время для него?)
(Сам Набоков, оставив Россию, постоянно вспоминает ее.)
-Действительно, именно в первые годы эмиграции Набоков
напишет:
Ты – в сердце, Россия. Ты – цепь и подножие,
ты в ропоте крови, в смятенье мечты.
«Была ты и будешь»,- говорит он о России.
- Итак, каков мир, в котором находятся герои Набокова про-
изведений 20-30-х годов? Какими красками рисует его писатель?
(серыми, черными, темными, иногда с бликами.)
-А если посмотреть на мир с точки зрения звука?
(Мир шумный.)
-Как ощущает себя герой в этом сером, шумном, куда-то
бегущем мире?
(Ему одиноко, но он удивляется всему, он счастлив.)
-Какие мотивы характеризуют героя и художественный мир
рассмотренных нами произведений?
(Счастье, одиночество, смерть, память.)
[pic]
-Какой из них можно назвать ведущим, лейтмотивом?
(Память, счастье.)
-А теперь посмотрим на эти мотивы как категории, попро-
буем соотнести их с самим В.Набоковым. Характерны ли они
для него как человека, оказавшегося в такой жизненной ситуа-
ции?
(Набокову тоже было одиноко без Родины, без друзей.
Потеря Родины словно смерть. Смерь отца, после которой
он нашел в себе силы жить. Он вспоминает Россию. Он
пытается найти себя, свое счастье.)
-А сейчас в тетрадях сделаем небольшую работу, которая
поможет определить, что вы теперь знаете о В.Набокове, его
творчестве, особенностях изображать героя и мир, в котором он
находится.
-Вам предлагается 7 вопросов. Запишите ответы на них в
клеточки по горизонтали.
[pic]
1.Псевдоним В.В.Набокова. (Сирин)
2.Лейтмотив рассказов писателя 20-30-х годов. (Память)
3.Город, в котором происходит действие рассмотренных
нами рассказов. (Берлин)
4.Чувство, которое охватывает героя, но которое он пре-
одолевает. (Одиночество)
5.Территория, куда перебираются Набоковы до эмиграции
за границу. (Крым)
6.Родина В.Набокова. (Россия)
7.Слово в названии сборника, в который вошли рассказы
«Письмо в Россию», «Путеводитель по Берлину», «Бла-
гость». (Возвращение)
-Выделите в словах буквы:
1.Последнюю.
2.Вторую.
3.Первую.
4.Пятую.
5.Первую.
6.Вторую.
7.Четвертую.
-Прочитайте полученное слово. (Набоков)
[pic]
-Творчество В.В.Набокова удивительно, особенно, оно не мо-
жет оставаться в тени. Именно поэтому его книги сейчас можно
чаще встретить на прилавках магазинов, в домашних библиотеках.
Набокова изучают в школе. А литературное наследие писателя
огромно. Только на русском языке им было написано восемь ро-
манов, десятки рассказов, сотни стихотворений, ряд пьес. К этому
нужно добавить обширное англоязычное творчество – романы, ав-
тобиографическую прозу, лекции о литературе, книгу интервью,
многочисленные переводы. С русского на английский он перевел
«Слово о полку Игореве», «Евгения Онегина», стихотворения Лер-
монтова, Пушкина, Фета и других. С английского для русских ре-
бят перевел «Алису в стране чудес»…Это далеко не весь список
работ В.Набокова.
5.Заключительное слово учителя.
[pic]
-После смерти писателя проходит несколько лет, и имя пи-
сателя или предается забвению, или происходит нечто стран-
ное, и этот писатель внезапно становится важным, признан-
ным мировой общественностью. Он внезапно становится сов-
ременным классиком. Публика непостоянна. Порой иллюзорно
непостоянна. Но она лучше знает, что будет в конце. И для
последующих поколений, независимо от того, сколько времени
пройдет, «великий писатель останется великим, а плохой оста-
нется плохим».
9