«Да святится имя Твое» (Тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет)»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»









Конспект открытого занятия по литературе на тему:

«Да святится имя Твое» (Тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет)»

Специальность 44. 02. 01 Дошкольное образование, гр. 11



Выполнила: преподаватель

русского языка и литературы

Кряжева А.В.

Ульяновск 2016






Цель урока: практическим путем овладеть содержанием произведения А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Задачи:

Предметные

1. Сформировать представление о концепции любви в творчестве А. И. Куприна и сравнить ее с концепцией И. А. Бунина.

2. Проследить, как писатель изображает процесс пробуждения человека через любовь.

3. Совершенствовать умение анализировать художественный текст.

4. Развивать устную речь.

Метапредметные

1.Уметь сопоставить текст художественного произведения с его интерпретацией.

2. Совершенствовать умение аргументированно высказывать свою точку зрения.

3. Совершенствовать умение работать в группе.

Личностные

1. Формировать представление о любви как высоком чувстве.

2. Соизмерять прочитанное с миром собственной души.

3. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства – литературу, музыку, кино.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы и приемы: словесные (беседа, монолог обучающегося, слово преподавателя, опрос), наглядные (видеопрезентация, видеофрагмент), практические (чтение текста, анализ прочитанного фрагмента, интерпретация художественного текста в других видах искусства).

Средства обучения: аудиальные (аудиофрагмент текста, мелодии L. vanBeethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2.LargoAppassionatо), аудиовизуальные (фрагмент фильма), словесные (художественный текст).

Формы организации учебной деятельности: групповая (заполнение таблицы), фронтальная, индивидуальная (доклад).

Оборудование: ноутбук, проектор, электронный носитель, экран.

Этапы учебного занятия

I. Организационно – мотивационный (3 минуты).

II. Содержательно – деятельностный.

1. Аналитическая беседа (31 минута).

2. Групповая работа (30 минут).

3. Обобщение (21 минута).

III. Рефлексивно – оценочный этап (5 минут).





Ход урока

1. Объявление и запись темы (1 минута)

Тема нашего сегодняшнего урока – «Любовь в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет»».


Обучающиеся записывают тему урока

II. Содержательно – деятельностный.

1. Аналитическая беседа (31минута)



1. Слово учителя. Чтение 1 главы. (3 минуты)

Разговор о любви – очень тонкая вещь. Любовь – это самое возвышенное чувство в душе человека. А. И. Куприн подобрал эпиграфом к своему произведению о любви музыку. Давайте послушаем её.

ЗвучитL. vanBeethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2.Largo Appassionatо).

Через одну – две минуты на приглушённом фоне читаю первую главу.

Какие чувства вызвала у вас музыка?



2. Беседа по содержанию текста (28 минут)

Чьими глазами увиден осенний пейзаж?

Найдите в тексте цитаты, передающие наступление осени. Зачитайте их.


















Меняется ли погода на протяжении всего фрагмента? Ответ обоснуйте с помощью цитаты.







Как перемена погоды передает настроение Веры Николаевны?





Прочитайте, как Куприн описывает героиню.













Найдите в тексте и зачитайте цитату, в которой описана внешность Анны Фриессе, сестры Веры.

































Сделайте вывод о том, похожи ли сестры между собой.







Теперь обратите внимание на то, что нравится сестрам в природе.

А каковы взаимоотношения Веры с мужем?





Счастлива ли Вера в браке?



Давайте теперь сформулируем и запишем вывод о том, какова главная героиня.















Как княгиня воспринимает день своих именин?





Что же счастливо – чудесного могло случиться на именинах?Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к окружению героини. Как изображает автор гостей Веры Павловны?













Может ли такое окружение принести что – то счастливо – чудесное?



Есть ли на именинах человек, изображённый с симпатией?

Почему?







А чтобы нам разобраться в том, как понимает автор настоящую любовь, давайте послушаем пересказ историй о любви, рассказанных Аносовым.











Обучающиеся делятся впечатлениями с преподавателем: грустная, торжественная мелодия.

Осенний пейзаж увиден глазами Веры Николаевны.


Обучающиеся зачитывают цитаты из текста: «Отвратительные погоды» в середине августа принесли не только грусть, но и печаль. с утра до утра шел, не переставая, мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь. Свирепый ураган раскачивал деревья, гремел железными кровлями. Вздрагивали рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Во всех этих звуках живет какая-то тревога. Она усиливается деталью: море спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.

«Но вдруг погода резко переменилась – это неожиданный подарок природы: тихие безоблачные дни, солнечные и тёплые, слюдяной блеск осенней паутины, успокоившиеся деревья…Наступила тишина.

Вера Николаевна радовалась наступившим прелестным дням, уединению, чистому воздуху, щебетанию ласточек, солёному ветру».Вера Николаевна рада наступившим тёплым дням.

Обучающиеся сами находят и зачитывают портрет Веры: «Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах».

«Младшая - Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца...Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, - лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».

Зачитывая портретные характеристики, можно прийти к выводу, что лицо Веры аристократическое и холодное. Сестра же жизнерадостнее, горячее и эмоциональнее.

Анне больше нравится море, а Вере – лес. Вера восхищена его спокойной красотой.

Любви между ними уже нет: «…прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Ей скорее спокойно с мужем, но настоящего счастья она не испытывает.

Главная героиня произведения – Вера Николаевна Шеина, представляет собой образ «холодной», «благоразумной» женщины. Её стиль жизни полностью соответствует социальному положению «княгини» и «жены предводителя дворянства». Её жизнь размерена и спокойна. Но и любви настоящей в браке героини нет – есть преданность мужу и привычка.

По милым, отдалённым воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего – то счастливо – чудесного.

«толстый, безобразно – огромный» профессор Свешников; и с «гнилыми зубами на лице черепа» муж Анны, глупый человек, который «ровно ничего не делал, но числился при каком – то благотворительном учреждении»; штабной полковник Пономарёв, «преждевременно состарившийся, худой, желчный человек, измождённый непосильной канцелярской работой».


Нет, так как они изображены даже обыденно, несимпатичны автору.


Есть. Это генерал Аносов.

Именно он выражает авторскую позицию любви, помогает Вере понять, что такое настоящая любовь.




3. Доклад учащегося на тему «А где же любовь – то»? (3минуты).


























































Что для Аносова настоящая любовь? Как отличить её от других чувств?



Видит ли генерал Аносов любовь в современном ему обществе?



Сформулируем и запишем вывод.



Аносов рассказывает Верочке о двух историях, которые развивались на его глазах. История первая – это рассказ о юном прапорщике. Этот «свежий и чистый мальчишка» положил свою первую любовь к ногам опытной развратницы. Когда же он надоел ей, то не мог совладать с собой, ходил за ней как привидение, «измучился весь, исхудал, почернел, ревновал ужасно». Однажды ночью возвращались с компанией с пикника по полотну железной дороги, как вдруг женщина шепчет ему на ухо: «Вы всё говорите, что любите меня. А ведь, если я прикажу – вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом – и под поезд. Остался без кистей и рук. «Пришлось прапорщику оставить службу. Товарищи собрали ему кое – какие деньжонки на выезд. Оставаться – то в городе ему было неудобно: живой укор перед глазами ей и всему полку. И пропал человек…самым подлым образом…стал попрошайкой…замерз где – то на пристани в Петербурге»

Второй же случай Аносов характеризует как совсем жалкий. Жена капитана сошлась крепко с поручиком Вишняковым. Так втроём и жили в двумужнем браке. И когда полк двинули на войну, Леночка приказала мужу: «Помни же, береги Володю! Если что – нибудь с ним случится – уйду из дому». И капитан, на которого солдаты молились – так он был храбр! – ухаживал за этим трусом и лодырем Вишняковым, как нянька, как мать. На ночлегах под дождём, в грязи, он укутывал его своей шинелью, ходил вместо него на саперные работы, по ночам проверял за него сторожевые посты. «Ей богу, хотя и грех вспоминать, но все обрадовались, когда узнали, что Вишняков скончался в госпитале от тифа».

На первый взгляд может показаться, что любовь прапорщика так же, как и любовь капитана, горячая, самоотверженная. Шутка ли – броситься под поезд! Однако мы убеждаемся: ни в том, ни в другом случае нет той «величайшей тайны, которая созидает, дает человеку крылья, делает его богаче, чище, красивее, добрее, возводит его на необыкновенную нравственную высоту – это дар от самого Бога.

Что же в таком случае эти две истории? Любовь? Кого такая любовь сделала счастливее, красивее? Кому помогла жить? Наоборот, всем было стыдно видеть безумие юного прапорщика, а потом его страшную участь, когда пропал человек…самым подлым образом – это не только саморазрушение, но и укор всему полку. Или когда сослуживцы радуются смерти человека, потому что и эта любовная история вызывает стыд за капитана. На глазах у всех происходит самоуничижение, опять – таки разрушение личности, что – то неестественное, чудовищное, необъяснимое.

Для Аносова «Настоящая любовь узнается по её созидающему началу – стремлению к нравственному совершенству! Любовь являет миру всем прикасающимся к ней Добро и Красоту.

Генерал Аносов восклицает: «А где же любовь – то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не требующая награды? Та, про которую сказано – сильна, как смерть?»

Среди гостей, собравшихся на дне именин Веры, выделяется генерал Аносов – дядя героини. Именно он посвящает Веру в смысл подлинной любви: она, по мнению Аносова, бескорыстна, не требует награды. Это чувство сильнее смерти и страха смерти.



Такая любовь случается в жизни Веры Николаевны. Она же и является тем «счастливо – чудесным» моментом, которого ждёт именинница. Это подарок – гранатовый браслет.

Как Вера догадывается о том, кто прислал подарок?


Что подумала Вера Николаевна, когда увидела письмо?



Зачитайте письмо.

Что такое гранат?

Какие свойства имеет зелёный камень граната?



Таким образом, Желтков отдал свой талисман.

Как влияет на Веру подарок?


А кто же такой Желтков? Что может сказать о нём Аносову Вера?





Составим характеристику героя.

1. Каково его имя и фамилия?


2. Есть ли у него должность, работа?

3. Богат ли герой?

4. Он одинок, или у него есть семья?

5. Есть ли у него мечта?

На кого из литературных героев, о котором мы говорили, похож Желтков?

Какой термин можно употребить для героя, о котором мы вспомнили?





Когда мы встречаемся с героем?




Более детально разберем поведение героев. Как ведет себя Булат – Тугановский?



















Как ведет себя Василий Львович?













Какова же реакция самого телеграфиста на происходящее?

















Какой вывод можно сделать из прочитанного фрагмента?





Вместе с браслетом Желтков присылает ей письмо.

«Ах, это - тот!» - с неудовольствием подумала Вера». Видимо, это далеко не первое письмо, которое получает княгиня от своего почитателя.

Гранат – ярко – красный камень. Используется для украшений.

Редкий сорт граната – зелёный – «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».

Она взволнована посылкой Желткова, смутные чувства терзают её.

Имя его неизвестно. Подписывается Г.С.Ж. Служит мелким чиновником. Его единственная любовь – это Вера, он одинок, не женат. Именинница – его мечта, он живет ей уже давно, за два года до брака стал ухаживать за ней, писать письма.

Обучающиеся записывают.

1. Неизвестное имя, незвучная, смешная фамилия.

2. Служит где – то мелким чиновником.

3. Беден.

4. Одинок.

5. Мечтает о любви.

Евгений из «Медного всадника» А. С. Пушкина.


«Маленький человек».


Обучающиеся формулируют и записывают вывод.

Образ Желткова продолжает тему «маленького человека» в литературе.

Только к 10 главе мы наконец встречаемся с таинственным Г. С. Ж., когда родственники Веры Николаевны решили положить конец «выходкам» Желткова и явились к нему домой.

Булат – Тугановский постучал три раза коротко и решительно. Они с Василием Львовичем осмотрелись в низкой и бедной комнате, и Тугановский спросил высокомерно: «Если не ошибаюсь, господин Желтков?» Когда желтков протянул ему руку, тот обернулся всем телом к Шеину. Николай Николаевич не захотел сесть. Отрекомендовал себя «Я - товарищ прокурора». Затем князя Василия Львовича: «Губернский предводитель дворянства». Проигнорировал приглашение к чаю. Настроен очень жёстко, высокомерно. Сухо – любезно пригрозил Желткову: «И мы до сих пор не принимали против вас никаких мер, хотя – согласитесь – это не только можно было бы, но и нужно было сделать. Не правда ли?...Но последним вашим поступком…вы переступили те границы, где кончается наше терпение…Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью было обратиться к помощи власти…»

Во всё время свидания Василий Львович жадно всматривается в лицо Желткова. Только к Шеину обращается Желтков с просьбой выслушать его. Предводитель дворянства позволяет позвонить его жене. Он и письмо разрешит написать. Он, наконец, объяснит Николаю Николаевичу: «Главное, это то, что я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать или лгать заведомо. И правда, подумай, Коля, разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством как любовь, - чувством, которое до сих пор ещё не нашло истолкователя…»

Николай Николаевич при встрече не протянул руку Желткову, «точно не замечая его присутствия». Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстёгивая пуговицы. Когда он понял, что посещение связано именно с Верой Николаевной, совершенно растерялся, опустился вдруг на диван и пролепетал онемевшими губами приглашение присесть. Смотрит умоляющими глазами, опускает голову, как провинившийся школьник.

Но вот Булат – Тугановский заикнулся о своём намерении обратиться к властям, и разговор сразу принимает иной характер. Маленький чиновник выпрямляется и говорит как бы с высоты чувства, вознесшего его над житейской суетой, открывшего ему новый, сияющий мир.

Желтков способен на большое чувство, которое недоступно многим из героев повести.

3. Актуализация имеющихся знаний (5 минут)












4. Групповая работа. Заполнение таблицы (25 минут).

















Подведение итогов. (5 минут)


Итак, на предыдущем уроке мы с вами сделали вывод, что в жизнь Желткова вошла истинная любовь, над которой он не властен.

Совершенно по – особенному воспринимают любовь и другие герои повестей А. И. Куприна. Я предлагаю обобщить имеющийся у нас материал.

Давайте вспомним, как автор передает чувство любви в произведении «Олеся» и сравним с тем, что увидели в «Гранатовом браслете».

О теме любви в литературе мы говорим не в первый раз. Герой литературы 19 века, как мы с вами говорили, был показан именно через чувство любви. В литературе 20 века происходит то же самое. Давайте вспомним, как понимает любовь И. А. Бунин.



Перед вами бланки для групповой работы. За 10 минут вы должны ответить на вопрос: «Что такое любовь для героев Куприна?»

План отчета группы (раздается на карточках вместе с черновиками и чистыми листами для записей).

ФИО участников группа 11.

1. Имя героя.

1 группа – генерал Аносов.

2 группа – Желтков.

3 группа – Василий Львович.

4 группа – Вера Николаевна.

2. Цитата из текста, выражающая мысли героя о любви.

3.Вывод, заключающий в себе ответ на вопрос: «Что такое любовь для героев Куприна?»

От группы выходят два человека. Один красиво записывает цитату, второй обосновывает вывод и ведет запись на доске в общую таблицу.

Просмотр видеофрагмента. Анализ последнего эпизода. (4 минуты).

Сформулируем и запишем вывод.





Обучающиеся высказывают свои версии.

Истории любви, изложенные в «Олесе» и «Гранатовом браслете» А. И. Куприна, показывают разные оттенки этого чувства. Если для Олеси любовь – это лишь часть ее жизни, то для Желткова любовь и есть сама жизнь. Но и влюбленный телеграфист, и лесная дикарка являются носителями благородного чувства любви, тайна которого необъяснима.




Любовь – всегда страдание. Безответная любовь тоже бывает прекрасной.




Работа групп. Заполнение бланков (15 минут).

















Безответная любовь, любовь до самоотречения, самоуничтожения движет Желтковым. Он преклоняется перед возлюбленной и восхищается ей.

III. Рефлексивно – оценочный (3 минуты).



Д/з (3 минуты)

Теперь подведем итоги нашей работы.

Я узнал…

Я понял...


Мне было трудно…

Прочитать повесть Куприна «Гранатовый браслет». Подготовиться к тесту.


Как воспринимают любовь герои А. И. Куприна.

Любовь – это возвышенное, бескорыстное чувство.

Обучающиеся говорят о трудностях.

























Литература.



  1. Афанасьев В. Н. Куприн А. И. – М.: ХЛ, 1960.

  2. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. – М., 1962.

  3. Волкова. Е. У. «Да святится имя твое…» Тема любви в творчестве А. И. Куприна. - Литература в школе, 2001, № 1, с. 71-76.

  4. Журавлёва Г. Д. «Да святится имя твое…» Тема любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» - Литература в школе, 2011, №3, с. 30 – 33.

  5. Крутикова Л. В. А. И. Куприн. – Просвещение, Л., 1971.

  6. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна.

  7. Нерещет Н. В. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…» Рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет» - Литература в школе, 2001, № 1, с. 67 – 71.

  8. Полякова И., Критская Н. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…» Тема любви в творчестве А. И. Куприна. По рассказу «Гранатовый браслет» - Литература, № 18, 2006, с. 32 – 35.

  9. Хазанов И. Тема любви в творчестве А. И. Куприна. – Литература, 2000, № 36, с. 14 – 15.

  10. Хван А. А. Метафизика любви в произведениях А. И. Куприна и И. А. Бунина. – М., 2002, с. 45 – 61.