План-конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


План-конспект урока русской лит-ры в 9 «В» классе

Тема.

Женские образы в романе.

Цель:






1) вспомнить основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова; понимать своеобразие художественного мира поэта; совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства); ближе познакомиться с мужскими и женскими образами романа «Герой нашего времени»; развивать основные речемыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез); дать характеристику Печорину;

2) научиться проводить анализ текста; рассуждать, грамотно излагать свои мысли; развить навыки сравнительного анализа действующих лиц комедии через сопоставление их монологов и диалогов, а также на основе цитатной характеристики.

3) воспитать любовь к литературе; научиться ценить дружбу, любовь; развивать эмоционально-ценностные компетенции.

Иллюстрации.



Ход и содержание урока


1.Орг. момент

2.Проверка д/з

Читаем краткое содержание романа.

Каждая группа получила задание. Читают свои конспекты, дают характеристику главным героям.

Эпиграф:

Я никогда не считался рабом любимой женщины.

М.Ю.Лермонтов

3.Работа по теме. Ученики читают свои конспекты по мужским образам.

Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями. На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.

Задания группам

I группа: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

(Тезисы ответов учащихся: Бэла – черкешенка, похищенная Печориным. Она жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой её народа является гармония с окружающим миром. Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано этого. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина к этому миру. Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да". Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом. Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое. Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение). Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

II группа: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Какова композиционная роль ее образа?

(Тезисы ответов: Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке). Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить. Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них).

III группа: Печорин и Мери

1. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

(Тезисы ответов: Княжне Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла, которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней. Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об этом не узнает. Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер). Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны - это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства, пряча их за маской томности, а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери. Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви. Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит).

IV группа: Печорин и Вера

1. Как охарактеризовать можно их чувства друг к другу?

2. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

(Тезисы ответов: Образ Веры, на наш взгляд, раскрыт недостаточно, в романе отсутствует рассказ о ее психологических и культурных связях с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она его не за привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает. Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного". И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что Печорин даже ради Веры не готов жертвовать своей свободой).

Вывод

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?




























































4. Герои романа

Повесть «Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

? Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства,

? На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

? На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?

Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин - человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Повесть «Максим Максимыч»

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев

Чем заканчивается последняя встреча героев

Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой... Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...»

Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...Однако прощайте, мне пора... я спешу...благодарю, что не забыли...»

«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..»

Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...»

2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

Повесть "Тамань"

Отношение Печорина к персонажам повести:
«Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго... Мне стало грустно».

Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.

Ундина

«Странное существо... На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью...Она была далеко не красавица... В ней было много породы... Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...»

«Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... сверхъестественным усилием повалила меня на борт...»

Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.

Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть "Княжна Мери"

1. Водяное общество - для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.

Из чего складывается конфликт?

Примитивность представителей «водяного» общества

Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»

Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман.

Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью».

Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть

Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.

 

Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

«...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».

В его душе нет «ни на грош поэзии».

Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

«Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.

Грушницкий все время пытается кому-то подражать.

Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.

3. Вернер - приятель и «двойник» Печорина

По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».

Он «скептик и материалист».

Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.

У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).

Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»

4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным

Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.

Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).

Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.

Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.

Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.

В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.

5. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.

«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»

Печорин приносит Вере много страданий.

Вера для Печорина - ангел-хранитель.

Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.

Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».

«Она единственная женщина в мире , которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.

Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Повесть "Фаталист"

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»

Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»

Верит в судьбу, предопределение

Не верит в судьбу, предопределение

Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута».

Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»

Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»

5. «Двойники» Печорина

?  Близки духовно и интеллектуально.

? Скрывают способность любить и сострадать.

? Учатся равнодушию и эгоизму.

? Боятся проявления нормальных человеческих чувств.

? Подавляют в себе все человеческое.

Различия

Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны.

Пытается понять смысл и цель своей жизни.

 

Грушницкий

Печорин

Сходство

Люди одного круга, вместе служили.

Различия

? Позер, любит пышные фразы.

? Мечтает стать героем романа.

? Провинциальный романтик.

? Мелок в своих амбициях и желаниях.

? Чтобы завоевать авторитет в кругу людей, которые для него значимы, идет на предательство

и подлость.

? Умен.

? Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние

и угадывать их поступки.

? Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы.

? Обладает тонкой интуицией.

6. Конфликт Печорина с обществом и с самим собой

«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения».

Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности.

"Два" Печориных

Отношение к женщинам

«Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает ... то они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков...»

«Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».

Главное противоречие героя

Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная безнадежность, сознание своей обреченности.

Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни.

Сам о себе

«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно».

«С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»

Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления».

7. Онегин и Печорин

Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».

Сходство героев.

Представители светского общества.

Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни.

Затем попытка найти применение своим душевным силам в каких-либо занятиях: чтение книг, хозяйство, но разочарование и в этом тоже.

Героями овладевает скука (сплин).

Критически относятся не только к окружающим их людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки.

Чем Печорин отличается от Онегина. Печорин - человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства ума и сердца. Способен на глубокую любовь (отношение к Вере). Типичный герой своего времени.